Рецензия на фильм Брайана Хелгеленда «Легенда» с Томом Харди в главной роли.
На экраны выходит долгожданная картина Брайана Хелгеленда «Легенда» , снятая по мотивам книги Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй». Главная — двойная — роль досталась Тому Харди. «365» — о том, как он с ней справился и что за фильм получился у Хелгеленда.
Пока в 60-х с культурной стороны развивалась музыка, благодаря новичкам того времени The Who и The Kinks, а The Beatles уже ходили по Abbey Road, улицами правили именно братья-близнецы Крэй.
По словам режиссера Брайана Хелгеленда, у каждого жителя Лондона найдется пара припрятанных историй о таинственных братьях Крэй, которые будоражили город в 60-е годы. Сам же режиссер — американского происхождения, и первое знакомство с главными героями его нового фильма у него началось со лжи. Настоящая история братьев Крэй осталась в заголовках газет и где-то глубоко в подворотнях Ист-Энда. Да и надо быть настоящим специалистом сленга «кокни», чтобы разобрать, о чем толкуют жители этого района.
Режиссер смог собрать достаточное количество сплетен о гангстерах Ист-Энда. Однако настоящей почвой для размышлений стала книга Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлёт и падение близнецов Крэй». Но Брайан Хелгеленд старался отыскать новую концепцию повествования и создать совершенно иную точку зрения – ту, о которой бы еще не знали.
Конечно, когда за плечами британского кинематографа уже есть драма о братьях Крэй 1990 года («Братья Крэй» Питера Медака). У Хелгеленда при создании новой картины о лондонских гангстерах не было выбора: его фильм должен быть лучше предыдущего. Но он хотел чего-то иного: режиссер мечтал снять настоящий американский гангстерский фильм. Однако здесь ему подвернулись достаточно воспитанные и хорошо одетые англичане. Хелгеленд же, в первую очередь, пытался все-таки отыскать главный лейтмотив и композицию всего фильма.
Все это он нашел в истории жены Реджи Крэя, Фрэнсис. После тщательных расследований и интервью со знакомыми британских «бандитов», режиссер услышал это имя только от одного человека, в свое время состоявшего в группировке близнецов Крэй. Соотнеся с ее именем предложение «Именно из-за Фрэнсис все мы отправились в тюрьму», Хелгеленд нашел свою «приму для спектакля».
Картина повествует о таинственных и бесстрашных братьях-близнецах Крэй, Ронни и Реджи, и об их группировке в Ист-Энде — они держали в страхе весь Лондон и даже сотрудничали с американскими мафиози. Однако любая «сладкая жизнь» заканчивается «горьким финалом».
У Хелгеленда не вышло «настоящего американского гангстерского фильма», он о нем и забыл, сильно углубляясь в разработку сценария и мизансцен. Режиссер показывает «бандитский» мир по минимуму, уделяя больше времени быту и романтике. Фильм, в свою очередь, синхронизирует в себе женское и мужское начало.
Хелгеленд не отказывается от триллера, но и не использует его ради «показухи». Его волнует внутренне состояние братьев Крэй, в особенности Реджи. Старший брат всегда был «главным мозгом» в банде, так как Ронни страдал шизофренией и любил устраивать оргии у себя в квартире, приглашая разных представительных личностей Великобритании. Что до Реджи, то за все, что касалось деятельности группировки отвечал он. Однако и у такого умного парня есть свои «скелеты в шкафу».
Одним из его «слабых мест» оказалась его жена Фрэнсис. По описанию знакомых лично с братьями Крэй, она предстает тихой и скромной девушкой. Исполнившая Фрэнсис Эмили Браунинг не отходит от «оригинала», и больше изображает ее жертвой событий. Но она не додумывает это состояние, доказывая, что брак с Реджи так же приносил счастье. С появлением Фрэнсис на экране повествование, фактически, ведется от ее лица. Происходит небольшое искажение пространства и времени, потому что, как известно, Фрэнсис покончила с собой. После ее смерти на экране фильм остается без своего «проводника», и уже не знает, что делать.
То же самое чувствует и Реджи Крэй. Том Харди не дает расклеится своему герою, скорбь он показывает исключительно через злость и насилие. Романтические моменты: длинные средние планы в машине около кладбища или сцена, где «безжизненное» тело гуляет по темным улицам Лондона — остаются именно там, в тех самых переулках Ист-энда, о которых боялись писать британские газеты 60-х годов.
О смерти Фрэнсис не писали в газетах, не написали и о том, что Реджи Крэй потерял свою драгоценную жену и пустил все на самотек: карьеру, друзей, врагов и брата. Но об этом снял фильм Брайан Хелгеленд. Он не будет повторять Гая Ричи, показывать ту Британию, тех людей. Его история по-американски гламурна, под стать самим Крэям, один из них который похож на Аль Капоне, а другой — на Жан-Поля Бельмондо.
И вот такой пижонистый тип, как Реджи Крэй, влюбился в девушку из Ист-Энда, мечтавшую сбежать из этого гиблого места. Он, уже имевший славу и деньги, все-таки искал «другое» богатство, и увидел его в ней. Слегка ухмыляясь, он говорит одному из своей банды, что «она сведет меня в могилу» — и не прогадывает. Хелгеленд не травит романтичными отношениями между героями, делает это в меру и не зацикливается, представляет Крэя не героем-любовником, а обычным английским парнем из неполной семьи (несмотря на слухи, что он спит со шлюхами).
Не хватает фильму британского духа. Меньше этой американской помпезности, дорогих машин и кутежа. Узкий мир гангстерской жизни в гламурном стиле. Братья Крэй любили выглядеть как денди 20-го века. Хелгеленд решил не обделять вниманием именно внешний мир бандитов, создавая при этом чересчур красивую картинку для Великобритании времен прогресса социального реализма.
Возможно, экранного времени больше у Реджи, но Рона тоже не обделяют вниманием. Том Харди в первую очередь хотел сыграть именно Ронни. Его бешенная натура, вперемешку с искренностью и наивностью, оставляли после себя больше ужаса, чем рациональные доводы самого Реджи. Изначально представив его зрителям как шизофреника, а потом уже как гомосексуалиста, режиссер тем самым обосновал тот факт, что от него можно ожидать все, что угодно. То же самое – а именно все, что угодно – ожидает и его старший брат, который потом может его избить и сломать нос, а потом извиниться и обнять. Но сам Рон первым, все-таки, начнет пускать слезу. Его зависимость от Реджи показана Хелгелендом не чем-то нездоровым, а больше естественным. Когда же брата нет, то он теряет контроль. Ронни отождествляется с бурей, которая может накатить неожиданно и так же внезапно успокоиться. Он может оскорбить и унизить жену Реджи, а потом сказать, что она ему всегда нравилась больше всех. За этим человеком не уследить.
И в этом даже бессилен сам Реджи. В конце фильма, после грязного и жестокого убийства одного из участников банды, Рон спрашивает: «Зачем ты это сделал?» А тот змеиным шепотом способен ответить только: «Потому что тебя я убить не могу». Реджи оказывается в капкане, в который его загнал собственный брат.
Почему же фильм называется «Легенда»? Где она, если на экране обычные люди? Ранимые, способные любить, брать на себя ответственность, дружить и страдать. Она осталась все в тех же темных переулках Ист-Энда, потому что у каждой легенды есть своя слабость.