Билл Мюррей родился 21 сентября 1950 года в небольшом городке американского штата Иллинойс. Будущая звезда росла в семье выходцев из Ирландии, где, помимо Билла, было еще 8 детей. В школьные годы мальчика мало интересовала учеба – он играл в гольф и смешил людей. Затем он поступил в медицинский колледж, но не смог в нем учиться и вскоре вернулся в семью. Ему пришлось работать на стройке, в пиццерии, торговать попкорном у входа в супермаркет.
Мик Джаггер, Кит Ричардс, Рон Вуд, Билл Мюррей и Джон Белуши (справа) за кулисами шоу Saturday Night Live
В то время его брат Брайан Дойл-Мюррей обучался в актерской студии Second City, а Билл однажды решил посмотреть, чем занимается его родственник и заодно пройти прослушивание. Как выяснилось, этот отчасти случайный выбор определил всю дальнейшую жизнь Мюррея. Его не только взяли в студию, но и через несколько лет пригласили в основную труппу популярного в США телешоу, «Субботним вечером в прямом эфире» («Saturday night live»), где он выступал вместе с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши. Вскоре трех остроумных парней заметили и начали брать в голливудские проекты.
Билл Мюррей и Дастин Хоффман на съемках фильма «Тутси», 1982 год
Первым появлением на большом экране для Мюррея стала главная роль в малоизвестной комедии «Фрикадельки» в 1979 году, где актер играет вожатого детского лагеря. Но уже через 3 года он снялся в популярном и успешном фильме «Тутси» с Дастином Хоффманом, где ему досталась роль лучшего друга главного героя. К тому времени за Мюрреем уже закрепилась слава талантливого комического актера, и к нему пришла та роль, которая во многом определила его востребованность на годы вперед. Им стал фильм «Охотники за привидениями» в 1984 году.
Билл Мюррей в первом фильме «Охотники за привидениями»
Фантастическая комедия Айвана Райтмана рассказывает о трех молодых ученых: Игане Спенглере, Рее Стентсе и Питере Венкмане – они обучаются в университете Нью-Йорка и занимаются исследованием паранормальных явлений. В учебном заведении совсем не рады такой антинаучной деятельности, поэтому их выгоняют. Так друзья начинают собственное дело и объявляют себя охотниками за привидениями. Билл Мюррей исполнил роль Питера Венкмана, которую критики посчитали наиболее яркой в картине. Образ действительно удался: он смог сочетать саркастичность с находчивостью и выглядеть при этом довольно комично. Актер много импровизировал, а в компании бывшего соратника по Saturday Night Live, Дэна Экройда, который много работал над сценарием картины, делать это было еще проще. Такое воплощение ученого вписалось в общее настроение картины, которую всегда хвалили за удачное сочетание высокобюджетной фантастики и комедии диалогов. Впрочем, вторая часть блокбастера, в которой Мюррей тоже сыграл Венкмана, имела намного меньший успех, чем первая. Актер понимал это, поэтому сниматься в ней отказывался, о чем позже вспоминал:
«Мне не хотелось делать сиквел, потому что подобные формулы успеха по-настоящему срабатывают только раз. Конечно, сам по себе фильм неплохой, но делать его было не так весело, как первый. Слишком много спецэффектов».
Кадр из фильма «День сурка»
Говоря о Билле Мюррее, невозможно не вспомнить его самую классическую и запоминающуюся роль в комедии 1993 года «День сурка». Фильм снял режиссер Гарольд Рэмис, с которым актер уже неоднократно работал в предыдущих успешных картинах: «Фрикадельки», «Добровольцы поневоле», «Охотники за приведениями» (Рэмис участвовал в создании сценария). В этой ленте Мюррей воплотил вечно недовольного и бессердечного телекомментатора с завышенной самооценкой Фила Коннорса, который, приехав в очередной раз на празднование Дня сурка, в прямом смысле застрял во времени. Фил вынужден переживать второе февраля снова и снова, до тех пор, пока его взгляды на жизнь и на окружающих не изменятся. Изначально планировалось, что главную роль сыграет Том Хэнкс, но режиссёр назвал его «слишком милым» и взял, в итоге, Билла Мюррея. Партнершей актера в фильме стала Энди МакДауэлл. Он вспоминает, что ему сразу понравился сценарий, а про его воплощение на экране говорит так:
«Это было непросто, все эти бесконечные одинаковые дубли — это как вызов актера самому себе. Словно исполняешь одну и ту же пьесу и каждый раз пытаешься сыграть лучше, глубже, смешнее».
После выхода «Дня сурка», в середине 90-х годов актер не отметился яркими ролями. Он сыграл в нескольких фильмах («Бешеный пес и Глория», «Заводила», «Человек, который знал слишком мало»), но они не снискали особой популярности. Возвращением Билла на большие экраны можно считать роль Германа Блюма в фильме «Академия Рашмор» 1998 года. Исполнение второстепенного героя в комедийной драме Уэса Андерсона принесло ему номинацию на премию «Золотой глобус» как «Лучший актер второго плана». С этого времени он стал своеобразным «талисманом» режиссера и до сегодняшнего дня Мюррей плотно сотрудничает с ним, появляясь в каждом его фильме и исполняя, главным образом, второстепенных персонажей («Семейка Тененбаум», «Поезд на Дарджилинг», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт»). Главная роль в творениях Андерсона была у актера всего лишь раз: в фильме «Водная жизнь».
Кадр из фильма «Академия Рашмор»
«Академия Рашмор» рассказывает историю подростка Макса Фишера (Джейсон Шварцман), который учится в элитной школе и проявляет недюжинный энтузиазм во всех занятиях (школьный театр, клуб фехтования, местная газета), кроме учебы, за что его и выгоняют из заведения. Оказавшись без половины любимых увлечений и друзей, он неожиданно встречает таких же потерявшихся в жизни людей: школьную учительницу Розмари Кросс (Оливия Уильямс), тоскующую по умершему мужу, и богатого престарелого владельца собственной фирмы, Германа Блюма, с затянувшимся кризисом среднего возраста.
В этой картине герой Мюррея волей режиссера и сценариста становится персонажем, на котором как раз сконцентрировано почти все комическое. Актеру ничего не остается, как надеть маску серьезной невозмутимости и прыгать от безысходности в бассейн, выслеживать учительницу, прячась за деревом в костюме и черных очках, и заниматься спортом в производственном цехе своей компании. Впрочем, в общем контексте картины все эти своеобразные шутки с неудачником, разъедаемым чувством ненависти к себе, становятся горько-ироничными, что прекрасно передал Билл Мюррей.
Кадр из фильма «Трудности перевода»
Сделав первый шаг в сторону драматических ролей в начале 2000-х, Билл Мюррей так впоследствии не свернул с этого пути, что показало его разносторонний талант и добавило любви зрителей и уважения критиков. В 2003 году актер снимается в драме Софии Копполы «Трудности перевода» вместе со Скарлетт Йоханссон. Сначала Мюррей не очень хотел участвовать в проекте. Более того, обратиться к актеру с предложением роли вообще не так просто. Журнал The Rolling Stone свидетельствует:
«Он (Мюррей — прим. «365») не обзавелся агентом, менеджером и пресс-атташе. Если вы хотите заполучить его, вы должны заставить кого-то из его друзей уговорить его это сделать. Или вы можете позвонить по его секретному номеру и оставить сообщение после гудка. Если он проверит автоответчик, то, может быть, перезвонит вам».
Мюррей не раз подчеркивал, что с первых страниц сценария может понять, стоит ли фильм воплощения. «Трудности перевода» актер изучал 5 месяцев, но все же согласился. Его герой, стареющая кинозвезда Боб Харрис, отправляется в Токио на съемки и там случайно встречает американку Шарлотту, которая, как и он сам, страдает от бессонницы из-за разницы часовых поясов и от общей неудовлетворенности своей жизнью. Характер его персонажа имеет некоторые общие черты с Германом Блюмом из «Академии Рашмор», но теперь в нем больше аккуратности и меньше внутренне разрушающих чувств. Многие критики до сих пор считают роль в картине Софии Копполы лучшей за всю карьеру актера. За этот фильм Билл Мюррей получил первый «Золотой глобус» и первую номинацию на «Оскар». Впрочем, он прохладно относится ко всем премиям и говорит:
«Мне все равно. Знаете почему? Потому что все это не может быть всерьез. Люди придумали все эти игры оттого, что им скучно жить. Примерно как в «Дне сурка». А когда скучно, возникает непреодолимое желание смешить. С чего и началась моя взрослая жизнь».
Кадр из фильма «Сломанные цветы»
В том же 2003 актер начинает сотрудничество еще с одним известным режиссером авторских фильмов – Джимом Джармушем. Сначала он снимается в небольшой роли в картине «Кофе и сигареты», а уже в 2005 играет главного героя ленты «Сломанные цветы». Дон Джонстон, которого друг вполне справедливо зовет Дон Жуаном, однажды получает анонимное письмо, сообщающее ему о том, что у него есть 19-летний сын. Приятель Винсент заставляет его вспомнить всех своих подружек тех лет и отправляет Дона в путешествие с целью выяснить, кто же является автором письма. Режиссер написал роль специально для Мюррея, о чем позже вспоминал:
«Я использовал какую-то сторону его личности и хотел сделать персонаж, который не полагался, не основывался бы на том, чего мы ждем, знаем и ценим в Билле Мюррее – на его таланте делать вещи смешными. Я хотел другого; в нём всегда существует некий баланс озорства и меланхолии – это и есть Билл Мюррей. Это очень редкое качество».
Вообще, актер знаменит своими необычными для звезды поступками: он читал стихи строителям, приходил на караоке-вечеринки к незнакомым людям, запросто знакомился с постояльцами отеля, в котором жил во время съемок и, по утверждению издания The Rolling Stone, даже однажды встал за барную стойку на фестивале в городе Остин.
Кадр из фильма «Рок на востоке»
Сейчас 65-летняя звезда удачно сочетает как серьезные драматические проекты, так и снимается в комедиях. Одну из последних на сегодняшний день успешных ролей Мюррей сыграл год назад в комедии «Святой Винсент». Кроме того, уже этой осенью его можно будет увидеть в картине Барри Левинсона «Рок на востоке», где актер исполнит роль неудачливого музыкального продюсера, оказавшегося в Афганистане, чтобы помочь своей воспитаннице выступить на местном популярном шоу. Из ролей в драматических картинах можно отметить второстепенного персонажа в мини-сериале «Что знает Оливия?», за которую он получил премию «Эмми» в 2015 году.
В одном из интервью изданию «Афиша» Билл Мюррей признался, что он никогда не жалел о несостоявшихся ролях и доволен всеми картинами, в которых снимался:
«Я всегда был серьезным актером, хоть иногда играл в комедиях. Я профессионал и серьезно отношусь к своей работе. То есть расслабляюсь и получаю удовольствие. Это может прозвучать странно, однако задача не из простых. Любой ли способен получать удовольствие от каждого дня своей работы? Я способен».
Текст: Елена Иванова