Метод Хичкока: что повлияло на его творчество

13 августа 2015, 17:04

13 августа родился Альфред Хичкок, легендарный режиссер, чье имя мы неизбежно связываем с жанром триллера и понятием саспенса.

Сам о себе он говорил следующее: «Если бы я снимал «Золушку», то зрители ждали бы, что у нее под кроватью найдут труп». Но далеко не все работы Мастера саспенса внушают ужас, напоминая зрителю его самые страшные сны. Фильмография Хичкока насчитывает около 60 полнометражных фильмов, два из которых остались незавершенными. Среди них есть те, которые несут в себе черты комедии («Неприятности с Гарри») или же мюзикла («Зов Элстри», «Венские вальсы»), немало есть экранизаций литературных произведений («Молодой и невинный», «Леди исчезает», «Нечестная игра»). Помимо этого, он также снял сериал-антологию жутковатых историй «Альфред Хичкок представляет». Диапазон творчества режиссера довольно широк и разнообразен. Однако самым интересным его элементом является сам Хичкок, личность крайне неординарная и самобытная.

«365» собрал некоторые факты из его жизни, которые помогут понять созданное Хичкоком и еще раз восхититься одной из самых неординарных фигур кинематографа.

Альфред Хичкок в 1920 году

Альфред Хичкок в 1920 году

Детство, породившее страхи Хичкока

Альфред Хичкок родился в католической семье бакалейщика в 1899 году. Родители отправили его учиться в иезуитский колледж, где царила строгая дисциплина и жесткий порядок. За малейшую провинность учеников наказывали, причем «день расплаты» дети могли выбрать сами (главное, чтобы он был назначен до конца недели). Логично, что многие оттягивали наказание до выходных. Возможно, именно из этого периода своей жизни Хичкок почерпнул важное для саспенса напряженное ожидание чего-то, что должно случиться.

Еще одним случаем из детства, оказавшим влияние на режиссера, является история о том, как отец отправил сына в полицию с запиской. Полицейский, который был другом отца, запер мальчика в камере на десять минут. Не понимая причин своего заключения, ребенок сильно испугался. Этот случай оставил неизгладимый след на личности Хичкока, отразившись в его творчестве. Во многих фильмах можно увидеть мотив преследования невинных людей полицией. Например, в картине «Незнакомцы в поезде» главный герой до самой последней минуты фильма не может убедить полицейских в своей непричастности к убийству.

Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде"

Кадр из фильма «Незнакомцы в поезде»

От должности электрика к звездам

Путь в киноиндустрию начался с работы электрика на киностудии. В течение года Хичкок из дизайнера титров превратился в ассистента режиссера, от чего недалеко было и до самостоятельной режиссерской карьеры. Такой быстрый скачок во многом обусловлен тем, что на киностудии начал работать Майкл Бэлкон, по достоинству оценивший потенциал Хичкока. Он «одарен, бодр и серьезен» — именно так думал о подающем надежды юноше Бэлкон. Каждый раз, когда на студии кто-нибудь увольнялся или нуждался в помощи, Хичкок всегда вызывался первым: «Я это сделаю!» Полученный разносторонний опыт помог режиссеру детально подходить к своим работам, внимательно прорабатывая каждый момент.

На съемках фильма "Шантаж"

На съемках фильма «Шантаж»

Педантизм и аккуратность

Альфред Хичкок во многом известен своим вниманием к мелочам. Известна его привычка протирать тремя полотенцами ванну и раковину, четко расставляя туалетные принадлежности на отведенные для них места. Одержимость чистотой во многом объясняет «удовольствие от омерзения», которое доставляют небольшие грязные детали в фильмах. Например, в «Топазе» — это заляпанный жиром официальный документ.

Альфред Хичкок в книжном магазине Rizzolli, Нью-Йорк, 1965

Альфред Хичкок в книжном магазине Rizzoli, Нью-Йорк, 1965

Почему так много блондинок?

В большинстве фильмов Хичкока прослеживается повторяющийся женский типаж «холодной блондинки» — Грейс Келли, Мерлен Дитрих, Ким Новак, Типпи Хедрен, Джанет Ли. По мысли режиссера, такой тип лучше всего подходит фильму, в котором есть саспенс:

«Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги».

В героинях такого типа присутствовала завуалированная сексуальность, которая дополнительно обогащала картину. Хичкоковские героини таят в себе самые разные качества, они непредсказуемы. В фильме «Окно во двор» именно героине Грейс Келли приходит в голову попасть в комнату предполагаемому убийце.

Альфред Хичкок и Грейс Келли

Альфред Хичкок и Грейс Келли

Восприятие окружающими

У Хичкока было своеобразное чувство юмора. Например, после конфликта с Типпи Хедрен, он подарил ее дочери (будущей актрисе Мелани Гриффит) куклу, изображающую Типпи в гробу. Вообще, режиссер был крайне требователен, а порой даже жесток к актёрам.

«C актёрами нужно обходиться как со скотом», — так выражал свою позицию Мастер саспенса.

В его окружении было немало тех, кто не мог его понять, многие артисты не могли сниматься у него дольше трех картин. Журналистов Хичкок не любил, однако самое длинное интервью он дал Франсуа Трюффо – оно длилось 52 часа и превратилось в книгу «Хичкок/Трюффо».

Знаменитое интервью Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока

Знаменитое интервью Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока

Камео

Визитной карточкой своеобразного стиля фильмов Хичкока стали камео – крошечные, эпизодические роли в кино. Впервые режиссер появился в фильме «Жилец», тогда было необходимо заполнить кадр. Затем, по его собственному признанию, это превратилось «в суеверие, а затем в гэг». Всего он сыграл 39 камео.

Пародия Альфреда Хичкока на барабанщика "The Beatles" Ринго Старра

Пародия Альфреда Хичкока на барабанщика «The Beatles» Ринго Старра

Счастливый брак

Говоря о великом человеке, невозможно обойти стороной его личную жизнь. Альфред Хичкок женился в 27 лет на Альме Ревилль, в браке с которой родилась актриса Патриция Хичкок. К слову, Патриция неоднократно появлялась в фильмах отца: «Страх сцены», «Незнакомцы в поезде», «Психо». Сейчас Патриции Хичкок 87 лет.

С женой режиссера связывали очень крепкие отношения. Именно она поддерживала его, когда тому отказывали в финансировании кинопроектов. Альма помогала и в подборе актёров – именно она напомнила мужу про Энтони Перкинса, сыгравшему главную роль в фильме «Психо». Когда Альма попала в больницу, все то время, пока ей делали необходимые процедуры, Хичкок просидел в соседнем ресторанчике в ожидании. Потом он даже близко не мог подойти к этому заведению, которое прочно ассоциировалось с неизвестностью и страхом потерять близкого человека.

Альма и Альфред Хичкок

Альма и Альфред Хичкок

Что еще могло испугать Короля ужасов?

За всю жизнь Хичкок не съел ни одного куриного яйца. У него была так называемая овофобия – боязнь овальных предметов.

Съемки фильма "Психо"

Съемки фильма «Психо»

Вечный шафер

«Вечно шафер и никогда не жених», — именно так подшучивал над собой Альфред Хичкок, имея в виду премию «Оскар». Его работы много раз номинировались на эту престижную премию, но ни разу Хичкок не получил награду «Лучшего режиссера». Только в 1968 году ему была вручена награда от Американской киноакадемии — премия имени Ирвина Тальберга за выдающийся продюсерский вклад.

Но несмотря на отсутствие режиссерского «Оскара», каждый понимает, что роль, которую сыграл Альфред Хичкок в развитии кинематографа, поистине огромна. Им впервые было придумано озвучивать мысли героя за кадром (фильм «Убийство!», 1930). Что уж говорить о его умении целиком завладеть вниманием зрителя, заворожить его происходящим на экране, держать в длительном напряжении с помощью музыки и действия? «Кино – это Хичкок», — сказал однажды Годар. И был прав.

Звезда Альфреда Хичкока на Голливудской аллее славы

Звезда Альфреда Хичкока на Голливудской аллее славы

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ