Квентин Тарантино: жестоко = красиво

27 марта 2015, 09:00

9 букв. Синоним крутейших диалогов, великолепно поставленных сцен насилия и филигранного нелинейного повествования. Ответ очевиден – Тарантино! Режиссер, олицетворяющий все лучшее в современном Голливуде и при этом местами невольно, местами намеренно высмеивающий все худшие проявления фабрики грез. Человек, чья фамилия стала именем нарицательным и знаком качества.

Сегодня Квентину Тарантино исполняется всего лишь 52 года! В этот ныне особенный для истории кинематографа день предлагаем вашему вниманию подборку из пяти (хотя не совсем пяти) лучших фильмов самого по-хорошему сумасшедшего режиссера в мире.

«Бешеные псы» (1992)

«Бешеные псы»

Выражение «с места в карьер» как никогда точно подходит для описания начала режиссерской карьеры Квентина Тарантино. Сценарий дебютного фильма был написан им за 3 недели, сам фильм снимался без особого бюджета и во многом был завершен по счастливому стечению обстоятельств. Все это не помешало картине получить восторженные отзывы критиков и обычных зрителей.

В первом же своем полнометражном фильме Тарантино в полной мере проявляет себя в том, что впоследствии станет его знаменитым авторским почерком. «Бешеные псы» – история об ограблении, которое пошло не так из-за внедренного в состав бандитской группы полицейского. Конечно же, фильм наполнен беспредельно жестокими сценами насилия (как, например, отрезание уха полицейскому), которые дано выдержать далеко не каждому зрителю, что подтверждают неединичные случаи в американских кинотеатрах, когда люди уходили из залов прямо во время сеанса. Сразу же Тарантино мастерски проявил себя и в нелинейном повествовании. История ограбления ювелирного (за исключением непосредственно самого ограбления как такового) переплетается с подготовкой внедрения копа в состав группы грабителей. Ну и, безусловно, еще один дар QT – диалоги. Здесь они имеют колоссальное значение. Поэтому каждый из фильмов Тарантино следует смотреть в оригинале. Конечно, в оригинале любая картина лучше, чем в дубляже, но в случае с кинолентами Квентина этому совету стоит следовать неукоснительно.

Мистер Белый: «Даже если ты меня во сне подстрелишь, проснись и извинись».

Мистер Белый: «Даже если ты меня во сне подстрелишь, проснись и извинись».

«Криминальное чтиво» (1994)

dietro-le-quinte-di-pulp-fiction-7

Вторая полнометражная картина Тарантино вышла через два года и принесла ему безоговорочную славу (в том числе в виде статуэтки «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь»), стремительно вознеся его на режиссерский Олимп. Вновь криминальная история и, соответственно, вновь жесткость, иногда плавно, иногда резко переходящая в насилие. И снова QT шел на риск при создании своего детища. Актерский состав трудно было назвать проверенным. Кто-то переживал не лучшие годы своей карьеры, как Джон Траволта, к кому-то приклеился ярлык героя боевиков, как в случае с Брюсом Уиллисом, ну а некоторые еще не успели заявить о себе в Голливуде действительно во всеуслышание, как Самуэль Л. Джексон или Ума Турман. После «Криминального чтива» статус абсолютного большинства сыгравших в нем актеров изменился раз и навсегда.

Авторский почерк Тарантино вышел в «Криминальном чтиве» на новый уровень. Нелинейное повествование буквально достигло апогея в этой картине. Фильм разделен на несколько эпизодов, конечно же, расставленных не в хронологической последовательности. Каждый из этих эпизодов представляет ценность как сам по себе, так и как часть единого произведения. Шагнули вперед и диалоги. Правда кому-то может показаться (да и, скажем прямо, кажется), что они слишком затянутые и далеко не всегда имеют хоть какой-то смысл. В таком случае стоит с уверенностью признать, что суть творчества Квентина Тарантино ускользает мимо этих людей, как загадочное содержимое чемоданчика Марселаса Уоллеса ускользает от глаз зрителей.

Вульф: «То, что ты показываешь характер, еще не говорит о том, что этот самый характер у тебя есть».

Вульф: «То, что ты показываешь характер, еще не говорит о том, что этот самый характер у тебя есть».

Дилогия «Убить Билла» (2003, 2004)

Uma-Thurman-and-Quentin-Tarantino-on-the-set-of-Kill-Bill

Две части «Убить Билла» все же хочется рассмотреть, как единое произведение, хоть определенные отличия между фильмами (как, например, соотношение между диалогами и сражениями) все-таки есть. Как знает любой знакомый с творчеством Тарантино  человек, истории мести – один из излюбленных сюжетов Квентина, но именно в дилогии понятие месть раскрывается им ярче всего. Героиня Умы Турман, бывшая наемная убийца, ставшая жертвой на собственной свадьбе и лишь чудом избежавшая смерти, буквально живет одним этим чувством. И одно оно двигает ее дальше и дальше, все ближе к основной цели – Биллу.

В дилогии Тарантино достиг новой ступени в эстетизации сцен насилия. Нужно осознавать, что насилие как таковое никогда не было самоцелью в картинах QT. В его умелых руках оно превращается в кинематографический прием. Так что грань, за которой жестокость становится банальной и безвкусной пошлостью, Тарантино не пересекает. В результате мы получаем завораживающие сцены, подобные сражению в японском саду под темпераментные испанские мотивы, где брызги крови на снегу – воплощение фирменной и эстетически выверенной росписи мастера.

Хаттори Ханзо: «Путь мести никогда не бывает прямым. Он подобен лесу, и, как в лесу, на этом пути легко сбиться, заблудиться, забыть, как ты попал сюда».

Хаттори Ханзо: «Путь мести никогда не бывает прямым. Он подобен лесу, и, как в лесу, на этом пути легко сбиться, заблудиться, забыть, как ты попал сюда».

«Бесславные ублюдки» (2009)

Inglourious_Basterds_Behind_the_scenes_Quentin_Tarantino

В своем предпоследнем на данный момент творении Тарантино рассказывает альтернативную историю второй мировой, главными героями которой становятся участники американской группы солдат еврейского происхождения, жестоко и беспощадно расправляющиеся с нацистами на территории захваченной Франции. Сценарий к «Бесславным ублюдкам» Квентин писал непривычно долго для самого себя – целых 7 лет. Но «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в этот раз обошел его стороной (привет сверхоригинальногму «Повелителю бури»). При этом актерский состав снова был безукоризненно слажен и ярок. Но жемчужиной этого украшения, без всякого сомнения, стал Кристоф Вальц, получивший в 53 года свою первую премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, а вместе с тем и мировую известность. Ну что же, открытие новых звезд кино далеко не последняя заслуга в ряду многочисленных достижений Тарантино.

Особо примечательна в этой картине роль, которая уготовлена кинематографу. В творениях Тарантино всегда огромное количество отсылок к классике кино или любимым фильмам Квентина, о которых большинству зрителей почти ничего неизвестно. В «Бесславных ублюдках» ключевые события происходят в стенах кинотеатра, что в какой-то степени делает его не просто местом действия, а полноценным героем эпизода. Это показывает то значение, которое придавал кинематографу автор, делая его силой, способной (пусть отчасти и косвенно) изменить ход войны.

Ганс Ланда: «Обожаю слухи! В фактах легко запутаться, а слух — будь то правда или ложь — выдает с головой».

Ганс Ланда: «Обожаю слухи! В фактах легко запутаться, а слух — будь то правда или ложь — выдает с головой».

«Джанго освобожденный» (2012)

014-quentin-tarantino-theredlist

Обращение к одной из самых сложных тем и времен в истории США полномасштабно произошло в последней из вышедших картине Тарантино. Квентин в своем деле не боялся никогда и ничего, поэтому максимально подробно и в деталях рассказал о захватывающих странствиях бывшего раба Джанго в поисках своей жены. Но важнейшей составляющей именно этой картины QT стал юмор. С юмором у Тарантино всегда все было в полном порядке, но здесь все же ситуация иная. Говорить о тяжелых и печальных темах с улыбкой и изрядной долей самоиронии – это большой талант, что Квентин с успехом продемонстрировал еще в «Бесславных ублюдках». Но в «Джанго освобожденном» он превзошел самого себя. Чего только стоит сцена с всадниками в белых колпаках или искрометные комментарии персонажа Самуэля Л. Джексона Стивена.

Вновь статуэтка «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и еще множество других премий в аналогичной номинации. При этом снова киноакадемия проигнорировала режиссуру. Трудно сказать, что должно случиться, чтобы «Оскар» за лучший фильм или режиссуру выдали все-таки Квентину Тарантино, но и без этих статуэток ясно одно: Тарантино – совершенно уникальное, бескомпромиссное и головокружительное явление в мировом кинематографе.

Доктор Шульц: «Когда немец встречает Зигфрида в реальной жизни – это знак. Как немец, я обязан помочь тебе в поисках и спасении твоей любимой Брунгильды».

Доктор Шульц: «Когда немец встречает Зигфрида в реальной жизни – это знак. Как немец, я обязан помочь тебе в поисках и спасении твоей любимой Брунгильды».

Текст: Давид Абабеков

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ