«Ла-Ла Ленд»: новое – это хорошо забытое старое

12 января 2017, 10:09

На экраны выходит долгожданный новый фильм режиссера «Одержимости» — Дэмьена Шазелла, ставший триумфатором премии «Золотой глобус»-2017. В своей новой картине Шазелл рассказывает не о напряженных репетициях в джазовом оркестре, а о пронзительной истории любви между двумя амбициозными мечтателями.

Миа в исполнении Эммы Стоун и Себастьян, сыгранный Райаном Гослингом, живут в современном Лос-Анджелесе — Ла-Ла Ленде, как его в шутку называют. В городе, где каждый мечтает об успехе и славе, Миа и Себастьян не являются исключением. Она – начинающая актриса, которая в перерывах между неудачными кастингами подрабатывает в кофейне при киностудии. Он – талантливый пианист, мечтающий открыть собственный джаз-клуб, но вынужденный играть для равнодушной публики популярные мелодии в ресторанах.  После череды случайных встреч двое мечтателей решают, что им по пути. Так начинается история их удивительно красивой любви и одновременно сложного и драматичного пути к успеху.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Мир классических мюзиклов – это мир гипертрофированных страстей и волшебного эскапизма, он нарочито искусственен и имеет весьма косвенное отношение к реальности. Пережив свой расцвет в первой половине прошлого века, казалось бы, мюзикл сейчас является чуть ли не самой устаревшей формой киноязыка XXI века. Несмотря на единичные успешные примеры возвращения к этому жанру в Америке («Мулен Руж», «Чикаго») и Европе («Танцующая в темноте»), было очевидно, что мюзикл на большом экране обречен донашивать бродвейские хиты или быть площадкой для единичных смелых постмодернистских экспериментов. И было трудно поверить, что кто-нибудь из современных режиссеров захочет обратиться к такому китчевому жанру, чтобы рассказать трогательную, романтичную, но при этом современную историю.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Но все новое — это хорошо забытое старое, и, вооружившись старой доброй цветовой палитрой «Техниколор», которая применялась при создании голливудских фильмов 50-х годов, и широкоформатным 35-мм изображением «Синемаскоп», Дэмьен Шазелл рискнул рассказать свою оригинальную историю. Одна из главных причин, почему в картине так удачно сочетаются отсылки к киноклассике и неуловимый дух современного Лос-Анджелеса, города далеко не такого радужного, как хотелось бы героям Мии и Себа, это команда профессионалов, которая собралась на съемочной площадке.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Запоминающуюся и яркую музыку к «Ла-Ла Ленду» написал композитор и друг режиссера – Джастин Гурвич. Изобретательные танцевальные номера, заставляющие вспоминать то Джина Келли из «Поющих под дождем», то знаменитую танцевальную пару Фреда Астера и Джинджер Роджерс, поставила хореограф, работавшая над фильмом «Мой парень – псих» Дэвида О. Рассела Мэнди Мур. Из команды О. Рассела пришел и оператор Линус Сандгрен, которому удалось сотворить настоящую магию из цвета и света. Используя цветные фильтры, он добился картинки, отсылающей не только к классическим американским мюзиклам, но и к фильмам француза Жака Деми. Как признается сам Дэмьен Шазелл, новаторские мюзиклы Деми «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора», показывающие повседневную реальность сквозь призму музыкального фильма, больше всего повлияли на формирование его собственного авторского стиля.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Именно подобный подход к жанру, когда проникновенность актерской игры важнее безупречной техники исполнения танцевального номера, и позволил добиться необходимого уровня искренности в фильме, сохраняя при этом зрелищную красоту. И хотя сложно сравнивать танцевальные и вокальные способности Эммы Стоун и Райана Гослинга со звездами из золотой эпохи Голливуда, называть их дилетантами будет грубейшей ошибкой. У Стоун за плечами уже была роль Салли Боулз из легендарного бродвейского мюзикла «Кабаре». Роль в «Ла-Ла Ленде» – это, бесспорно, знаковая работа в карьере молодой актрисы, что уже было отмечено призом на Венецианском кинофестивале, и, можно надеяться, она не останется незамеченной и на предстоящей церемонии «Оскар». Не отстает от своей партнерши и Гослинг, у которого на момент начала съемок уже имелся вокальный опыт в группе Dead Man’s Bones, а для большего правдоподобия в кадре он научился играть на фортепиано и танцевать.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Однако не столько из-за песенно-танцевальных номеров состоит «Ла-Ла Ленд», сколько из-за отраженных в фильме проблем, с которыми так или иначе сталкивается каждый человек. Мию и Себа испытывает на прочность Лос-Анджелес, и они принимают ряд решений, о которых им приходится жалеть. Выбор между творческой свободой и коммерческим успехом, выбор между карьерой и личной жизнью, выбор между благополучной синицей или вечно летающим в грезах журавлем. Созданный фантазерами волшебный мир, полный магии и поэзии, оказывается хрупким и не выдерживает соприкосновения с реальностью. Музыкант и актриса найдут правильные дороги, ведущие к их заветным мечтам, вот только дороги эти уже не могут пересекаться и разойдутся навсегда.

Кадр из фильма "Ла-Ла Ленд"

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд»

Чувство меры позволяет Шазеллу не превратить свой фильм в каталог киноцитат. Прошлое здесь умело и элегантно используется, чтобы рассказать оригинальную историю. Это подтверждает сцена в кинотеатре, когда во время показа фильма пленка неожиданно загорается, побуждая Мию и Себа начать создавать собственную историю, а не пересматривать чужую. Ко всем вышеперечисленным достоинствам «Ла-Ла Ленда» стоит только добавить, что он обладает удивительным способностью «заразить» любовью к классическим фильмам. Если до просмотра ленты Шазелла вы могли не смотреть «Бунтаря без причины» или «Касабланку», то после «Ла-Ла Ленда» возникает непреодолимое желание погрузиться на день или два, а то и на всю неделю в удивительный мир, созданной на Фабрике грез.

 

Текст: Валерия Свиридова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ