Мексиканец в золотом

27 февраля 2015, 17:44

Меньше недели назад Алехандро Гонсалес Иньярриту получил четыре золотые статуэтки Оскар за свой фильм «Бёрдмэн». Награда, надо сказать, абсолютно заслуженная — почти каждая из предыдущих работ режиссёра была номинирована на главную премию кинематографического сообщества. Мексиканец, покоривший Голливуд и не ставший его жертвой, каким был его путь?

Триумфатором 87ой премии Оскар, как и предрекалось многими, стал фантасмагоричный «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньяритту. Фильм взял четыре номинации из девяти заявленных, в том числе и главные — Лучший фильм, Лучший режиссёр и Лучший сценарий. По  прошествии всех премий и фестивалей, картина  обеспечила себе имя одной из самых награждаемых в этом году. Но Иньяритту и до этого был заметной фигурой в Голливуде. Говоря больше, «Бёрдмэн» можно считать логичным продолжением настроений и идей режиссёра, которые он воплощает в жизнь в каждой своей работе. Путь этот не такой длинный и тернистый, как у иных именитых режиссёров, но качество и насыщенность его от этого не страдает. Давайте рассмотрим сегодня, как темпераментный мексиканец добивался кинематографического признания и воплощения своей личности в искусстве.

«Сука-любовь», 2001

сука

Алехандро Гонсалес Иньяритту пришёл в «большое кино» с телевидения. Казалось бы, рекламщик, каким он был, должен относиться к кинематографу исключительно с циничной, маркетинговой и потребительской точки зрения. Но в первом же своём дебюте, фильме «Сука-любовь», он открывает перед зрителями невероятной окраски искренние эмоции. Должно быть, всё дело в национальности режиссёра, мексиканцы известны своими настоящими неподдельными чувствами, неважно к чему они относятся: любимой женщине, текиле, гитарам или борьбе за независимость. Второй секрет Иньяритту, его отношение к смерти, жизни и любви, даёт нам отсылку к мексиканским сказкам, в каждой второй из которых герой восстаёт из мёртвых, чтобы спасти свою любимую, или, наоборот, не боится спуститься в подземное царство за ней. Любовь, смерть, собаки как проводники всех этих эмоций — именно этот путь открыл для зрителей режиссёр в своей дебютной работе. Фильме, надо сказать, весьма удачном, с наскоку получившим приз молодых критиков на Каннском фестивале, победу и признание Британской киноакадемии как «Лучший фильм на иностранном языке» и эту же номинацию на Оскаре и Золотом глобусе. А кроме того, девушки и киноманы всего мира любят «Суку-любовь» за открытие мировому кинематографу чудесного красавчика Гаэль Гарсия Берналя, у которого в этом фильм состоялся первый крупный актерский дебют.

«21 грамм», 2003

21_gram

Спустя пару лет Иньяритту снимает следующий свой фильм уже под крылом Голливуда, но благодаря то ли везению с продюсерами и студией, то ли настойчивости и характеру, «кузнице кино» не удаётся сломать фирменную атмосферу и поколебать идеи режиссёра. «21 грамм» продолжает мысль, заданную ранее: «что есть наша жизнь, как не последующая смерть». В этой картине эмоции уже чуть менее громкие, возможно, от того, что сыграны опытными голливудскими актёрами, а не темпераментными мексиканцами, но мысли всё такие же глубокие, переплетения сюжета и судеб героев такие же удивительные. К этому моменту начинает формироваться главная отличительная черта работ Алехандро Гонсалеса — его сюжеты, его картины хочется пересматривать, анализировать, осмысливать. Абсолютный абсурд, которым начинается «21 грамм» находит логическое оправдание в финале. И после титров остаётся лишь потрясённый зритель наедине со своим сознанием и чувствами, тянущийся к кнопке повтора как наркоман.

«Вавилон», 2006

Первые два фильма позволили Иньяритту получить любовь и признание не только зрителей, но и коллег-кинематографистов, поэтому к третьей работе масштабы фильма, мира, личности, актёров и амбиций уже выросли. Бред Питт, к слову, отказался от съёмок в «Отступниках» Скорсезе, дабы сыграть героя, борющегося за жизнь и любовь своей супруги. Мексиканский режиссёр вновь сохраняет свой стиль, путает зрителя в сюжетных перипетиях, применяет абсолютно нелинейный ход времени, скачет по континентам, странам и даже языкам (одним из используемых является японский язык глухих), устраивая с помощью всех этих эффектов в головах наблюдателей абсолютный хаос и приглашая их стать гостями всемирного Вавилона. Откровенно говоря, в какой-то момент возникает желание остановиться и задуматься о том, что поведение героев уже далеко от естественного, что всплывающие тут и там рекламные щиты и слоганы слишком очевидно вкладывают определённые мысли в голову, что весь этот «эффект бабочки», показанный в фильме, готов рассыпаться при малейшем столкновении с логикой. Но в конечном итоге, Иньяритту делает всё то, что он мастерски продемонстрировал в предыдущих работах — оставляет зрителя задумавшимся о жизни, любви, смерти, теперь заметно укрупнив размеры, перейдя с одной личности на отношения между людьми, событиями, временами и расстояниями и последствия этих взаимосвязей.

«Бьютифул», 2008

Сделаю отступление, рассказав, что «Бьютифул» был, есть и остаётся (даже после просмотра «Бёрдмэна») моим любимым фильмом Иньяритту. На это есть не только личностные причины и любовь к удивительному Хавьеру Бардему. Это, пожалуй, самый интимный фильм режиссёра, который он вновь снимает на родном испанском языке, очень камерно, возвращаясь к своей любимой технике ручной камеры. Он отказывается от непременно присутствующих в работах нескольких сюжетных линий, останавливаясь на истории одного мужчины, в жизни которого всплывают периодически другие люди со своими ситуациями, проблемами и решениями. Но повествование неизменно возвращается к герою Бардема, которому и жить-то осталось совсем немного, но успеть за отведённый ему короткий промежуток необходимо непомерно многое. Иньяритту переходит на новый уровень, замещая то обилие эмоций, что он демонстрировал в других работах, запредельной чувственностью на фоне молчаливости, угрюмости и неспешности.  Этот фильм похож на светлую, но грустную песню, исполняемую задумчивым испанцем вечером у костра, вокруг которого собрались его притихшие друзья.  Большой удачей режиссёра стал выбор актёра на главную роль. Трудно представить себе кого-то другого на месте Хавьера Бардема, чья непоколебимая мужественность и стойкость передаётся через экран даже в моменты боли и отчаяния. Вполне вероятно, что именно он не даёт пробраться в кадр ни грамму нравоучений и высокопарности. И здесь, в очередной раз, название картины очень точно передаёт содержание и смысл. В прямом переводе получается слово «Красота» с ошибкой, российские прокатчики остановились на транскрипции, написанной кириллицей, что тоже передаёт исковерканность прекрасного и удивительного мира, о котором ведёт речь режиссёр.

«Бёрдмэн», 2014

Работа Иньяритту, за которую он впервые оказался не только номинирован, но и награждён «Оскаром», вновь снята в Голливуде. И в ней режиссёр не изменяет себе: продолжает гнуть свою линию про любовь, жизнь и смерть как неизменные составляющие каждой истории, уделяет большое внимание операторской работе, удивляет нас затянутыми длинными дублями, подбирает прекрасный актёрским состав. В дополнение, сдабривает всё это изрядной долей иронии, прибавляет двусмысленности диалогам, приперчивает символизмом и снимает, фактически, кино про кино. Создаёт из всех составляющих не просто хороший фильм, а целую историю, в которой талантливый, но забытый после триумфального исполнения роли человека-летучей мыши в начале девяностых, Майкл Китон играет актёра, забытого почти всем миром после триумфальной роли человека-птицы. И в который раз, зрители после просмотра остаются в размышлении о смысле бытия, природе человеческих поступков и скоротечности жизни.

За все эти больше чем пятнадцать лет, прошедшие с момента первого крупного дебюта Иньяритту, он не перестаёт поражать кинематографический мир, рассуждая, казалось бы, на абсолютно понятные и близкие каждому темы. За это время изменились страны, актёры, студии и языки, с которыми работает режиссёром. Но одно остаётся неизменным — Алехандро Гонсалес Иньяритту удивляет нас, допуская не только к своим мыслям и чувствам, но и открывая глубину своей истинно мексиканской души.

Текст: Инна Денисова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ