Квоты Шлегеля, Крым и Голливуд — веселая компания

31 марта 2014, 17:59

Самой громкой новостью прошлой недели (24-30 марта 2014), вне всякого сомнения, стало сообщение российских СМИ об инициативе введения квот на показ российских фильмов в кинотеатрах РФ. В качестве дирижера этого буйства фантазии на сей раз выступил член фракции «Единая Россия» Роберт Александрович Шлегель, ставший самым молодым депутатом Государственной Думы РФ V созыва в 2007 году. В числе заслуг Роберта Шлегеля числится не только это достижение. Даже при мимолетной оценке деятельности депутата за последние годы крайне трудно не отметить граничущую с гениальностью политическую дальновидность и, что уж говорить, удачливость, которую завистники уже наверняка поспешили обозначить как «подозрительную».

Депутат Роберт Шлегель, автор законопроекта о квотах на показ российского кино

Депутат Роберт Шлегель, автор законопроекта о квотах на показ российского кино

Сначала, как и всем подрастающим гениям, Шлегелю везло не то чтобы очень: например, в 2005 году Р.А. Вступил в молодежное объединение «Наши», где вплоть до 2007 года занимал должность пресс-секретаря движения, и получил от Олега Кашина довольно обидный комментарий относительно своей деятельности: «К сожалению, замена опытного Мостовича на юного комиссара „Наших“ Роберта Шлегеля нанесла по медийному образу «Наших» серьезный удар — теперь вместо нормальной работы с прессой у «Наших», как когда-то у «Идущих вместе», — поток похожих на манифесты пресс-релизов — и всё.»

Затем в 2007 инициативный молодой человек организовал студию видеопроизводства «Белый Свет», объединяющую 6 молодежных телестудий, раскинувшихся от Санкт-Петербурга до Хабаровска. В данном случае тоже не обошлось без происшествий. Оказывается, Роберт Александрович с большим рвением отрицал свое участие в авторстве и создании рекламных роликов под названиями «Запрещенная реклама года молодёжи» и «Американское шоу». И что в итоге: в первом случае человека так забросали вопросами, что пришлось наконец признать, что запрет рекламы года молодежи был пиар-ходом. И посмотрели его 10 миллионов человек. Во втором же случае Шлегелю приписывают авторство агитационного ролика, «замешанного» на множестве версий теории заговора США, чьи липкие, пропитанные ядом щупальца расространялись и продолжают распространяться повсеместно. Поговаривают, что студия «Белый Свет» занималась монтажом агитационных роликов для «Наших», но это сегодня совершенно не интригует.

Депутат всерьез вдарил по клавишам в 2010 году, став одним из авторов идеи устранения игорных заведений в городах и весях Родины и создания игорных зон, что впоследствии было обращено в букву закона. Это было первым серьезным успехом Шлегеля без каких бы то ни было обывательских оговорок.

Шлегель — настоящий хипстер от политики: Роберт Шлегель занят стартапами. В абсолютном большинстве случаев он на передовой позиции, инициатор, создатель, автор и вдохновитель. Входит в экспертную группу ГД по созданию Электронного Парламента, принимает участие в реализации концепции «Российская общественная инициатива», стал инициатором обращения к экс-президенту Медведеву по вопросу восстановления безвизового режима, действующего в отношении стран Прибалтики и в частности «неграждан», что впоследствии вполне логично в его случае перетекает в создание отдельного законодательного акта. Как царь Мидас все обращает в золото при единственном прикосновении, так Шлегель обращает в законодательство все, на что ляжет его чудотворная длань.

Это все, собственно, к чему и по какой причине: если читатели попробуют проследить хронологию развития событий, касающихся введения квот на показ российского кино, они сильно удивятся тому, что законопроект все еще висит воздухе и пробудет там еще предположительно чуть больше недели, потому что Шлегель задумал свое великое дело в далеком 2009 году.

Легкая пробежка по данным, освещенным в хронологическом порядке в российских СМИ, поможет создать некоторое представление о том, как у идеи выросли все ее руки и ноги: согласно статье Татьяны Зыкиной в «Российской газете» от 22 декабря 2012 года, на тот момент «в Госдуму был внесен законопроект об установлении в 2013 году квоты на показ российских фильмов. Кинотеатры в этом случае обяжут включать в прокат не менее 20% фильмов отечественного производства. С 2014 года долю показа таких фильмов от общего количества сеансов будет устанавливать правительство, что следует из законопроекта.»

Вице-спикер ГД Сергей Железняк

Вице-спикер ГД Сергей Железняк

Официально первопроходцем на пути установления квот считается вице-президент ГД Сергей Железняк, который в 2012 году удивил широтой подхода к вопросу. В частности, на вопросы журналистов о том, зачем налагать НДС на прокат зарубежных кинолент, Железняк парировал следующим образом: «Поскольку иностранная кинолента является импортным товаром, то на нее должна распространяться налоговая нагрузка. И по отношению к российскому товару это будет справедливо. Меры не только финансово поддержат отечественный кинематограф, но и помогут российским кинорежиссерам найти своего зрителя, планировать сроки производства своих фильмов и их окупаемость». На вопросы прокатчиков относительно повышения цен на билеты и смысловой нагрузки нововведения вице-президент Железняк ответил четко и внятно: «Цену определяет спрос, а не НДС.» Таким образом, идея ясна: за счет сокращения проката зарубежного кино российский кинематограф займет свое законное место. Сергей Железняк также добавил, что российскому кино необходимо принятие подобных мер, так как его доля на рынке и так составляет от 12 до 15%. «Российская газета» по окончании заметки лаконично отмечает, что «при общем росте прокатных сборов доля в них российского кино сократилась и составила в 2012 году всего около 13%.»

Согласно данным «Сибирского агентства новостей» от 22 февраля 2012 года, «расписание в одном из самых крупных кинотеатров Москвы: 2 фильма отечественного производства и 15 — зарубежного. Представители киноиндустрии объясняют, они бы и рады изменить это соотношение, но сделать это не так просто. За прошлый год было снято порядка 70 российских фильмов. Из них только 40 с большой натяжкой подходят для показа в кинотеатрах. Для сравнения, только лучших американских лент почти в 6 раз больше. Ставить в прокат просто нечего, говорят киношники, в ответ на громкие слова депутатов о дискриминации российских лент. Сегодня на поддержку российского кинематографа выделяют 6 млрд рублей — это бюджет одного крупного американского фильма. Помогать надо деньгами, а не квотами.»

25 февраля 2013 в эфире «Вести FM» с Анной Щербининой режиссер Алексей Учитель выразил следующее мнение: «Произвести мало, их надо еще продвигать, квотами ничего не добьешься. Это нужны деньги на PR, рекламную кампанию для того, чтобы продвигать российское кино. Если это не будет заложено в бюджете, все усилия бесполезны. Мы можем произвести десятки шедевров, но их никто не увидит.» Более радикально в этом же эфире высказался режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров: «У меня нет ощущения, что разумный человек в полном здравии мог предложить такую вещь. Он предлагает оставить 20% зарубежного кино, но мы не снимаем столько фильмов, мы снимаем около 15% от сегодняшнего кинорепертуара.» (Речь в данном случае идет об инициативе Литвинцева установить 80%-ую квоту.)

Владимир Мединский, господин и министр культуры РФ

Владимир Мединский, господин и министр культуры РФ

15 февраля 2014 года Фонтанка.ру приводит цитату Владимира Мединского, министра культуры РФ: «В советские годы действовала квота на американские фильмы (6 картин в год). Таким образом государство защищало – не из финансовых, а идеологических соображений – фильмы отечественного производства. И они собирали кассу.»

Депутат ГД Дмитрий Литвинцев

Депутат ГД Дмитрий Литвинцев

15 марта 2013 года Lenta.ru внезапно выпускает новостную заметку под заголовком «Госдума передумала запрещать иностранцам снимать фильмы в России», что было обусловлено силой убеждения представителей ряда сетей кинотеатров («Синема Парк», «Формула Кино», «Киномакс», «Карофильм»), и именно в этой заметке содержались подробности относительно внесенного 6 февраля 2013 года законопроекта «О кинематографии», автором которого выступил депутат ГД от партии ЛДПР Дмитрий Литвинцев с инициативой ввести 80%-ую квоту на показ российского кино, в частности разъяснявшие понятие «национальный фильм» и запрета на съемку любых фильмов, не подходящих под определение «национальный» («национальный фильм» — лента на русском языке, над которой работают как минимум 70% граждан России и иностранные инвестиции в которую не превышают 40%).

И наконец наступило 25 марта 2014 года, дата начала весьма небезынтересных событий. 25 марта 2014 в 14.48 по московскому времени на ресурсе Hopes&Fears была выпущена новостная заметка о том, что за воплощение инициативы в жизнь принялся Роберт Шлегель, согласно которой «только 50% демонстрируемых лент смогут составить работы иностранных режиссёров.» Ориентировочно в то же время на ресурсе Афиша.Воздух был опубликован комментарий Шлегеля по этому аспекту: «Подобные законопроекты вносили на рассмотрение Госдумы и раньше. Я еще четыре года назад первым подготовил аналогичный документ, потом уже Министерство культуры и вице-спикер ГД Сергей Железняк предлагали установить 20-процентную квоту на показ российских фильмов. Я думаю, что должно быть все-таки 50%. У нас в основном показывают американские фильмы, которые пропагандируют стереотипы, национальные интересы и ценности США. Многие из этих лент низкопробные. Россия же способна производить свое кино, которое будет интересно зрителям».

В тот же день в 16.50 по московскому времени «Газета.ру» опубликовала материал под заголовком «Голливуд прокатит кинотеатры Крыма: крымские кинотеатры ждут от Голливуда санкций на прокат американского кино», аргументируя подобную позицию тем, что с вхождением полуострова в состав РФ у крымских кинотеатров «пропало право показывать фильмы с Украины» по версии ИТАР-ТАСС. В заметке также указаны слова некого анонимного эксперта кинорынка, что «дело, конечно, совсем не в санкциях, а в том, что мейджоры (крупные студии) — это мегаконсервативные бюрократические структуры. Если в их справочнике написано, что Крым — это Украина, то, пока справочник не перепишут, Крым будет Украиной.»

Спустя 2 дня, 27 марта 2014 года новостной ресурс «Ореанда-новости» публикует заметку о том, что «министр культуры Владимир Мединский высказался против введения 50% квоты на показ отечественных лент в российских кинотеатрах. На вопрос о том, поддерживает ли министр культуры этот закон, Мединский ответил: «Нет, не поддерживаю». При этом он отказался говорить, какую квоту он бы счёл оптимальной. Наиболее правильным министр назвал механизм самоограничения. «Если не договоримся, опять вернёмся к той теме, как административно поддержать отечественный кинематограф. Сейчас отечественный кинематограф на подъёме», — добавил министр. Он подчеркнул, что «мало произвести продукт, надо его ещё продать».»

И, наконец, 27 марта 2014 The Guardian публикует заметку, информация из которой по большей части заимствована из статьи «Россия схлестнулась с Западом за счет Украины и разрывает отношения за счет Крыма», опубликованной 17 марта 2014 журналом The Hollywood Reporter, под заголовком «Голливудские прокатчики стали участниками скандала, связанного с требованиями российских представителей обеспечить дубляж на русском языке».

Согласно статье, опубликованной в The Guardian, «развитие конфликта между США и РФ создает большие проблемы для представителей студий, так как российские представители требуют обеспечить дубляж иностранного кино, которое выходит в крымский прокат, на русском языке, в то время как представители студий оказываются в законодательной ловушке: промо-акцию голливудских кинолент планировалось провести на украинском языке, контракты были заключены с украинскими юридическими лицами, а Вашингтон в свою очередь не признает Крым российской территорией в меру незаконного ее присвоения российским государством.» The Hollywood Reporter охватил вопрос шире, и в статье «Ряд крымских кинотеатров требует российский дубляж» есть любопытный фрагмент: «Некоторые кинематографисты и владельцы зарубежных кинотеатров, собравшиеся на киноконвенте СинемаКон на этой неделе, утверждают, что выпуск кино на русском языке противоречит новым украинским законам, согласно которому киноленты должны быть выпущены на украинском языке. (русские субтитры допускаются)». Самая крупная статья по этому вопросу в The Hollywood Reporter под названием «Российские квоты сильно ударят по Голливуду» от 26 марта 2014 содержит следущий фрагмент: «Согласно законопроекту Шлегеля, квота на показ американского кино будет приравниваться к 50%, хотя пропорция американских и российских кинолент в российских кинотеатрах на сегодняшний день приравнивается к 80:20 соотстветственно. Согласно анализу, предоставленному на прошлой неделе студией «Невафильм», голливудские прокатчики окажутся в крупном проигрыше: в прошлом году 199 лент из 446 иностранных фильмов, вышедших в российский прокат, были американскими, и только эти 199 фильмов собрали кассу в размере $885 млн., что составляет 70% от общего годового российского прокатного сбора в размере $1.3 миллиарда. По словам Роберта Шлегеля, этот законопроект не имеет ничего общего со словесными перепалками относительно Крыма между Вашингтоном и Кремлем.»

Итого, согласно этому досье, что мы имеем:

Факт 1. Номинально с 2009 года и реально с 2012 депутаты колдуют над процентом квот — 20% поменяли на 80%, и 80% на 50%. Как выразился Виктор Матизен в эфире МИР 24, «вывели среднее арифметическое и получили вот такой процент [50%]». Депутаты начинали и бросали проект, потому что передумывали и отвлекались. Сначала господин Мединский поддерживает введение квот, утверждая, что это «в Советском Союзе это было, и кассу фильмы при том собирали». В январе этого года Мединский высказался против введения 50%-ой квоты и высказался в пользу «самоограничения», как будто речь идет о здоровом питании.

Факт 2. Российские СМИ публикуют статьи под заголовками об американских санкциях, выражающихся в ограничении крымского (см. российского) кинопроката, аргументируя это веским замечанием о том, что «пока у них в учебниках не напишут, что Крым — это территория России, для них он и будет Украиной». Более того, российские СМИ пишут, что Голливуд ничего не потеряет и российскому кинематографу нужна встряска, а американские СМИ тем временем представляют данные российских экспертов, согласно выводам которых Голливуд вылетит в трубу, приводя при этом проценты и цифры, которые говорят о том, что голливудское кино составляет 70% российского кинопроката.

Факт 3. Иностранные СМИ представляют информацию о том, что российские партнеры не идут на переговоры и винят в разразившемся киноконфликте в Крыму американских прокатчиков и американское правительство, таким образом осуждающих, как выражаются американские журналисты, «аннексию Крыма Российской Федерацией». В то время, как американцы объясняют возникший конфликт интересов «a legal limbo» — юридической ловушкой — обусловленной тем, что контракты были заключены с украинскими дистрибьюторами и прокатчиками с учетом обновлений, внесенных в украинское законодательство. Заголовки статей выше уже были озвучены: одним словом, по версии западных СМИ, в скандале виноваты российские представители, «аннексировавшие Крым» и продолжающие продавливать свою линию вопреки всякой логике.

Факт 4. От 28 марта 2014 АиФ (Аргументы и Факты) предоставили информацию о том, что ФСБ России сообщило о нарастании угроз со стороны Запада и США в частности. Согласно статье, Александр Малеваный, начальник управления по борьбе с терроризмом ФСБ РФ, «законное желание народов Крыма и восточных регионов Украины быть вместе с Россией вызывает истерию у США и союзников, которые предпринимают меры по деструктивному воздействию на социально-политическую и экономическую ситуацию в России».

Факт 5. В статье «Крымские кинотеатры: между Украиной и Россией» от 21 марта 2014 года на «Профисинема.ру» приводится следующая цитата руководителя рекламно-коммерческого отдела кинотеатра «Ракета» Владимира Морозова: «Неоднозначность ситуации заключается в том, что ряд крупных украинских дистрибьюторов для продолжения работы требуют предоплаты с гарантийными письмами, плюс проведение дальнейших расчётов осложнено хаосом в банковской сфере в Крыму. Ну а российские крупные дистрибьюторы, опирающиеся на указания от зарубежных правообладателей, и на данный момент не готовы принять нас для дальнейшей работы. Таким образом крымские кинотеатры становятся «подвисшими в воздухе» между Украиной и Россией. Надеемся на скорое разрешение всех этих возникших нюансов». В той же статье говорится и о том, что «большая часть из 18 крымских кинотеатров, зафиксированных в статистике, местные независимые кинотеатры или мини-сети из двух-трех. При этом многие из них показывают кино вторым или третьим экраном. И, конечно, в нынешних условяих им гораздо выгоднее начинать выстраивать отношения с российскими дистрибьютерами.»

Факт 6. Руководитель отдела кинопроката «Вольга Украина» Вероника Ясинская утверждает, что «мы сами еще не знаем, как будут развиваться события. Крымская территория еще не признана украинскими властями, отделение произошло по факту. Мы продолжаем работать с крымскими кинотеатрами от имени украинского дистрибьютора и апрель тоже планируем с ними работать.» При этом Ясинская добавляет, что «если все финализируется и Крым станет частью России, будет какой-то переходный период. Поэтому на данный момент мы продолжаем работать с крымскими кинотеатрами. Тем более, что некоторые кинотеатры принадлежат украинским сетям.»

Кто же проигрывает в этой ситуации в первую очередь?

Во-первых и в любом случае Крым: его усыновила весьма крепкая и грозная мамаша, причем усыновила, вероятно, обойдя пару-другую законов, но в ситуации подобного рода в приоритете был бы тот аргумент, что мать забрала своего ребенка и предоставляет ему всевозможные радости жизни, которые не предоставляли ему предыдущие опекуны. В итоге все бы вроде и хорошо, и абсолютное большинство голосов за вступление в состав РФ, но интернет пестрит новостями о крахе банковской системы, о медленном переходе к рублю, о нехватке наличных на полуострове, о сложностях с переходом на российское время и о прочих аспектах адаптации субъекта. И в том числе Крым находится между трех огней — России, США и Украины, ведь последние не признают присоединение законным и полноправным. Ситуация с квотами Шлегеля и нахождение компромисса между крымскими, российскими, украинскими и зарубежными прокатчиками — это никак не единственная головная боль Крыма, но этот факт общую головную боль не снимает.

Во-вторых, проигрывает Россия. Причем не на шутку. Если Вы почитаете все те же статьи The Hollywood Reporter или The Guardian, вы вполне заметите, что тон зарубежных СМИ в некоторой мере растерянный и несколько напуганный. Напуганы журналисты не грозностью великого государства, а тем, как бывает страшно увидеть эпилептика в метро — не знаешь, чем бы ему помочь, да так, чтобы и самому не пострадать. Поэтому и стоишь в сторонке и наблюдаешь с округлившимися очами. Россия давит на опасность Запада в лице США и тлетворное его влияние не только на РФ, но и на все вокруг. При этом российские представители действительно выносят сор из избы своим игнорированием основной претензии Запада — несоблюдения законов. Одно дело присоединить Крым, но игнорировать международные договоренности, заключенные между сторонами и продавливать свое «хочу» — непонятно, как же это так получается. При этом смешнее всего то, что обложившись щитами и размахивая всеми мечами, которые нашлись в арсенале, мы забываем, что в наших же доспехах завалялась граната без чеки: как мы будем воплощать проект Шлегеля, если он будет принят, когда кинематографисты остаются без средств для этого за неимением оных у государственных спонсоров? Это тоже непонятно никому, кроме, очевидно, Шлегеля, Литвинцеву и Железняка. Они, судя по всему, и будут снимать кино на 50% кинопроката. И при этом так снимут, что у «пиратов» не захочется ничего ни скачивать, ни покупать.

В-третьих, проигрывает США по версии «Невафильм». И, как всегда, меньше всех, а ведь США, как нас учат отцы-государственники, «первые начали». Голливудские прокатчики повисли в бездвижности, так как давление государственной политики относительно Крыма, давление российских прокатчиков и тотальный бардак на полуострове требует от них сегодня высшего дипломатического и делового пилотажа. Только как-то мы упускаем тот момент, что спрос определяет предложение, и спрос никуда не уходит, особенно из России, поэтому американские СМИ довольно спокойно, пусть и с легким замешательством, реагируют на событие. Мол, побуянят да успокоятся. И их можно понять, американцы, поди, понимают, что такое 70-80% кинорынка.

Но основной вопрос в другом — кто выиграет?

А выиграет Шлегель. Конечно же, Шлегель выиграет. Шлегель — победитель по жизни. У него уже есть своя поправка и солидное резюме, которое, возможно, пополнится еще одной роковой удачей.

«Кому на Руси жить хорошо?» — вопрошал в 1877 году Некрасов. Шлегелю хорошо, Николай Алексеевич.

Картина И.Н. Крамского "Н.А.Некрасов в период Последних Песен"

Картина И.Н. Крамского «Н.А.Некрасов в период Последних Песен»

 

 

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ