«Любовь» 3D Гаспара Ноэ: время разрушает все, даже любовь

2 июля 2015, 11:12

В рамках Московского международного кинофестиваля прошла российская премьера нового скандального фильма Гаспара Ноэ «Любовь». До последнего не было известно, попадет ли картина в какую-нибудь из программ, и потому киноленту обозначили как «фильм-сюрприз». И действительно, «Любовь» — это настоящий сюрприз.

Мировая премьера «Любви» прошла на внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля этого года. По мнению многих кинокритиков, эротическая мелодрама была необходимым «выстрелом» в конце смотра. Фильм провожали овациями.

История – это целый марафон страстей между американцем Мерфи и загадочной девушкой Электрой. Впоследствии главный герой называет их отношения любовью. Однако в конце киноленты он делает свой выбор отнюдь не в ее пользу.

x-default

Кадр из фильма «Любовь»

Гаспар Ноэ известен своими провокационными приемами в своем уникальном французском кинематографическом стиле. Сравнивать и соотносить его фильмы с сегодняшним «остальным» французским кино невозможно – аргументы «за» иссякнут к середине дискуссии. Безусловно, по стилистике «Любовь» — это французское кино, и присутствие во французском фильме Парижа вовсе не обязательно. Несмотря на провокации и самолюбие на экране, например, «Давай назовем ребенка Гаспаром?» или же мужской половой орган, «выстреливающий» спермой в 3D-очки зрителям, Ноэ шутит и играет со своей аудиторией и картинкой. И всегда остается поэтичным.

Стиль Ноэ заключается в тонком продумывании мизансцен. В последней картине это очень ясно выражено. Постельные сцены выверены вплоть до контраста цветов – оранжевых простыней и ярко-белого нижнего белья. Может показаться, что цвет постельного белья может слиться со слегка загорелой кожей, но свет и камера не дают зрителю остаться в замешательстве.

Монологи превращаются в вакуум, становятся альбомными, каждое предложение – цельная мысль. Главные герои не бросаются словами, как это делали Венсан Кассель и Моника Белуччи в «Необратимости», персонажи молоды, но не по возрасту мудры в вопросах жизни и смерти, а главное – в любви. Помимо разговоров о сексе, чувствах и страсти, «показывая» свои отношения в разных позах, они все равно остаются романтиками. Вокруг них «летает» название фильма, но, как Электра признается Мерфи, «он совершенно ничего не знает о любви». Они всего лишь студенты, они совсем юны, но им так и хочется кричать об этом чувстве.

Главный герой Мерфи – начинающий кинорежиссер, и в Париже он учится профессии. В этом образе, естественно, есть что-то от самого Ноэ. Желание главного героя — снять и показать секс на экране не как простую животную страсть, а сделать из этого произведение искусства; не бояться чувств – его герои занимаются любовью, а не просто сексом. Так и хочет Гаспар Ноэ и полностью доводит свою цель до конца, даже сравнивая секс с какой-то почти незнакомой девушкой на вечеринке. Разница огромна, но режиссер просто любуется тем, насколько это очевидно.

kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Любовь»

Возможно, «цветного слуха» у Гаспара Ноэ нет, но играть он со звуковым рядом умеет, это он доказал еще в «Необратимости». Так и здесь: начинает электроникой, переходит на гитарные партии, снова отдавая свое предпочтение электронному инди, а ближе к концу использует классическую музыку и известный всем романс. Вероятно, музыка как раз и завершает всю эстетическую картину и позволяет любоваться тем, что выстроено на экране. Синхронизация звукового ряда и видеоряда никогда не была проблемой для режиссера, он желает использовать всю синтетику, которую кино может вместить в себя.

Композиционно кинолента похожа на «Необратимость», но все же здесь нет четкой цепи. Это не рассказанная самим режиссером история «с конца в начало» — о ней повествует сам главный герой, вспоминая моменты любви. Хронологически они идут от самого больного к самому хорошему. Так, наевшись опиума, Мерфи вспоминает, какие у него были отношения с Электрой несколько лет назад, и полностью отдается прошлому, едва не впадая в депрессию. Он не замечает ни жены, ни ребенка, ему трудно принять реальный мир сейчас, ведь когда-то он действительно по-настоящему любил. Жена же просто оставляет его наедине с собой – он один.

Здесь же и происходит «сбой», приходит понимание, что секс все-таки остается сексом, а любовь – любовью. Эти вещи несовместимы в понимании Ноэ. Всегда может оказаться, что к человеку есть только чувства, а в постели хочется увидеть кого-то другого. В этом плане люди все равно остаются животными. Это заставляет страдать главных героев, их это тревожит, но никто не собирается останавливаться. В итоге Мерфи сам рушит отношения с Электрой, от которых у него «сносило крышу».

08f60714c5a444bda90028839aed1376

Кадр из фильма «Любовь»

Главный герой приходит к тому, что сидит в ванной, нервно держа себя обеими руками за голову. К нему заходит его маленький сын, он начинает его обнимать и просить прощения за все. За что именно – ни сын, ни отец не знают. Возможно, Мерфи пытается понять свои действия сейчас, он просто знает, что ему надо это сказать.

«Влюбленность – иллюзия. Любовь только настоящая», — говорила Электра. Теперь же, сквозь все свое незнание любви Мерфи осознает, насколько это чувство между ними было реально. Любовь сравнима с опиумом: также тяжело получить, прочувствовать неимоверный «кайф», но потом все равно приходится встретиться с последствиями.

Время разрушает все, даже любовь. Глупо верить, что страстные и влюбленные Электра и Мерфи так и останутся в объятиях друг друга. Реальность взяла свое. Главный герой выбирает комфорт, чтобы забыть о страдании, остается наедине с «бытовухой», с комфортом. Потому что, рано или поздно, время убьет все – это в фильме «Необратимость» заявил Гаспар Ноэ и к этому же пришел в «Любви».

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ