Необычная история любви двух одиноких, чудаковатых и трогательно наивных персонажей в исполнении Бада Корта и Руф Гордон не оставит равнодушным любого, кто хоть раз чувствовал себя лишним в собственном окружении. Молодой аристократ Гарольд, страдающий от материнского равнодушия и поэтому часто инсценирующий собственную смерть, случайно встречает жизнерадостную 79-летнюю старушку Мод, которая любит угонять чужие машины и хранит кучу удивительных вещей дома. Их история начинается с дружеских совместных безумств, и вот, в какой-то момент зритель теряется и не видит на экране пожилой женщины – так непосредственно и по-юношески безрассудно ведет себя Мод, что между героями возникают любовные отношения. “Лучше всего – не быть слишком моральным, иначе убьешь в себе полжизни. Будь выше морали!” – призывает героиня и освобождает Гарольда от мешающих жить полной жизнью предубеждений. Пара главных героев, несмотря на существенную разницу в возрасте, смотрится удивительно гармонично, лишний раз напоминая нам о том, что в отношениях главное – взаимопонимание и доверие. Хэл Эшби подарил зрителям удивительную и оригинальную любовную историю, раскрывающую не только проблему возрастных запретов, но и проблемы экзистенциального характера: так, главные герои в своих диалогах неоднократно приближаются к вопросу о смысловой наполненности жизни.
Фильм-экранизация скандального романа Владимира Набокова «Лолита» от режиссера Эдриана Лайна повествует на порядок более трагичную любовную историю. Сюжет практически не отклоняется от книги: преподаватель французской литературы Гумберт влюбляется в двенадцатилетнюю дочку хозяйки квартиры, комнату которой арендует. Любовь Гумберта чаще всего трактуют как порочную и извращенную тягу к «нимфеткам», однако в фильме персонаж Джереми Айронса вызывает сочувствие, потому как видно, насколько покорно он страдает от жестокой и взбалмошной красавицы Ло. Свое бессилие перед чувством герой проживает внутри себя, то и дело отступая от фактического изложения, отвлекаясь на описание своей любви: «Несмотря на наши ссоры, не взирая на все преграды, ее гримасы, опасность, ужасную безнадежность всего, — я все-таки жил на самой глубине избранного мной рая. Рая, небеса которого рдели, как адское пламя, но все-таки, рая…» Подлинным извращенцем в фильме показан Клэр Куилти, который выкрал Лолиту у Гумберта. Против него и идет Гумберт, желая хоть как-то отомстить за свою несчастливую жизнь и потерянную возлюбленную. В картине возрастная пропасть между героями постоянно подчеркивается, потому как Гумберт выступает для Лолиты то как любовник, а то как строгий и заботливый опекун. При этом неясным остается отношение Долорес Гейз к герою: именно она делает первые шаги в направлении к Гумберту, но это, скорее, продиктовано не чувством, а порочным любопытством демонической «нимфетки».
В итальянском фильме «Малена» режиссера Джузеппе Торнаторе любовная история представлена совершенно особым образом. Тринадцатилетний мальчик Ренато влюбляется в самую прекрасную и желанную женщину небольшого сицилийского городка — Малену, которую играет Моника Белуччи. Малена верно ждет с фронта мужа, но это не мешает завистливым женщинам распускать о ней сплетни, а мужчинам — делать ей бесстыдные предложения. За травлей красавицы молчаливо наблюдает маленький Ренато, не в силах ее защитить. В конце истории он оказывается единственным человеком в целом городе, способным восстановить репутацию Малены, что он и делает. В фильме разница в возрасте подчеркивает безнадежность любви героя — только в собственных фантазиях он оказывается рядом с Маленой в качестве заступника и любовника. Но, в то же время, возраст не мешает чувству Ренато быть глубоким и искренним, совершая благородные поступки.
Одноименная экранизация романа Бернхарда Шлинка «Чтец» под руководством Стивена Долдри также является историей, в которой женщина значительно старше. Михаэль Берг встречает 36-летнюю Ханну Шмитц в пятнадцать лет, но это не мешает им завязать страстный роман, который неожиданно заканчивается по прошествии нескольких месяцев. Спустя много лет герой снова встречает Ханну на суде, где обнаруживает ее в числе подсудимых по делу надзирательниц в Освенциме. И тут, вспомнив всю историю их отношений, Михаэлю удается разгадать секрет, который Ханна тщательно скрывала от общества все это время и сохранение которого стоит ей смягчения приговора. В данном фильме разница в возрасте делает героев неравными и контрастирующими еще на заре их отношений — неопытному Михаэлю приходится во всем подчиняться прихотям порой жестокой любовницы. Главная героиня фильма, страдающая от тайны собственной необразованности, чувствует себя ущемленной на фоне юного и грамотного Михаэля, который по возрасту мог бы быть ее сыном. Также немаловажно отметить, что в картине «Чтец» основное пространство сюжета занимает не любовь, но, скорее, попытки главного героя понять мотивы поступков женщины, в которую он был влюблен в юности.
В другом итальянском фильме «Прости за любовь» Федерико Моччиа возрастной контраст представлен более мягко. Между главными героями — Никки и Алексом — разница в девятнадцать лет, но она не вызывает особого осуждения ни у семьи девушки, ни у друзей мужчины. Легкомысленная Никки дополняет серьезного Алекса. Их пара смотрится настолько реалистично, что она снискала любовь значительной части девичьей аудитории, для некоторых став даже идеалом отношений. Разница в возрасте показана здесь как пикантное обстоятельство, обостряющее чувство обоих героев.
Фильм 2009 года «Шери» также является экранизацией литературного произведения, одноименного романа Сидони-Габриэль Колетт. Действие происходит во времена «прекрасной эпохи», что придает картине особую эстетическую привлекательность. Старая куртизанка мадам Пелу просит подругу Лею «просвятить» своего сына Фреда в любовных утехах. Лея, знающая Фреда еще маленьким мальчиком и давшая ему прозвище «Шери», соглашается. «Образование» молодого повесы перетекает в длительные любовные отношения, пока, наконец, мать Шери не решает заставить сына жениться на юной и неопытной девушке Эдме. Но и тут планы мадам Пелу ожидает поражение — Шери не может забыть свою Лею, которая годится ему в матери. Огромная разница в возрасте, присутствующая между героями, является одним из самых главных обстоятельств, которые мешают им быть вместе. В финале фильма и Шери, и Лея, понимают, что совместное счастье им обеспечено еще только на пару лет, и это служит подлинной причиной их разрыва. Любовь вопреки возрастной разнице в картине Стивена Фрирза показана, с одной стороны, как непреодолимая сила, влекущая героев друг к другу, а с другой — как неотвратимое препятствие, которое героев разлучает.
Текст: Татьяна Швалёва