«Матильда» Алексея Учителя: много шума из ничего

26 октября 2017, 18:55

На экраны наконец-то вышел «самый ожидаемый исторический блокбастер» этого года. О фильме «Матильда» Алексея Учителя знают, кажется, уже все. Скандалы, неизменно сопутствующие ему, прославили ленту на всю страну задолго до ее выхода в прокат. Действия православных активистов, убежденных с подачи депутата Натальи Поклонской, в том, что фильм порочит доброе имя святых мучеников Николая II и его супруги Александры Федоровны, заставили многих и усмехнуться, и содрогнуться. Однако оказалась ли шумиха вокруг него оправданной и кого эта лента оскорбляет больше — верующих или тех, кто ждал увидеть в картине достойную историческую драму?

С точки зрения исторической достоверности к картине действительно есть ряд вопросов – например, была ли связь Николая II и Матильды Кшесинской не только лишь платонической (в фильме, к слову, множество их постельных сцен), насколько серьезным было увлечение Александры Федоровны непонятной «ведьмовщиной» и т.д. Исторические отступления допустимы в художественном произведении, ведь в реальности все зачастую бывает не так захватывающе, как в нашей фантазии. В «Матильде», очевидно, они сделаны с целью большей насыщенности действия в угоду интересам зрителя – взять, к примеру, линию графа Воронцова, который, не являясь подлинным историческим персонажем, явно создан для того, чтобы добавить экшена в весьма неспешное повествование картины.

Кадр из фильма «Матильда»

Однако именно в повествовательной части фильма, увы, содержится его главный минус. Сюжетный каркас «Матильды» по факту – второсортная мелодрама, достойная продукции телеканала «Русский роман», с примитивными клишированными диалогами. Помимо этого, пафос сочится отовсюду, из каждой брошенной фразы, из каждого кадра, пафос по большей части неуместный и ненатуральный. «Россию надо вот так держать», — выдает доживающий свои последние дни император Александр III и пытается сжать руку в кулак, но ввиду физической немощи у него это не получается, что красноречиво символизирует скорый приход к власти пока еще цесаревича Ники, который к кулаку будет вообще стараться не прибегать. Все это действо временами переходит в самый настоящий фарс. Чего только стоит сцена пляски Александры Федоровны перед киноаппаратом, во время которой не знаешь, что делать – плакать или смеяться.

Кадр из фильма «Матильда»

Одной из немногочисленных сильных сторон фильма является его актерский состав. В главных ролях, правда, выступили почти неизвестные русскому зрителю Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска, но зато на второстепенных блистают такие величины, как Сергей Гармаш (Александр III), Ингеборга Дапкунайте (императрица Мария Федоровна), Евгений Миронов (Иван Карлович) и, конечно, вездесущий Данила Козловский (Воронцов). К ним нареканий нет, об их актерских дарованиях мы и так осведомлены в достаточной степени. Интереснее будет обратиться к основным персонажам.

Кадр из фильма «Матильда»

Непонятен выбор Ларса Айдингера на роль Николая II. По слухам, он был утвержден из-за своего исключительного сходства c императором. Но что-то сходства этого не заметно. 40-летнему Айдингеру ну никак не идет роль юноши, одержимого любовным чувством. Проблема не только в морщинах, которые все равно не скрыть за гримом и накладной бородой. Айдингеру не очень веришь ввиду весьма небогатого диапазона эмоций, выражаемых на его лице. Зачастую он, взрослый бородатый дядя, попросту выглядит комично в попытках приударить за молоденькой балериной (пусть ухаживания эти и имеют успех). Что касается балерины Матильды Кшесинской – Михалина Ольшанска, в этом ей отказать нельзя, действительно очень хороша собой. Понятна реакция мужчин, ее окружающих. Подобно Елене Троянской, Матильда вдохновляет мужчин на поступки, на которые в обычных условиях они были бы неспособны.

Кадр из фильма «Матильда»

Войн тут, правда, никто не развязывает, но один из героев, кажется, был бы не против этого – граф Воронцов, наиболее пылкий воздыхатель Кшесинской, который в попытках заполучить свою возлюбленную позволяет себе покушение на жизнь оппонента. Поистине демоническая фигура, незримой тенью повсюду шествующая за своей любовью, Воронцов время от времени ненадолго появляется в кадре, чтобы сразу же из него исчезнуть – cтоль малое время, уделенное на раскрытие данного образа можно объяснить тем, что режиссеру пришлось сократить фильм в связи со страхом его неокупаемости. Несмотря на всю дьявольщину, персонаж Данилы Козловского еще более комичен, чем герой Ларса Айдингера. Чего только стоят сцены в лаборатории доктора Фишеля, заставляющие вспомнить небезызвестного персонажа вселенной Marvel Росомаху: обросший Козловский, заточенный в огромный куб с водой, неизбежно навевает ассоциации с известным супергероем. Сам доктор Фишель в исполнении Томаса Остермайера с его увлечением магией, спиритизмом и страстью к издевательствам над людьми, гораздо гармоничнее смотрелся бы в каком-нибудь средней руки фильме ужасов.

Кадр из фильма «Матильда»

Александра Федоровна здесь, также, как и Воронцов, одержима ревностью и постоянно дает об этом знать нерешительному Ники, который разрывается между двумя женщинами, между чувством и долгом. Чтобы избавиться от ненавистной соперницы, она даже не брезгует прибегнуть к помощи доктора Фишеля. Александра Федоровна в фильме, пожалуй, является самым неоднозначным персонажем. Мы, вроде бы, должны посочувствовать бедной женщине, но ее образ подан так, что кроме раздражения никакой другой реакции истеричная ревнивица вызвать не может.

Кадр из фильма «Матильда»

Вторая и, пожалуй, главная положительная сторона фильма – его красота. Изысканные костюмы, величественные локации, неотразимые женщины и статные мужчины. Видно, что в фильм вложены огромные деньги ($25 млн, между прочим). Операторская работа Юрия Клименко – это настоящая услада очей. В визуальном плане к фильму претензий нет. Но увы, больше ничем, помимо актерской работы и внешнего глянца, картина впечатлить не в состоянии, потому что о сюжетной – самой важной! – ее составляющей, авторы, кажется, позаботились в последнюю очередь.

Главная проблема «Матильды» в том, что череда скандалов вокруг нее – это единственное, что останется в истории от этой ленты Алексея Учителя. Абсолютное большинство людей пойдет на фильм только чтобы посмотреть, что же так возмутило Наталью Поклонскую и ее адептов (которые, кстати говоря, и фильма то не видели – лента не выходила ни в широкий, ни в ограниченный прокат до 26 октября) и не найдут там ничего, что могло бы оскорбить их чувства. А вот чувство эстетическое действительно может быть посрамлено.

 

Текст: Максим Андрианов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ