«Лондонские каникулы», или Принцессы в самоволке

18 июня 2015, 13:53

Рецензия на художественный фильм «Лондонские каникулы».

Название нового фильма Джулиана Джаррольда отсылает зрителя к картине «Римские каникулы» Уильяма Уайлера с Одри Хепберн и Грегори Пеком. Однако «A Royal Night Out», как фильм называется в оригинале, явно проигрывает сравнение. Содержание картины навевает мысли о недалеких американских комедиях, где все уходят в отрыв, не забывая, в лучших традициях драматургии, о морали, легкой грусти и романтике. Написанное большими буквами на афише «Основано на реальных событиях» интригует, но на деле эта реальность связана, пожалуй, с самим фактом Дня Победы в Европе и с тем, что принцессы Элизабет и Маргарет в эту ночь гуляли по праздничному Лондону (но чем они там занимались – только им известно). На этом «реальные события» заканчиваются, и начинается фантазия Джаррольда-кудесника.

r0_3_1200_678_w1200_h678_fmax

Кадр из фильма «Лондонские каникулы»

Первое, что стоит отметить, это использование прижившихся в мировом обществе представлений о семье Елизаветы Второй. Королева-мать, Елизавета Первая, которую сыграла Эмили Уотсон, рассудительная, строгая, сдержанная, действительно заслуживающая народной любви, хотя и несколько уставшая от нее. Король Георг Шестой в исполнении Руперта Эверетта, смотрящий в будущее, глубоко понимающий суть происходящего в стране, но упорно заикающийся во время произнесения речи о Победе во Второй Мировой войне и, как напоминает нам Джаррольд, вступивший на престол исключительно из-за отречения своего старшего брата Эдуарда Восьмого. Принцесса Елизавета – Лилибет – старшая дочь, идеально сочетающая в своем характере лучшие качества матери и отца, понимающая свое предназначение, готовая поступиться развлечениями ради сохранения чести семьи. Принцесса Маргарет – взрывная, легкомысленная и простая, жаждущая развлечений и, за счет такого характера, затягивающая первый сюжетный узел. Актриса Бел Паули, исполнившая Маргарет, перетянула интерес зрителя к действию фильма на себя, и даже очень похожая на молодую Елизавету Сара Гадон не смогла «обыграть» свою экранную сестру.

Джаррольд упорно намекает, что королевская семья, в сущности, похожа на семью обычную: дети врываются к родителям, топают ножкой, театрально вздымают глаза к потолку и говорят: «Ах, мы никогда, никогда не поймем, что значит «свобода»!», затем предлагают сделку папе: «Мы смотрим, как народ воспримет речь – а ты нас выпускаешь». Мама пытается воспротивиться этой идее, но заинтересованный папа хлопает кулаком по столу: «Король я, или нет?!», и счастливые сестры получают билет в бурлящий от радости, наполненный народом Лондон. Единственное условие: они в городе инкогнито. Хотя после первого же залпом выпитого бокала шампанского понятно, что «инкогнито» не случится – задумка режиссера совершенно в другом.

GNO_01098web

Кадр из фильма «Лондонские каникулы»

Идеальная схема Джаррольда «Они делают, что хотят, потому что они впервые на свободе» настолько же проста, насколько примитивна. Впрочем, примитива в фильме вообще много (и отсюда вопрос, на какую аудиторию работает режиссер?). Это касается и выразительных средств, и музыкального ряда, и сюжетных ходов. В нужные моменты Лилибет поневоле падает на грудь случайно встреченного летчика Джека, который, конечно же, недоволен Королем и критикует его (за что, разумеется, получает в глаз от всего паба, где люди слушают речь Георга Шестого). Но Джек, само собой, к концу фильма поймет, насколько был неправ, а Лилибет, как рассудительная и проницательная леди, поймет, что ей, как будущей Королеве, надо изменить в стране. Старики, пережившие войну и потерявшие в ней сыновей, обнимаются и смотрят в небо под трагичную закадровую музыку на фоне всеобщего веселья. Маргарет под ручку с «секретным» агентом морской пехоты отправляется в криминальный район Лондона Сохо и, сильно «подшофе», знакомится с сутенером. Над Трафальгарской площадью развеваются флаги союзников: США, Великобритании и Австралии (остальные шесть «союзников» не в счет). Король-отец лично звонит горе-охранникам принцесс, пока те развлекаются в постели с группой девиц легкого поведения…

Местами, правда, контрасты и антитезы довольно забавны и остроумны, хотя и остаются «на грани фола». Например, пьяная принцесса Маргарет, в машине с проститутками отправляющаяся на обслуживание казарм, рассказывает о своей строгой маме. Проститутки, для которых «мамочка» — это сутенер, сходятся на том, что ее мама требует от нее слишком много. Или когда Король Георг, чтобы отдать долг рядовому Джеку, обещает «настрелять» мелочи у прислуги. Отдельного упоминания заслуживают виды разрушенных бомбежками домов, в которых люди, в квартирах без стен и крыши, живут, «как прежде». И хотя это искусственно вплетено в бессмысленную кутерьму фильма исключительно для поддержания имиджа Елизаветы как «народной Королевы», именно этот эпизод дает зрителю ключик к пониманию смысла фильма.

97-Girls Night Out-Photo Nick Wall.NEF

Кадр из фильма «Лондонские каникулы»

Более-менее в «Каникулах» проработаны характеры юной Елизаветы (и вряд ли бы англичанин Джаррольд рискнул бы его не прорабатывать, «отыгрываясь» на давно почившей бунтарке Маргарет) и бунтаря-самовольщика Джека (в котором режиссер буквально «заточил» образ народа будущего, которым будет править Елизавета). Остальные – эдакие «хлебозрелищные» декорации, которые смешат и удивляют, выбеливая достойную и не по годам мудрую Лилибет. Так что фильм, по сути, о Елизавете Второй, которая, гуляя по Лондону в знаменательный День Победы, уловила тот самый «дух будущего» и стала прекрасной Королевой. Однако вопрос о том, зачем Джулиан Джаррольд в традициях глупых молодежных комедий превратил королевскую семью, управляющую делами всего мира, в предмет смеха, сняв фильм, в котором форма важнее содержания, остается открытым. И, увы, не в пользу режиссера.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ