6 фильмов о любви, которой даже возраст не помеха

11 июля 2015, 20:01

Строчка из «Евгения Онегина» давно стала крылатой фразой и универсальным ответом на вопрос о том, есть ли хоть какие-нибудь преграды для стрел Амура. В историях любви с разницей в возрасте присутствует какая-то удивительная чувственность и загадка, которую пыталось раскрыть не одно поколение режиссеров. Вдохновившись фильмом «Этот неловкий момент», «365» вспомнил 6 самых интересных фильмов, доказывающих, что любовь не знает никаких преград.

«Гарольд и Мод» (1971)

Кадр из фильма "Гарольд и Мод"

Кадр из фильма «Гарольд и Мод»

Необычная история любви двух одиноких, чудаковатых и трогательно наивных персонажей в исполнении Бада Корта и Руф Гордон не оставит равнодушным любого, кто хоть раз чувствовал себя лишним в собственном окружении. Молодой аристократ Гарольд, страдающий от материнского равнодушия и поэтому часто инсценирующий собственную смерть, случайно встречает жизнерадостную 79-летнюю старушку Мод, которая любит угонять чужие машины и хранит кучу удивительных вещей дома. Их история начинается с дружеских совместных безумств, и вот, в какой-то момент зритель теряется и не видит на экране пожилой женщины – так непосредственно и по-юношески безрассудно ведет себя Мод, что между героями возникают любовные отношения. “Лучше всего – не быть слишком моральным, иначе убьешь в себе полжизни. Будь выше морали!” – призывает героиня и освобождает Гарольда от мешающих жить полной жизнью предубеждений. Пара главных героев, несмотря на существенную разницу в возрасте, смотрится удивительно гармонично, лишний раз напоминая нам о том, что в отношениях главное – взаимопонимание и доверие. Хэл Эшби подарил зрителям удивительную и оригинальную любовную историю, раскрывающую не только проблему возрастных запретов, но и проблемы экзистенциального характера: так, главные герои в своих диалогах неоднократно приближаются к вопросу о смысловой наполненности жизни.

«Лолита» (1997)

Кадр из фильма "Лолита"

Кадр из фильма «Лолита»

Фильм-экранизация скандального романа Владимира Набокова «Лолита» от режиссера Эдриана Лайна повествует на порядок более трагичную любовную историю. Сюжет практически не отклоняется от книги: преподаватель французской литературы Гумберт влюбляется в двенадцатилетнюю дочку хозяйки квартиры, комнату которой арендует. Любовь Гумберта чаще всего трактуют как порочную и извращенную тягу к «нимфеткам», однако в фильме персонаж Джереми Айронса вызывает сочувствие, потому как видно, насколько покорно он страдает от жестокой и взбалмошной красавицы Ло. Свое бессилие перед чувством герой проживает внутри себя, то и дело отступая от фактического изложения, отвлекаясь на описание своей любви: «Несмотря на наши ссоры, не взирая на все преграды, ее гримасы, опасность, ужасную безнадежность всего, — я все-таки жил на самой глубине избранного мной рая. Рая, небеса которого рдели, как адское пламя, но все-таки, рая…» Подлинным извращенцем в фильме показан Клэр Куилти, который выкрал Лолиту у Гумберта. Против него и идет Гумберт, желая хоть как-то отомстить за свою несчастливую жизнь и потерянную возлюбленную. В картине возрастная пропасть между героями постоянно подчеркивается, потому как Гумберт выступает для Лолиты то как любовник, а то как строгий и заботливый опекун. При этом неясным остается отношение Долорес Гейз к герою: именно она делает первые шаги в направлении к Гумберту, но это, скорее, продиктовано не чувством, а порочным любопытством демонической «нимфетки».

«Малена» (2000)

Кадр из фильма "Малена"

Кадр из фильма «Малена»

В итальянском фильме «Малена» режиссера Джузеппе Торнаторе любовная история представлена совершенно особым образом. Тринадцатилетний мальчик Ренато влюбляется в самую прекрасную и желанную женщину небольшого сицилийского городка — Малену, которую играет Моника Белуччи. Малена верно ждет с фронта мужа, но это не мешает завистливым женщинам распускать о ней сплетни, а мужчинам — делать ей бесстыдные предложения. За травлей красавицы молчаливо наблюдает маленький Ренато, не в силах ее защитить. В конце истории он оказывается единственным человеком в целом городе, способным восстановить репутацию Малены, что он и делает. В фильме разница в возрасте подчеркивает безнадежность любви героя — только в собственных фантазиях он оказывается рядом с Маленой в качестве заступника и любовника. Но, в то же время, возраст не мешает чувству Ренато быть глубоким и искренним, совершая благородные поступки.

«Чтец» (2008)

Кадр из фильма "Чтец"

Кадр из фильма «Чтец»

Одноименная экранизация романа Бернхарда Шлинка «Чтец» под руководством Стивена Долдри также является историей, в которой женщина значительно старше. Михаэль Берг встречает 36-летнюю Ханну Шмитц в пятнадцать лет, но это не мешает им завязать страстный роман, который неожиданно заканчивается по прошествии нескольких месяцев. Спустя много лет герой снова встречает Ханну на суде, где обнаруживает ее в числе подсудимых по делу надзирательниц в Освенциме. И тут, вспомнив всю историю их отношений, Михаэлю удается разгадать секрет, который Ханна тщательно скрывала от общества все это время и сохранение которого стоит ей смягчения приговора. В данном фильме разница в возрасте делает героев неравными и контрастирующими еще на заре их отношений — неопытному Михаэлю приходится во всем подчиняться прихотям порой жестокой любовницы. Главная героиня фильма, страдающая от тайны собственной необразованности, чувствует себя ущемленной на фоне юного и грамотного Михаэля, который по возрасту мог бы быть ее сыном. Также немаловажно отметить, что в картине «Чтец» основное пространство сюжета занимает не любовь, но, скорее, попытки главного героя понять мотивы поступков женщины, в которую он был влюблен в юности.

«Прости за любовь» (2008)

Кадр из фильма "Прости за любовь"

Кадр из фильма «Прости за любовь»

В другом итальянском фильме «Прости за любовь» Федерико Моччиа возрастной контраст представлен более мягко. Между главными героями — Никки и Алексом — разница в девятнадцать лет, но она не вызывает особого осуждения ни у семьи девушки, ни у друзей мужчины. Легкомысленная Никки дополняет серьезного Алекса. Их пара смотрится настолько реалистично, что она снискала любовь значительной части девичьей аудитории, для некоторых став даже идеалом отношений. Разница в возрасте показана здесь как пикантное обстоятельство, обостряющее чувство обоих героев.

«Шери» (2009)

Кадр из фильма "Шери"

Кадр из фильма «Шери»

Фильм 2009 года «Шери» также является экранизацией литературного произведения, одноименного романа Сидони-Габриэль Колетт. Действие происходит во времена «прекрасной эпохи», что придает картине особую эстетическую привлекательность. Старая куртизанка мадам Пелу просит подругу Лею «просвятить» своего сына Фреда в любовных утехах. Лея, знающая Фреда еще маленьким мальчиком и давшая ему прозвище «Шери», соглашается. «Образование» молодого повесы перетекает в длительные любовные отношения, пока, наконец, мать Шери не решает заставить сына жениться на юной и неопытной девушке Эдме. Но и тут планы мадам Пелу ожидает поражение — Шери не может забыть свою Лею, которая годится ему в матери. Огромная разница в возрасте, присутствующая между героями, является одним из самых главных обстоятельств, которые мешают им быть вместе. В финале фильма и Шери, и Лея, понимают, что совместное счастье им обеспечено еще только на пару лет, и это служит подлинной причиной их разрыва. Любовь вопреки возрастной разнице в картине Стивена Фрирза показана, с одной стороны, как непреодолимая сила, влекущая героев друг к другу, а с другой — как неотвратимое препятствие, которое героев разлучает.

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ