Лучшие фильмы Николаса Рефна

29 сентября 2014, 15:12

Сегодня свой день рождения отмечает датский кинорежиссер Николас Виндинг Рефн, приобретший мировую известность благодаря фильму «Драйв» в 2011 году. Мы предлагаем окунуться в красоту европейского кино на примере нескольких фильмов датского постановщика.

«Дилер» 1996 год, Дания

Первая полнометражная работа Рефна была выпущена в 1996 году. В силу века и 90-х годов картина правдиво изображает жизнь криминального мира в Дании, связанного с наркотиками, клубами, оружием и предательством.

140884_original

У Франка (Ким Бодния), уличного торговца наркотиками, большие неприятности. Своим партнерам югославам он должен 50 000, а к шведам, которым он собирался продать героин, налетела полиция. Друг Тонни (Мадс Миккельсон) раскололся и предал. Теперь долг возрос до 180 тысяч, а как выкарабкаться из этой передряги Франк не знает. Зато у него есть знакомая проститутка, в которую он влюблен, но как с ней себя вести он тоже понятия не имеет.

Играя с музыкой и таща за собой оператора, чтобы кинолента выглядела более реалистично, Рефн исключает наличие статичной камеры, отдавай предпочтение исключительно ручной съемке. Из-за дебюта, первой пробы фильм выглядит «юным», в образах недоделанный, но до такой степени динамичным, что может сбить с ног. Панк-рок, синти-поп и техно вливаются в повседневную жизнь молодых «неотшлифованных» гримом героев, но повествование не разглаживается, а корежится, делая акцент на жестокости последствий самих персонажей.

Николас Виндинг Рефн имеет уже два продолжения к этой картине, сделав из нее трилогию.  Своеобразное повествование, реалистичность, кровь, передача общего представления определенной эпохи, несмотря на свой жанр триллер/криминал, кинолента выглядит достаточно художественно.

«Истекающий кровью» 1999 год, Дания

Вторая полнометражная картина датского режиссера, продолжающая криминальную тему.

dp6pJjL5P9FoBvNJtsxL4GkySIf

В картине повествуется о небольшой компании, из которой Лео (Ким Бодния) и Луиза (Рикее Луиза Андерссон) – молодая пара, Луис (Левино Йенсен) ее брат и еще есть парочка знакомых: Ленни (Мадс Миккельсон) и его начальник. Лео недоволен своей жизнью, квартирой работой и тем, что скоро станет отцом. После того, как он стал свидетелем перестрелки на работе брата Луиза, у него сносит крышу и весь, гнев и недовольство обращаются на Луизу.

В отличие от дебютного фильма на этот раз  образы выписаны более четко, расставлены акценты, и каждый персонаж имеет свою определенную черту. Например, Ленни – работник видеопроката, не может говорить ни о чем кроме кино, даже пойти на свидание с девушкой для него тяжко, Луис – типичный охранник клуба, со своими связями, Луиза – молодая и невидящая настоящей стороны своего «бойфренда».

Рефн выводит на первый план не внешнюю сторону происходящего, а внутреннюю: как меняется изнутри Лео и как ему трудно адаптироваться к этим изменениям, произошедших, однако, из-за внешней среды. Не изменяя себе, режиссер добавляет свойственную жестокость и второй картине, наказывая таким образом главного героя за содеянное, но в силу его внутренних изменений, он бесчеловечно обращается с теми, кто наказал. Встает вопрос: а действительно ли нужно обращать внимание на вокруг живущих, природу и все остальное? «Зачем?» — ответил бы Ленни своему начальнику на такой же вопрос, действительно, для чего, если можно поговорить о кино, правда, Ленни?

«Страх икс» 2002 год, Дания, Великобритания

В своей третьей картине Рефн отказывается от основной криминальной тематики, отдавая предпочтения внутреннему миру человека, заостряя внимание на психологии.

03

Беременная жена Гарри (Джон Туртурро) была убита в подземном гараже, где он работает  охранником. Уже несколько месяцев полиция пытается найти виновного, не безрезультатно, и тогда Гарри берется за свое расследование, постоянно просматривая видео с камер наблюдения и выискивая подозрительные лица. Одержимость этим вызывает у него ведения и галлюцинации. Однако не смотря на это, он все ближе к разгадке, которая может оказаться смертельно опасной для него.

Датский режиссер «бросает» ручную съемку, делая картинку как можно более статичной, эксперементируя с эффектом замедления, он удлиняет картину, создавая иллюзию долгого логического мыслительного процесса главного героя. Развивая стилистический диапазон кинематографической мизансцены Рефн добавляет ирреальные элементы, включающие в себя галлюцинации, которые преследуют Гарри. Картина выглядит взросло, но абсолютно бесполезно.

«Вальгалла: Сага о викинге» 2009 Дания, Великобритания

По словам Николаса Виндинга Рефна, фильм снят в особой стилистике, которую он обозвал как научно-фантастический пост-панк без науки. Кто бы мог подумать, что от типичной триллеровской тематики режиссер подастся в фэнтези про скандинавских викингов или пиктов.

k

В картине повествуется о немом воине (Мадс Миккельсон), который вырывается из 10-летнего рабства. Убивая своих мучителей, он вскоре встречает викингов, с которыми отправляется в Иерусалим. По пути странствий они попадают под страшный шторм, переживают таинственный туман, и в итоге оказываются около неизведанных для них земель.

Тонкая и медлительная картина, снятая на натуре, поразительна своею живописностью. Холодные серо-зеленые оттенки холмов, бледно-голубое небо и прозрачность воды делает киноленту гипонотизирующей и таинственной. Похоже на картину, которую нанесли на холст масляными красками, делая акценты только на мелкие детали, добавляя в них яркого цвета, например, кровь немого воина кислотно алого цвета, когда он порезался, чтобы проверить лезвие наконечника копья. Ведения, разрушающие и делящие сцену на два разных мира: один разукрашен красным, другой остался неизменным. Наповоловину безмолвный фильм гармонирует с локациями, через которые проходят герои. По сценарию в фильме 1000 год нашей эры, поэтому своеобразный способ выживания на это земле не исключает жестокость и кровожадность определенных личностей.

Неистово красивая картина с холодным чувствительным цветом и бессловесным саундтреком.

«Драйв» 2011, США

Приняв участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля в 2011 году, Николас Виндинг Рефн уходит с наградой за лучшую режиссерскую работу. После этого «Драйв» появлялся в номинациях различных кинопремий.

Drive_PIC13

Кинолента повествует о талантливом гонщике (Райан Гослинг), который днем работает в автомастерской и каскадером на съемочных площадках Голливуда, а вечером «кипит» другая жизнь, в которой он ведет рискованную игру. Неожиданно все переворачивается: за его жизнь назначена награда, и ему ничего не остается, как виртуозно уходить от погоди, чтобы спасти себя и девушку (Кэри Маллиган), ради которой готов пойти на все.

Картина совмещает в себе все то, что было затронуто в творчестве датского режиссера. Та же динамика, синхронизация звукового и видеоряда, как в «Дилере», четкие и достаточно открытие образы главных персонажей, как в «Истекающем кровью», тонкая протяжная атмосфера триллера, как в «Страхе «икс» и, естественно, завораживающая живописность, как в фильме о викинге.  Можно фильм сравнить с техникой фотоаппарата, на этот раз Рефн точно знал, какой длины должна быть выдержка, чтобы картинка не была смазана, а наполовину закрытая диафрагма обеспечивала четкие средние и передние планы. Соотношение музыкального ряда с визуальным еще так не было атмосферно акцентировано с помощью цветокоррекции, высокой резкости и ретро имитации звучания, чтобы Лос-Анджелес выглядел как можно более ярким.

Нео-нуарный триллер с элементами боевика, который, не стыдясь, завораживает всеми искусствами, которые синтезирует кино.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ