Новый фильм Анджелины Джоли оказался богат не только внешне, но и внутренне. Изящность панорамных кадров весьма удачно согласуется с поднимаемой темой краха супружеской жизни, а крепкая постановка и смелые сюжетные реверансы в сторону классических лент в жанре нуар – делают «Лазурный берег» настоящей находкой для ценителей кинематографа давно минувших лет.
Роланд и Ванесса женаты уже 14 лет. Он – писатель, переживающий творческий кризис. Она – бывшая танцовщица, ныне пребывающая в статусе домохозяйки. Их супружеская жизнь трещит по швам, но они стараются не придавать этому особого значения. Решив сменить обстановку, пара на время останавливается в одном из отелей, расположенных на Лазурном берегу Франции. Здесь Роланд надеется обрести вдохновение, которое необходимо ему для написания нового романа. Разумеется, все идет не так, как планировалось. Роланд дни напролет проводит в баре со стаканом в руке, проклиная всех вокруг, а Ванесса не желает надолго покидать стен отеля, предпочитая оставаться наедине с собой. Судьба вносит свои коррективы, когда несчастные супруги знакомятся с парочкой молодоженов, проживающих в номере по соседству.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Кто бы мог подумать, что режиссерская карьера Анджелины Джоли не прекратится после одной-двух попыток, а продолжит набирать обороты, способствуя дальнейшему развитию авторской формы речи и приобретению лидерских качеств. Собственно говоря, «Лазурный берег» является третьей полнометражной работой (если не брать в расчет документальную ленту 2007 года выпуска – «Место во времени») в фильмографии главной красавицы Голливуда. Радует, что Джоли учла ряд ошибок, за которые ругали предыдущие проекты под ее руководством. Теперь кино не выглядит сумбурно: все действия упорядочены, а акценты расставлены верно. Чего, кстати, нельзя было сказать в адрес прошлогодней ленты постановщицы – историко-биографической драмы «Несломленный». Видимо, неспроста Джоли решила поработать над картиной не только как режиссер, но и взять на себя сценарные обязанности, а также исполнить главную роль на пару со своим мужем Брэдом Питтом.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
По сути, на месте звездной четы Джоли-Питт мог оказаться кто угодно. Роланд и Ванесса – собирательные образы. Супружеская пара, отношения которых зашли в тупик. Необходим гармоничный дуэт, способный по максимуму приблизить персонажей к действительности. Поэтому не стоит удивляться, что Джоли взяла все в свои руки. Подобная работа требует предельной самоотдачи. Правда, это не мешает и ей, и Питту – давать периодические сбои в системе. Где-то переигрывает он, а где-то она. Джоли изображает психологически неустойчивую женщину с манией величия; Питт, в свою очередь, пьющего писателя, который любит свою жену и мечтает о том, чтобы та признала его, как мужчину. Тараканов в голове хватает у обоих, но раскрыть этих самых «тараканов» должным образом – не выходит. И не надо списывать невнимательность парочки на временные сюжетные перипетии.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
С другой стороны, Джоли и Питту крайне достоверно удается показать крах супружеской жизни: «Лазурный берег» движет постоянно мечущимися эмоциями, которые граничат между физической одержимостью и внутренней болью. Две половинки одного измученного сердца, вынужденные смириться с тем, что у них осталось. Драму оба отыгрывают достойно, но не всегда на ура. Так или иначе, всем соскучившимся по дуэту времен «Мистера и миссис Смит» – предстоит увидеть пару в абсолютно новом свете.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Угнетенным супругам в лице Роланда и Ванессы противопоставляется счастливая пара молодоженов Франсуа и Лии, роли которых исполнили популярные французские артисты – Мельвиль Пупо («И все жё Лоранс») и Мелани Лоран («Бесславные ублюдки»). Также в фильме фигурируют два старика – хозяин бара Мишель и владелец отеля Патрис, воплощенные на экране Нильсом Ареструпом («Боевой конь») и Ришаром Боренже («Подземка»). Включая героев Джоли и Питта, «Лазурный берег» задействует шесть основных персонажей. Каждый из этой шестерки – выступает представителем трех разных возрастных групп. Пара Франсуа и Лии только-только готовится войти в семейную жизнь, в то время как Роланд и Ванесса женаты уже много лет. Одни получают радость от всего, что с ними происходит. Другие, наоборот, видят во всем исключительно негатив. Ванессу и Роланда привлекает наивность Франсуа и Лии, а еще – их бурные сексуальные отношения. Они видят в них себя в начале совместной брачной жизни. Косвенно – со стороны за ними наблюдают Мишель и Патрис, прокручивающие в голове светлые воспоминания о своих возлюбленных. А пески времени все текут и текут.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Как известно, события разворачиваются во Франции середины 70-х годов прошлого века. Это сказывается на пейзажной и декорационной частях фильма. Надо признать, что у Джоли получилось необычайно живописное кино, которое очаровывает буквально с первых кадров: изумительные панорамные съемки (оператором выступил Кристиан Бергер) и примечательный костюмный ряд – сводят с ума. А дивный саундтрек, за написание которого ответственен обладатель премии «Оскар» Габриэль Яред («Английский пациент»), подкупает окончательно.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Снимая арт-хаус, Джоли время от времени забывает размеривать пыл. Своим исполнением и атмосферой «Лазурный берег» паразитирует на творчестве мастера авторского кино – Вуди Аллена. Эротический подтекст фильма, пропитанный невинной похотью и разговорами на отдаленные сексуальные темы, отсылает к работам именитого итальянского постановщика Тинто Брасса. А милые беседы персонажей с глазу на глаз навязывают зрителю трилогию «Перед…» Ричарда Линклейтера, не позволяя развернуться на ровном месте. Солянка, своего рода. Так что сценарные проблемы, возникающие по ходу развития сюжетной линии, лишь полбеды. В большей степени этот «микс» влияет на постановку, которая ударяется в крайности ближе к финалу, раскрывая все свои карты без определенной нужды.
Кадр из фильма «Лазурный берег»
Сам жанр картины (исключая понятие арт-хаус) можно трактовать по-разному: от трагикомедии до психологической мелодрамы. И оба варианты, как ни странно, будут уместны. Не помешает упомянуть, что стилистически лента выдержана в духе нуар. Реверансы от Джоли в сторону классики – заслуживают похвалы. Вот что значит любить кино.
Несмотря на излишнюю сентиментальность и пессимистический настрой, «Лазурный берег» очень ироничный и искренний фильм. Плюс ко всему – снятый до неприличия красиво. Универсальное пособие для супружеских пар, запутавшихся в своих отношениях. Оскароносная актриса успешно переквалифицировалась в режиссеры. Джоли есть над чем работать и куда стремиться. Свою третью миссию она выполнила.