Лучшие фильмы 2015 года. Часть 1

29 декабря 2015, 10:00

Обозреватель «365» Марк Александровский представляет весьма субъективный – но от этого не менее ценный – список фильмов в двух частях, которыми запомнится 2015 год.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Как ни крути, а «Макс», восставший после 30-летней тишины, получился. Главное в этом фильме то, что это, черт побери, настоящий экшн-боевик. Не равномерная отполированная компьютерная графика, а настоящий драйв, настоящие погони, настоящий огонь, настоящая пустыня, настоящие актеры и каскадеры, настоящая музыка! Зрители, которые до этого видели лишь лайт-боевички и «Форсажики», от подобного зрелища цепенеют и не могут оторвать от экрана удивленных глаз, схватывающих каждое движение – просто потому, что на памяти 16-18-летних подобные качественные, настоящие экшн-картины можно пересчитать по пальцам одной руки. Нет, назвать «Макса» «новой вехой» в современном кино нельзя, но это значимый сигнал, который будет услышан и который еще откликнется в других фильмах в будущем. Однако у Джорджа Миллера особенный подход не только к визуальной части фильма. Новый «Безумный Макс» — это набор тонких, но очень метких намеков на почти все грехи современного мира, включая войны и масштабы пропаганды. Логические и сюжетные законы, на которых построен фильм, то, как Миллер подает идею и как он аргументирует свой посыл, также приятно удивляет – мощно, ярко, убедительно. Одним словом, браво!

«Марсианин»

Кадр из фильма "Марсианин"

Кадр из фильма «Марсианин»

Что в «Марсианине» не есть хорошо – так это перманентное ощущение «Прометея», навязчивое «Спасти рядового Райана»/«Спасти марсианина Уотни», а также довольно незамысловатые диалоги и упор на общую картинку без каких-либо акцентов. Что в фильме хорошо – так это руководство по выращиванию картошки на Марсе и все остальное, включая юмор, интеллектуальность, высокое качество экранизации в лучших традициях сэра Ридли Скотта и, как ни странно это прозвучит, общий жизнеутверждающий настрой фильма. Так как о «Марсианине» очень трудно рассказать без спойлеров, то, думаю, мне лучше просто еще раз отметить, что «Марсианин» — это не просто ура-патриотическая ода о простом американце, который героически сражается с космосом, пока его родина героически ищет возможность вернуть его, а не деликатно сказать в интервью Ларри Кингу «Он пропал». «Марсианин» немножечко глубже.

«Kingsman: Секретная служба»

Кадр из фильма "Kingsman: Секретная служба"

Кадр из фильма «Kingsman: Секретная служба»

Редактор сказала: «Мэттью Вон? В списке лучших фильмов? Марк, все в порядке?»

И хотя все, действительно, не в порядке после новых «Звездных войн», я уверен в том, что «Kingsman» в этом списке должен быть. Создатель «Пипца» Мэттью Вон снова принял для вдохновения что-то очень мощное и начал творить. На этот раз под ударом оказались суперагенты Бонд (Джеймс Бонд), Борн (Джеймс Борн) и Хант (Итан Хант). Однако история парня Эггси, несмотря на всю свою легковесность и простоту, это не пародия – это интеллектуальный и ироничный стеб, кровавый, полный насилия и жестокости, но подающий это все с таким упоением и так вдохновенно, что происходящий на экране хаос вызывает истерический смех и остается в сознании цельной и симпатичной картинкой. Ни на что, кроме как на развлечение, «Kingsman» не претендует – но за качество этого развлечения можно ручаться. Оно того стоит.

«Головоломка»

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма «Головоломка»

То чувство, когда идея подается в таком виде, который способен привести в полнейший восторг. «Головоломка» Пита Доктера в который раз доказывает, что преград у искусства нет. Развернуть поле битвы в голове школьницы? Запросто. Облачить эмоции в физическую форму? Легко! Впрочем, сказав «идея» я немного обобщил. «Головоломка» насыщена идеями и посылами, причем каждый зритель, в зависимости от возраста, прочтет определенную их часть. Для родителей этот мультфильм – пособие по пониманию своих отпрысков, инструкция по применению собственных эмоций и в какой-то степени даже машина времени, потому что перед глазами живо предстают переживания из собственного детства. А для детей этот мультфильм не только поучительное приключение, самое простое заключение в котором «Если тебе грустно – не бойся плакать», но и, наверное, ключик к пониманию механизмов этого загадочного процесса взросления. И, конечно, «Головоломка» — это замечательная картинка Pixar. Все, как мы любим.

«Маленький принц»

Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Кадр из мультфильма «Маленький принц»

Есть две новости. Начну с плохой: чтобы сделать фильм максимально понятным всем аудиториям, включая мою кошку, его сильно упростили и засахарили, дав Маленькому принцу  флэшбэк-роль, которая создает эффект сказки и радости. Ввести девочку и старика-авиатора понадобилось не только для того, чтобы расширить хронометраж, нет — эта парочка и все их диалоги служат «упражнением для закрепления» тех истин, которые открывает нам Маленький принц. Это довольно досадно – понятно ведь с первого раза. А теперь хорошая новость: во всем этом, все же, узнается «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери! Дух этой маленькой истории настолько осязаем после просмотра, что гаснущий экран воспринимаешь как перелистывание последней страницы книги, чувствуешь, как ветер пустыни касается щеки, ощущаешь, как эти сентиментально выверенные режиссером «Кунг-фу панды» Марком Осборном герои остаются в твоем сердце. (Хотя за такой высокий градус сентиментальности по-хорошему нужна трепка.) Надо сказать, ожившие иллюстрации Антуана де Сент-Экзюпери затыкают за пояс все остальные графически идеальные сцены, и смотреть на них можно бесконечно. Это сказка. Это мечта. Это «Маленький принц», он снова на нашей планете.

«Прогулка»

Кадр из фильма "Прогулка

Кадр из фильма «Прогулка

Выбрать между «Шпионским мостом» Спилберга и «Прогулкой» Земекиса было нелегко. Да, первый – замечательный, качественный (даже эталонный), политический, назидательный, актуальный, лаконичный, с интересными характерами… Но сыроватая, местами затянутая «Прогулка» — это, как подметил в своей рецензии автор «365» Давид Абабеков, «завершенная мелодия мечты». Мечта, стоящая тут во главе угла, с усмешкой смотрит на весь прагматизм нашего времени и радуется удавшейся авантюре – как Филипа Пети, так и Роберта Земекиса. На прошедшей в Москве пресс-конференции Земекису так и не задали вопрос, понял ли он, пока снимал фильм, пока создавал графические модели башен-близнецов, пока общался с мсье Пети — зачем канатоходец совершил эту «прогулку»? А зачем он, Роберт Земекис, снял этот фильм? Сдается мне, что то чувство, которое остается после просмотра фильма, ощущение «завершенной мелодии мечты», и есть ответ, к чему стремились Пети и Земекис. В конце концов, искусство кино – это еще и чудо.

«Я, Эрл и умирающая девушка»

Кадр из фильма "Я, Эрл и умирающая девушка"

Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»

Этот фильм – призер фестиваля Sundance 2015, на секунду – подходит к раскрытию темы смерти от неизлечимых болезней настолько неординарно, что, во-первых, он восхищает своим подходом ко всему, от сюжета, способа раскрытия темы, юмора и психологизма до визуальной составляющей (операторская работа и проработанный стиль). Во-вторых, он трогает до глубины души. Казалось бы, что можно изобрести на этой почве, что нового можно сказать? Обыкновенного парня Грега подряжают коротать дни с Рейчел, которая умирает от рака; у Грега есть свое маленькое хобби – вместе с другом Эрлом они снимают пародии на культовые фильмы; Грег дает Рэйчел обещание снять для нее фильм… Буквально каждый поворот сюжета, кажется, сейчас приведет его в мелодраму, и каждый раз фильм выруливает из этого пике и мчится дальше, хохоча над слащавыми клише. Фильм показывает, что на самом деле творится в душах подростков, как они сближаются, как они переживают эту историю, у которой может быть решительно один конец. У картины нет намерения выбить слезу из зрителя дешевыми и проверенными способами – нет, фильм позволяет персонажам постепенно раскрываться и самим проявлять свои эмоции, принимать фатальные решения, разбираться в своих чувствах и мыслях, и это удивительно – это кинореалистично. В какой-то момент у зрителя возникает недоумение: зачем вы ходите вокруг да около темы смерти, вон же девушка, она умирает от рака, а вы смеетесь, смеетесь таким тяжелым, болезненным смехом, зачем, зачем это?.. Однако живые персонажи Альфонсо Гомез-Рейона и не могут вести себя иначе – потому что они живые, они действительно привязаны друг к другу, им страшно именно от осознания приближения смерти, и только смех, который когда-то связал их кружок, остается подобием защиты.

«Конец тура»

Кадр из фильма "Конец тура"

Кадр из фильма «Конец тура»

Тем, кто читал «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса фильм обязателен к просмотру. Вот он, Уоллес, как живой, вот он, гений, который не признавал сам себя и всю жизнь искал свое место. Удивительно, но с помощью этого художественного фильма можно открыть в уже прочитанной «Бесконечной шутке» что-то новое – именно за счет того, что созданные актерами персонажи и их диалоги живые. Такого эффекта реальности Джеймс Понсольдт достигает не за счет того, что выбрал полудокументальный жанр роуд-муви с вкраплениями интервью, а за счет того, что-снимает он свой фильм по-американски, обезличенно, тем самым максимально приближаясь к своим героям. Именно после этого фильма замечаешь за собой грешок совмещения понятий «голливудское кино» и «американское кино». Кстати, в главных ролях – Джесси Айзенберг (журналист Дэвид Липски) и Джейсон Сигел (Уоллес), и они идеально схватили характеры прототипов, проработав свою игру до мельчайших деталей вроде жестов и взглядов. Перед нами превосходный пример фильма «на двоих».

«Племя»

Кадр из фильма "Племя"

Кадр из фильма «Племя»

Этот фильм, обладатель трех призов Каннского кинофестиваля, заслуживает внимания любителей кино за счет того, что он открывает совершенно новый киноязык. В фильме, согласно задумке режиссера, нет ни единого слова, но, тем не менее, все происходящее предельно понятно зрителю и прочувствовано им. Сюжет построен вокруг глухого юноши по имени Сергей, который попадает в интернат для слабослышащих. В интернате существует своя криминальная организация, «Племя», и попасть в нее могут только те, кого выбрал главарь — Смотрящий. Новичок пытается занять свое место в этой иерархии, и потому принимает участие в нескольких ограблениях, пусть даже вопреки своим убеждениям. Однако когда Сергей влюбляется в одну из наложниц Смотрящего, он понимает, что ему придется нарушить все законы «Племени». В картине нет ни фоновой музыки, ни слов, ни даже субтитров, но, тем не менее, он понятен с первого до последнего  кадра. В его глухоте и немоте сосредоточена такая бешеная энергетика, что «Племя» держит зрителя в напряжении весь свой хронометраж. Слова не нужны ни для любви, ни для ненависти.

«Лобстер»

Кадр из фильма "Лобстер"

Кадр из фильма «Лобстер»

Показанный в Москве в рамках Фестиваля Нового британского кино «Лобстер» произвел фурор – люди выходили с него из зала, шли к кассе, покупали билет на него же на сеанс через несколько дней и уходили, озадаченные и одновременно счастливые, хотя такого страшного и вгоняющего в депрессию фильма еще поискать. Фильм-метафора, фильм-абстракция, фильм-гротеск, фильм-катастрофа – список можно продолжить, но точное определение для этой необычной картины вряд ли когда-нибудь отыщется. Исполненный в визуально-аскетичном стиле Антониони (и потому с самого начала задающий необходимый зрителю «некоммуникабельный» настрой), «Лобстер», язвительно усмехаясь, отражает, причем с пугающей абсурдной точностью, современное общество. Добро пожаловать в мир высокоразвитого абсолютизма, где признавшие себя высшими животными люди разделили любовь на мельчайшие кусочки, навсегда ее уничтожив, и назвали это идеальной системой. Синопсис и сюжет можно прочитать в Сети, но лучше – увидеть. Антиутопия Йоргоса Лантимоса настолько яркая, мощная и «бьющая по мозгам», что после финальных сцен еще долго надо приходить в себя. Мне лично до сих пор боязно, что моя кошка – это чья-то сестра. И дочь.

«Эми»

Кадр из фильма "Эми"

Кадр из фильма «Эми»

Этот фильм – Эми. Да, сейчас мы поговорим о его грехах, но эта картина – это она, Эми Уайнхаус. Режиссер Азиф Кападиа начинает свой документальный фильм отнюдь не с того времени, когда Эми только учится говорить – мы видим Эми уже девушкой, имеющей на руках свой первый контракт и готовой к своему первому туру. Какая она тут живая! Как остроумно отвечает! Как шутит! Как поет – уже тогда, пусть даже пленка и нещадно искажает звук! Так как финал нам уже известен – и финал печальный – мы всматриваемся в картину, мы ищем тот момент, когда эта очаровательная и талантливая Эми сломалась, когда плоскость под ее ногами начала менять свой угол наклона. И – парадокс! – не находим, хотя Кападиа фиксирует жизнь Эми во всех смыслах безжалостно, порой даже выставляя ее не в самом лучшем свете. Картинка, составленная из тысячи различных любительских записей, подобно нашему мировосприятию «под градусом» или «под дурью», начинает идти полосами, зерном, темнеть, светлеть – и вместе с ней жизнь Эми Уайнхаус идет прахом, лишь изредка возвращаясь к нормальному качеству, чтобы потом, впрочем, снова скатиться во мрак. Фильм, хоть и не содержит авторского текста, очень явственно транслирует мнение Кападиа о родных Эми. И уже в конце мы вдруг понимаем, что тот момент слома, момент, предопределивший трагическую судьбу Эми, давший ей право на столь проникновенную и честную поэзию, был до ее первого музыкального контракта. Он и к музыке-то и не относился (музыка для Уайнхаус вообще была убежищем), а относился к тем, кто сейчас гордится родством с Эми Уайнхаус. Назидательность фильма, впрочем, остается на усмотрение зрителя. Кто-то вообще может увидеть в этом документальном фильме детективную историю.

 

Продолжение следует.

 

Текст: Марк Александровский

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ