Международный день медсестры в 7 фильмах

12 мая 2014, 19:52

12 мая по всему миру отмечается Международный день медсестры.

Стереотипы — это удивительное дело. Что первым и грешным делом неизбежно лезет в голову при упоминании медицинской сестры? Согласитесь, явно не образ самоотверженной воительницы за вашу целость и сохранность, летящей под шальными пулями перебинтовать ваши ссадины или сделать чудодейственное кровопускание. А меж тем нам должно быть бесконечно стыдно: говорят, что «медсестра — это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить». В Международный день медсестер мы предлагаем на время перестать ухмыляться и поразмыслить об истинной ценности представительниц этой профессии, посмотрев 7 фильмов из подборки, приуроченной к этому празднику.

История монахини

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.41.35

Снятая Фредом Циннеманом в 1959 году «История монахини» с Одри Хепберн в роли сестры Люк не только вошла в золотой список классики мирового кино, но и выковала образ медсестры, которую с тех пор надеется узреть каждый пациент у своей больничной койки. Врожденный аристократизм имиджа Хепберн не только не помешал актрисе воплотить главную героиню одноименного романа Кэтрин Халм Габриель ван дель Маль, но и создал должный благородный флер вокруг образа медицинской сестры. Очень вероятно, что сестра Люк — своего рода икона стиля и поведения для девушек и женщин, выбравших то же поприще, что определенно обеспечивает «Истории монахини» первое место в рейтинге «must-see» в этот день.

Дочь хирурга, Габриель ван дель Маль, вступает в религиозный Орден в 1927 году и позже принимает монашеский сан, взяв имя сестры Люк в честь святого покровителя хирургии. Во время работы в психиатрической больнице сестра Люк заслуживает всеобщее уважение, и следующим испытанием для девушки становится изучение тропической медицины в Бельгийском Конго. По истечении 9 лет сестра возвращается в Бельгию, где проходят масштабные бои Второй мировой, и для сестры Люк не должно быть «своих» или «чужих». Долг и сила клятвы, которую дала медицинская сестра, не позволяют Габриель выбирать, кому спасти жизнь. Но не преступление ли выхаживать раненых немецких солдат, которые убивали ее соотечественников и союзников и продолжат убивать, как только смогут встать ноги? Этот вопрос станет фатальным и неразрешимым для монахини.

Пролетая над гнездом кукушки

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.42.55

Культовое кино Милоша Формана, снятое по одноименному роману Кена Кизи, завоевало сердца зрителей всего мира в 1975 году, и с тех пор фильм не утратил свой статус. Несомненно, «Пролетая над гнездом кукушки» обязан этим Джеку Николсону, исполнившему роль главного героя, преступника Рэндла Патрика Макмерфи, ставшего заложником системы добровольного ментального рабства и повиновения.

Рэндл Патрик Макмерфи, кажущийся поначалу малопривлекательным рубахой-парнем и мошенником, оказывается психиатрической клинике для установления, действительно ли он психически неутойчив. С первого же дня своего пребывании в отделении для душевнобольных Макмерфи сталкивается с адептом дисциплины и тотального контроля, сестрой Милдред Рэтчед, которая считает, что воля и свобода не относятся к числу препаратов, способствующих выздоровлению пациентов. Рэндл быстро находит общий язык с большинством больных и становится их представителем и другом, но и видит, что многие из них не только принимают подавление их свободы, но и нуждаются в нем. Рэндл решает сопротивляться и научить потерянных и привыкших к неволе людей помнить о своих правах, однако еще не знает, в какой валюте будет вынужден заплатить за всеобщее благоденствие.

Пусть кино и не совсем о Милдред Рэдчед, но поспорить о ее роли в истории по итогам просмотра «Пролетая над гнездом кукушки» может быть чрезвычайно интересно как представителям профессии, так и обывателям.

Сестричка Бетти

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.44.25

Трагикомедия Нила Лабута 2000 года с Рене Зеллвегер и Морганом Фрименом в главных ролях возводит профессию медсестры в ранг работ мечты с учетом того, что Бети Сейзмур, главная героиня фильма, уповает именно на такую будущность, находясь в эпицентре на редкость незавидных событий. Отдельный комментарий о Рене Зеллвегер: будь все медсестры такими хорошенькими, клиники были бы заменили столицам все локальные «Красные Октябри».

Бетти Сейзмур работает официанткой в одной из закусочных Канзаса. Девушка добра, простодушна и очень несчастна: ее брак не удался, жизнь бедна и неказиста, а муж жаден и невыносим. В порядке спасительного эскапизма Бетти готова часами просиживать перед телевизором, просматривая серии любимого сериала, главным героем которого является врач-кардиохирург Дэвид — мужчина ее тайных грез. В один момент жизнь берет неожиданный поворот: незадачливый муж, занимающийся продажей подержанными автомобилями, решил провести вокруг пальца наркодилеров и сбыть потерянный товар без их ведома, за что поплатился собственной жизнью. Бедная Бетти, которая становится свидетельницей убийства мужа, успевает при побеге захватить с собой пакеты с наркотиками. По иронии судьбы, все несчастья официантки обратятся ее безумием и…счастьем. Бетти теряет рассудок и убеждена, что она является медсестрой. И вскоре ее давние мечты — встреча с кардиохирургом Дэвидом и работа в клинике — сбудутся, пусть и в результате совершенно буффонического стечения обстоятельств.

Далласский клуб покупателей

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.46.05

Пальцы чешутся в миллионный раз пошутить о «макконэсансе» и вспомнить стройные ножки Джареда Лето, обтянутые цветными колготками, но нет, Дженнифер Гарнер, исполнившая роль доктора Ив Сакс, сегодня в приоритете. Следует ли говорить, что медицинский работник постоянно балансирует на лезвии ножа, выбирая между долгом и эмоциями. Героиня Дженнифер Гарнер в очередной раз продемонстрировала вечный конфликт морали и совести, однако зрители, посмотревшие оскароносную картину Жана-Марка Валле, почти наверняка симпатизируют доктору Сакс. Хорошая, как говорится, была женщина.

Удалой техасец Рон Вудруф в исполнении баловня судьбы 2014 года, Мэттью Макконахи, не слишком разборчив в сексуальных связях, в напитках и в том, сколько доз кокаина требуется человеку для гармонии со вселенной. После очередной попойки со стайкой девиц, Вудруф оказывается в больнице, где врачи диагностируют у родео-ковбоя ВИЧ. Его друзья и приятели, узнав об диагнозе Вудруфа, отворачиваются от него, считая его гомосексуалистом, при этом заразным. Но Рон «не какой-то гребаный Рок Хадсон» и решает бороться со своей болезнью. Выяснив, что одобренный медиками препарат AZT фактически добивает больных пациентов, Рон пересекает мексиканскую границу и добывает запрещенные, но эффективные лекарства, которые приобретает не только для себя, но и для всех тех, кто оказался в том же положении, что и он. Так был создан «Далласский клуб покупателей», который помог продлить жизнь большинству его членов. Все бы ничего, но доктор Ив Сакс, знакомая с Вудруфом, сталкивается с неприятной реальностью: с одной стороны, как профессиональный врач женщина не может пойти против врачебной этики и поощрять деятельность Вудруфа; с другой стороны, ее долг — спасать жизнь больных, а, поддерживая продвижение препарата AZT, доктор Сакс сводит тысячи людей в могилу.

Стоит ли говорить о том, что все 117 минут фильма смотрятся на одном дыхании, и в итоге его все равно мало, и хочется еще. Спорить о том, правилен ли оказался выбор Ив Сакс, как и в случае с фильмом «Пролетая над гнездом кукушки», можно до кровопролития. Если говорить о нашей позиции, то скажем только, что Ив Сакс душка, и редакция ее очень любит.

Женское дело

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.48.45

Потрясающий фильм Клода Шаброля 1988 года, в котором главную роль сыграла Изабель Юппер, французская актриса, славящаяся непростым характером, тщательным отбором ролей и актерским мастерством уровня делюкс. История фильма основана на реальных событиях, имевших место в начале 40-х годов в разгар Второй Мировой во Франции. Прототипом главной героини фильма, Мари Ля Тур, стала Мари-Луиз Жиро, казненная на гильотине 30 июля 1943 года.

Действие фильма происходит в 1941 году в оккупированном немцами небольшом французском городке. Мари Ля Тур тянет лямку в одиночку, воспитывая двух детей и едва ли не побираясь, чтобы прокормить семью. Однажды ее подруга забеременела и пожелала избавиться от нежелаемого ребенка, на что Мари среагировала мгновенно и провела незаконную операцию по избавлению от плода. Получив знатную сумму денег за содеянное, Мари осознает, что в городе множество женщин, которым может понадобиться провести аборт: проституткам, бедным многодетным женщинам, а также тем, кто был изнасилован немецкими оккупантами. Так, проведение нелегальных абортов принесло Ля Тур невероятную прибыль в кратчайшие сроки не только у окружающих, но и у ее мужа, вернувшегося с фронта и обнаружившего, что Мари и его дети совершенно не нуждаются в нем. Итог истории известен, но, как бы мы ни относились к деятельности Ля Тур, больше выбивает почву из-под ног совсем не ее поступки.

Исполнение роли Мари Ля Тур в «Женском деле» принесло Изабелль Юппер Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале 1990 года, и, можете быть уверены, она это заслужила.

Английский пациент

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.51.12

Еще один фильм, составляющий пышный цвет киноклассики всех времен и народов. Фильм, основанный на сценарии по одноименному роману Майкла Ондатже, получившем Букера в 1992 году, собрал в мировом прокате более 230 миллионов долларов и получил одобрение от автора оригинального произведения. В 1996 году «Английский пациент», снятый Энтони Мингеллой, был номинирован Американской киноакадемией в 12 номинациях и получил 9 статуэток, в том числе и в номинации «Лучший фильм». В общей сложности кино отхватило 17 премий, в том числе 2 «Золотых Глобуса» и 6 премий BAFTA. Мудрено ли? Рэйф Файнс, исполнивший главную роль, один и отдельно от фильма заслуживает столько же премий, помноженных на 10.

Берберы, перемещающиеся по Сахаре, обнаруживают тело человека, обезображенного до неузнаваемости в результате крушении аэроплана. Местному знахарю удается залечить раны, но человек, получивший прозвище «английский пациент», не только не похож на себя, но и не помнит, кто он, откуда и как произошла авария. Впоследствии «английского пациента» переправляет в Италию группа европейских военных, но по дороге некоторые из них подрываются на мине. Оставшиеся в живых, в том числе «английский пациент» и медсестра Ханна в исполнении Жюльетт Бинош, остаются в местном заброшенном поместье, где сестра надеется пережить потерю своего возлюбленного в одиночестве и проводить «английского пациента» на тот свет — полученные ранения не оставляют надежд на выздоровление. Вскоре сестра и «пациент» сближаются, и «английский пациент» вспоминает о том, что он граф Ласло де Алмаши, и рассказывает Ханне захватывающую историю последних месяцев своей жизни, вдохновляя веру в жизнь в Ханну и разбивая сердце более или менее эмоциональным зрителям.

Код синий

 

Снимок экрана 2014-05-13 в 19.53.59

Пожалуй, не все медсестры обрадуются существованию этому фильма с учетом того, что Урсула Антоняк, режиссер фильма «Код синий», представила медсестру как малосимпатичного и бесполого «ангела смерти». Но обрадоваться все-таки стоит если не медсестрам, то синефилам так точно.

Урсула Антоняк сняла всего две полнометражные картины — «Ничего личного» в 2009 году, который взял премию Европейской академии 2010 года в номинации «Лучшая женская роль» (Лотта Вербеек), и «Код синий» в 2011. Таинственность Антоняк, надо сказать, зашкаливает, так как обнаружить мало-мальски «жареную» информацию о режиссере практически невозможно, что подогревает интерес к ее кино, так как больше аудитории ничего не доступно. Другой вопрос — на руку ли это Антоняк, так как отзывы о фильме «Код синий» крайне неоднозначные.

Бьен де Моор исполнила роль медсестры, женщины-подростка, не обладающей почти никакими определяемыми половыми признаками и вызывающей у пациентов, коллег и друзей необъяснимое отторжение, несмотря на то, что явно выражать его особенно не пытаются. Для пациентов медсестра действительно становится тем мультифункционалом, заменяющим им «глаза», «уста» и «опору», но и вызывает ненависть оттого, что именно она как будто вносит смерть в помещение и именно ее больные видят, отправляясь на тот свет. Героиня живет почти в полной изоляции, однако однажды встречает молодого человека, который меняет ее вялотекущее существование, превращая ее жизнь в тотальный ад.

Фильм действительно вызывает тревогу и при просмотре нет-нет, да повеет холодком больничным стен, при всем том, что «Код синий» — это больше видеоарт, нежели кинематографическое явление. Стоит посмотреть кино хотя бы ради выдающейся операторской работы, Бьен де Моор, которая как будто реально живет на экране, а не является отображением кинопленки, и, наконец, неизбежно возникающих ассоциаций с «Антихристом» Ларса фон Триера. Никаких садовых ножниц и всего сопутствующего, но результат тот же — мороз по коже и привкус железа во рту к вашим услугам.

В Международный день медсестры желаем никому не болеть, а если и болеть, то только в компании сестры Люк или сестрички Бетти. А представителям профессии говорим спасибо за их старания и желаем им терпения, уверенности в собственных действиях и не терять веру в свое дело.

Текст: Юлия Гольбах

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ