«Манчестер у моря»: океан страданий

27 марта 2017, 15:15

Глубокое осмысление внутреннего мира человека в момент трагедии, до недавних пор свойственное скорее европейскому кино, теперь вполне получается и у Голливуда — в фильме «Манчестер у моря».

Главный герой картины Ли, которого сыграл Кейси Аффлек, потерял троих детей по собственной вине (уходил ночью за пивом и забыл прикрыть камин), он депрессивен, резок и нелюдим, работает сантехником в Бостоне. От него ушла жена. Внезапно в маленьком холодном городе у моря, где жил раньше герой, умирает его брат, и перед Ли встает вопрос — брать ли опекунство над племянником? Его размышления накладываются на психологические переживания по поводу гибели семьи, и он пытается заново найти смысл существования.

Кадр из фильма «Манчестер у моря»

«Манчестер у моря» обманным путем затягивает зрителя в свои пределы: поначалу кажется, что перед нами лирическая комедия про непутевого провинциала низкого социального класса, мы хмыкаем над тем, как в сантехника влюбляется обеспеченная клиентка. Позже герою делают выговор за несдержанное поведение на работе, встав «не с той ноги» он устраивает драку в баре, и мы понимаем, что ему плохо и грустно.  Постепенно история обретает жесткий оттенок драмы. Накал страстей выстраивается по экспоненте. Кажется, что весь фильм герои проведут в машине по дороге между больницей, опекунским советом и похоронами. Но по правилам трагедии, начертанным еще древнегреческими трагиками Софоклом и Эсхилом, сюжет должен подвести зрителя к катарсису, и содействовать его полному очищению. И в какой-то момент акцент в картине смещается от смакования перипетий, развернувшихся внутри Ли, к отношениям между ним и племянником, шестнадцатилетним Патриком. Мы понимаем, что ключ к решению психологических проблем Ли в том, сможет ли он наконец выстроить добрые отношения с близкими ему людьми.

Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Идиллические, морские пейзажи северного Массачусетса — подходящий фон для демонстрации внутренней трагедии главного героя. В маленьком городе каждая собака знает Ли, и его крайне подмоченная репутация не дает ему расслабиться ни на секунду, как он мог это сделать в большом городе. На контрасте с ним, пытающимся решить возникшие проблемы, Патрик быстро и легко адаптируется к меняющимся обстоятельствам. Он мечтает заняться сексом сразу с двумя подругами, играет в рок-группе и хочет завладеть отцовским катером. Оставшись буквально сиротой (мать ушла к другому мужчине) в компании с неуравновешенным дядей, он и не думает уходить в себя: ценность жизни для него велика сама по себе, и неожиданно возникшую свободу нужно использовать «по полной». В конечном счете, Патрику удается заставить Ли изменить отношение к своей жизни, отпустить ситуацию и честно ответить самому себе на важные вопросы.

Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Интересный персонаж — актер Кейси Аффлек. Долгое время существовал за спиной старшего брата Бена и вышел на свет ровно в тот момент, когда, кажется, карьера того провисла. В «Манчестере у моря» ему мастерски удалось сыграть неудачника, практически сломленного человека, да так, что каждая его реплика и каждый жест, кажется, обладают скрытым магнетизмом (за это он и получил «Оскар» месяц назад). Это относится и ко всем другим актерским работам в фильме. Интересно наблюдать эмоции Патрика (Лукас Хеджес), с одной стороны – типичного шестнадцатилетнего оболтуса, а в принципе — самого мудрого персонажа в картине. Большую долю мелодраматизма в фильм привносит Мишель Уильямс, исполняющая роль бывшей жены Ли, и кажется, она представляет в картине реальность, от которой всегда хотел убежать главный герой картины, и без которой он, в то же время, теряет опору под ногами.

Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Российскому зрителю картина Лонергана может показаться отдаленно похожей по сюжету на фильм Василия Сигарева «Жить». Но есть важное отличие. Главный ответ на сложные вопросы в картине Лонергана — такой же, как и у Сигарева: «Надо просто жить». Отличие в интонации: если у Сигарева мир враждебен героям, им приходится постоянно преодолевать внешнюю холодность и безразличие, у Лонергана главный враг человека — он сам. Если каждый из нас хоть немного преодолеет свои темные стороны, жизнь вокруг станет лучше. Вообще, «Манчестер у моря» ближе к финалу светится оптимизмом, который вполне оправдан: за два с половиной часа, проведенные вместе с героем, мы видим, что он хоть немного, но продвинулся по пути достижения внутренней гармонии. Еще долго брести ему по этому пути, но первый и самый главный шаг — простить самого себя — он уже сделал.

Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Буквально пару лет назад, когда вышел триллер «Исчезнувшая», впервые на просмотре американской картины меня посетило то же ощущение, которое получаешь от европейской киноклассики. Тонкое препарирование человеческих характеров и фобий, изучение того, чем может стать человек под воздействием сложных внешних обстоятельств: потери семьи, предательства, несчастного случая, теперь удается Голливуду не хуже, чем Старому Свету. Правда, пока избранным кинематографистам: Финчеру, Джармушу, Малику, Лонергану. Но тенденция налицо, и «Манчестер у моря» — тому подтверждение.

 

Текст: Петр Скопин

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ