Лучшие экранизации 2013 года

28 декабря 2013, 19:16

Что лучше, книга или фильм? Этот вопрос можно уже смело отнести к разряду неразрешимых философских дилемм. Экранизация может подчеркнуть и сделать ярче стиль произведения, а может полностью его уничтожить, может разбудить интерес к забытому роману, а может отвратить от него даже преданных поклонников. Мы решили опубликовать ниже список самых ярких экранизаций 2013 года, которые, на наш взгляд, стали прекрасными иллюстрациями своих прототипов в литературе.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Великий Гэтсби»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Чем дальше в прошлое уходит эпоха «блестящего Нью-Йорка», тем реже вспоминаются людям романы Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Современным людям уже трудно понять, от чего страдали и мучились молодые пижоны-аристократы, растрачивая свое баснословное и несправедливо заслуженное богатство. Режиссер Баз Лурман сумел прекрасно передать психологизм одноименного романа, сконцентрировавшись на личности главного героя, роль которого (неожиданно для многих) исполнил Леонардо ДиКаприо.

Действие происходит в середине 20-х годов в Нью-Йорке, где постоянно звучит джаз, дамы носят маленькие шляпки и короткие стрижки, а мужчины демонстрируют безукоризненные манеры. Главный герой попадает в этот мир практически случайно и рассказывает от своего лица историю знакомства со знаменитым и загадочным Гэтсби – молодым миллионером, столь же великим и столь же несчастным. Многие упрекают Фитцджеральда в излишнем однообразии главных линий всех своих романов. В любом случае, данный фильм стоит посмотреть хотя бы из-за красивой исторической картинки и игры актеров, которые предстают в несвойственных для себя амплуа.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Жизнь Адель»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

«Жизнь Адель» – пожалуй, самое яркое событие в мире кинематографа за год, а по мнению некоторых рецензентов, и за начало века. Возможно, ключевую роль в судьбе детища французского режиссера тунисского происхождения Абделлатифа Кешиша сыграл Стивен Спилберг, который возглавил комиссию 66-ого Каннского кинофестиваля. Картина Кешиша получила  «Золотую пальмовую ветвь», одну из самых престижных наград в мире кино. Игра талантливых актрис и сам сюжет заставили рукоплескать Уму Турман, Николь Кидман, а потом и всю мировую общественность.

«Жизнь Адель» провозгласили ни много ни мало «первым настоящим шедевром XIX века», притом, что в основе сюжета любовь двух девушек. Однако назвать фильм лесбийской историей язык не поворачивается. Бескомпромиссный Кешиш сумел снять невероятно эстетичную вещь, где люди красиво едят, ссорятся, разговаривают и занимаются любовью, как будто в режиме реального времени. Правда за почти 7-миминутную сцену секса режиссеру, который уверяет, что и не думал делать пощечину общественности, сам от этой общественности пощечину получил. И не только от консервативного зрителя, но и от автора оригинала, по которому снята картина.

«Жизнь Адель» — экранизация графического романа или, проще говоря, комикса Жюли Маро «Голубой – самый теплый цвет». Отметим, что киноверсия получилась очень далекой от оригинала, поэтому автор книги назвала его «ещё одной версией… той же истории». А те самые скандальные сцены секса в картине автор сравнила с порнографией, добавив: «Гетеронормативные просмеялись, потому что они не понимают этого и сочли сцены нелепыми. Геи и квиры просмеялись, потому что [сцены] не убедительны, и они сочли их нелепыми».

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Географ глобус пропил»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Сейчас книги о «эпохе застоя» пылятся на полках в библиотеках и букинистических магазинах: времена и нравы вроде бы меняются, нет больше места для бессмысленности бытия и внутренней рефлексии. Поэтому удивителен успех экранизации романа Алексея Иванова: фильм «Географ глобус пропил» вызвал восторг критиков и зрителей на фестивале «Кинотавр».

В центре сюжета – провинциальный учитель Виктор Служкин (Константин Хабенский), который ищет истину в вине и делится с учениками своими горестными думами о тщетности человеческой жизни. От него уходит жена, отношения с женщинами в принципе категорически не складываются. Извечная русская драма о «маленьком человеке» подана в соусе из антуража СССР 70-х годов и бесспорного таланта Хабенского.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Хоббит: Пустошь Смауга»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Самая ожидаемая сказка 2013 года, вторая часть трилогии, рассказывающей о путешествии хоббита Бильбо в компании гномов и мага Гэндальфа к Одинокой горе, где дракон Смауг хранит украденные сокровища.

Стиль режиссера Питера Джексона уже неотделим от произведений Толкиена, фильм стал яркой и красочной иллюстрацией книги, с сохранением всех деталей повествования. Питер Джексон неоднократно признавался, что увлекался миром Толкиена с самого детства, и экранизация «Властелина колец» и «Хоббита» стала делом его жизни. В этом легко убедиться, посмотрев, с какой любовью и вниманием создан каждый фильм.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Фильм с Беном Стиллером в главной роли (который также выступил в роли режиссера) снят по небольшому рассказу Тербера Джеймса. Главный герой — редактор бульварных романов, который любит представлять себя героем фантастических приключений. Но после встречи с таинственной незнакомкой жизнь дает ему шанс претворить свои мечты в жизнь, став действительно великим человеком.

Фильм 2013 года переносит действие сюжета в современный мир – герой Бена Стиллера работает в магазине, увлекается фотографией и постоянно фантазирует, представляя себя то сверхсекретным агентом, то великим путешественником. Суждено ли сбыться его мечтам? Ответ на этот вопрос российские зрители узнают после Нового Года, когда картина выйдет в широкий прокат.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Пена дней»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Фильм «Пена дней» Мишеля Гондри, снятого по одноименному роману французского писателя Бориса Виана, обвиняли и в «переборе», и в том, что «показано все, но слишком мимолетно», а также в «чрезмерной почтительности». Французский режиссер действительно оказался очень аккуратен по отношению к тексту. «Перебор» в данном случае — реакция неподготовленного зрителя на то нагромождение ломающих сознание образов, которое предлагают авторы фильма и книги. Тем же, чье сознание уже было вскрыто текстом первоисточника, должно быть интересно, как Гондри воплотит на экране гротескные образы книги: как он покажет угря, живущего в водопроводе, кувшинку, растущую в человеческом легком, как главный герой во время утреннего туалета будет отстригать себе веки, как будет выглядеть сцена убийства при помощи сердцедера, а как исполняется танец скосиглаз?

Аккуратностью в изображении хаоса мира Гондри восхищаешься. Новейшую компьютерную графику он сочетал с техникой коллажа. В модернисткой картине люди овеществляются, а вещи приобретают человеческие свойства. Поэту Парт появляется в нескольких сценах как верхняя часть манекена, человеческие органы как будто вязанные, а мышь – актер, наряженный в маскарадный костюм (чем он неизбежно напоминает героя из рекламы сока, где дети на утреннике, переодетые в костюмы фруктов, читают: «я слива лиловая, спелая, садовая», «а я томат»). Работа с натуральными материалами (тканями, бумагой, клеем), использование в кино эффектов, созданных при помощи «ручной работы» — фирменная черта прославленного французского режиссера, стиль которого будь то фильм, реклама или музыкальный клип, легко узнать по нескольким кадрам. Тот или иной ход режиссера может не показаться единственно правильным. Но главная заслуга Гондри в том, что он сумел передать атмосферу книги Бориса Виана, фаната джаза, которому подобно это произведение: сначала вызывающий блюз, который потом перебивают тромбоны, и плачущие звуки трубы в финале.

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Финал, кстати, Гондри сделал иным, чем в книге, сумев сохранить чувство невыносимого трагизма. По книге мышь, неотъемлемая часть дома Колена, становится символом окончательного разрушения яркого мира, совершая изощренное самоубийство (просит кошку откусить ей голову). Гондри убирает из фильма эту лишенную какой-либо эстетической составляющей сцену. Но и без этого последние кадры, в которых он переходит к монохромной картинке, лишая мир героев цвета, не оставляют зрителю надежды.

Искусство по природе своей обязано провоцировать сильные эмоции, будь то желание свернуть горы, залечь на дно или выйти в окно. Потому что повседневная человеческая жизнь, подобна пене. Сложно найти что-то более хрупкое, мгновенное и красивое. Пену легко снять и обнаружить за ней страшную поглощающую пучину. Как Гондри эту пену снял — зрелище, достойное внимания, даже если оно покажется кому-то удручающим или непривлекательным.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Три Мушкетера»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Очередная экранизация великого романа великого Александра Дюма, на этот раз под чутким режиссерским руководством Сергея Жигунова. В отличие от недавно вышедших «Мушкетеров», данная версия более приближена к литературному оригиналу: сохранились все основные сюжетные линии, мотивы, коварство, интриги и, конечно же, любовь.

Сам Жигунов так прокомментировал свой фильм: «Я очень уважительно отношусь к Дюма, его книги живут столетиями, поэтому не позволил себе вольно обращаться с сюжетом, лишь доработал и переосмыслил все диалоги. Получилась динамичная история, адаптированная к восприятию современного зрителя. И герои, на мой взгляд, стали ярче и выразительнее, более живыми и понятными».

Фильм стал дебютным для молодого актера Риналя Мухаметова, который играет Д’Артаньяна, и прекрасно справился со своей ролью. Конечно, после традиционного образа, созданного Михаилом Боярским, смотреть на веселого и безрассудного мальчишку немного непривычно, но не стоит забывать, что по роману герою всего 18 лет. Поэтому лучше не сравнивать и не спорить, какая версия лучше, а просто насладиться бессмертной историей еще раз.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Орудия смерти: Город Костей»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Относительно недавно на мировом книжном рынке появилось определение «подростковая литература» — некое смешение взрослых эмоций и чувств и очень лёгкого для восприятия стиля книги. Кассандра Клэр, которой мировую известность, как ни удивительно, принес фанфик к книгам о Гарри Поттере, решила поделиться самым сокровенным – своими снами и мечтами, которые приходили к ней с юного возраста.

Ситуация разворачивалась уже привычно: книга, вышедшая в 2007 году, имела успех у довольно малого количества людей, пока Харальд Цварт не взялся экранизировать сей увлекательный, хоть и незамысловатый роман. Получилось, стоит сказать, относительно «вкусно». Главная героиня, которая в один прекрасный момент видит нечто странное, оказывается, не страдает галлюцинациями, а принадлежит к миру нифелимов – полулюдей-полуангелов, которые стоят на охране мира смертных и защищают мир от демонов.

В фильме «Орудия смерти: Город Костей», по славным традициям Голливуда есть всё: страсть, предательство, суперспособности героев и трагика. Девочки от двенадцати лет и старше в диком восторге, хлопают в ладоши и ждут продолжения.

 

Лучшие экранизации 2013 года: «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

luchshie_ekranizatsii_2013, 365mag.ru

Киттнисс Эвердин и её семье очень не повезло. Она живёт в страшном мире, который посылает детей на кровавые бойни, голод и страх царят в «дистриктах» — районах, где живут обычные жители, а обитатели столичного Капитолия в это время наслаждаются роскошью и всеми благами цивилизации. Именно так обрисовала будущее Сьюзен Коллинз, автор трилогии «Голодные игры».

Первая книга получила награду как «лучшая книга для подростков», следующие вошли в десятку лучших книг в рейтинге популярных журналов. Несмотря на то что за экранизацию сиквела взялся другой режиссёр («И вспыхнет пламя» снимал Френсис Лоуренс, а не Гэри Рос), фильм получился ярким и зрелищным, с сохранением цветовых гамм и настроений, оставшихся от первой картины.

Стоит отметить удивительную вещь: «Голодные игры» — это одна из немногих экранизаций, которая снята чуть ли не слово в слово по книге и пришлась по душе практически всем поклонникам печатной версии. Приятным фактом явилось и то, что, несмотря на ориентированность книги на подростков и молодежь, за прочтение трилогии после экранизации взялись люди самого разного возраста. Отличный пример того, как кинематограф мотивирует людей к чтению литературы.

Текст — Александра Волкова, Юлия Рузманова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ