Ксавье Долан: «Мне всегда больше всех надо»

20 марта 2015, 12:00

Сегодня, 20 марта, «юному канадскому гению» Ксавье Долану исполняется 26 лет.

Долан начал сниматься в кино в 4 года, первый сценарий написал в 16 лет, начал снимать свой первый фильм в 19, а первую Пальмовую ветвь получил в 20. Сейчас на счету режиссера уже 5 фильмов, премьеры которых, несмотря на очень своеобразные темы, проходили с аншлагом и которым аплодировали стоя. Пресса называет Долана «юным канадским гением», хотя осмыслить масштаб его вклада в кинематограф пока не представляется возможным, как невозможно пока «прочитать» его фильмы в каком-то определенном ключе. Очарованные его режиссерским стилем и мастерством подачи, критики всего мира считают, что лучший фильм Ксавье Долана еще впереди. Но уже сейчас можно сказать, что начало творческого пути Ксавье Долана по-настоящему впечатляющее. В честь его дня рождения вспомним все его режиссерские работы.

«Я убил свою маму» (2009)

«Я убил свою маму»

Это история сложных взаимоотношений 16-летнего Юбера (Ксавье Долан) и его матери Шанталь (Энни Дорвал). Юбер считает, что ненавидит мать, хотя в глубине души твердо знает, что любит ее. Шанталь все еще видит во взрослом сыне мальчика и отказывается понимать, что ее забота о нем, ее «остановка» в том возрасте, в котором ее с ребенком на руках бросил муж, в глазах Юбера превращает ее в ограниченную женщину безо всяких достоинств. Они не могут восстановить связь друг с другом, конфликтуют друг с другом, ненавидят друг друга так же отчаянно, как и любят. Конфликт становится еще острее, когда Юбер признается в своей гомосексуальности. Вопреки названию, убийство здесь произойдет только на словах, подобно тому, как Антуан Дуанель тоже «убил» свою мать, торжество красок а-ля Поллок Долан использует в любовной сцене, а весь фильм построит на Годаровской игре цветов.

Изучив синопсис фильма «Я убил свою маму» и узнав, что его режиссеру всего 20 лет, критики в Каннах готовы были увидеть «авторскую версию» каких-нибудь «400 ударов» Трюффо или «Все о моей матери» Альмодовара. Однако буквально сразу после показа на «Двухнедельнике режиссеров» на Ксавье обратила внимание вся мировая пресса, фильм был с восторгом принят как обычными зрителями, так и искушенными экспертами, которые, помимо удивительной зрелости картины, отмечали и режиссуру, и сценарий, и операторскую работу в фильме. Впрочем, для справедливости надо отметить, что, несмотря на только разрабатываемый собственный стиль Долана, в картине «Я убил свою маму» еще слишком явно «необработанное» под себя влияние мэтров, которое, тем не менее, выдает в Ксавье талантливого ученика. Режиссерские приемы Трюффо, Годара, Бунюэля, Антониони и Ван Сента использованы в фильме очень умело, что уже тогда говорило о большом будущем молодого канадского режиссера.

«Воображаемая любовь» (2010)

«Воображаемая любовь»

«Воображаемую любовь» в Каннском «Особом взгляде» ждали с нетерпением, готовясь то ли к еще более сильной режиссерской работе Долана, то ли к крупному провалу. Долан оправдал все надежды мирового кинематографа: он укрепился в статусе режиссера интеллектуального кино для молодежи, утвердил свой в высшей степени эстетичный и экспрессивный режиссерский стиль и продемонстрировал большие амбиции, которые не сможет завалить никакая критика.

Историю любовного треугольника в картине «Воображаемая любовь» Долан превращает в нежно-яркий и оптимистический фарс. Умная мелодрама (к Долану такая игра слов применима) показывает проблему извращенного понимания любви современными молодыми людьми: у них она скорее выдуманная, искусственно выращенная, чем реальная и настоящая. Причем история Мари, Франсиса и Николя отнюдь не похожа на голливудское «мыло» ни картинкой, ни диалогами, ни динамикой – здесь все уже «долановское», здесь все уже говорит о настоящем авторском стиле.

Цвета и построение кадра Долан тщательно выверяет, так что картинка фильма содержит в себе интересные символы, метафоры и акценты и способна доставить удовольствие зрителю сама по себе. Диалоги и монологи натуральны, остроумны и зрелы. Долан играет с динамикой фильма, то замедляя его, то ускоряя, но при этом, за счет идеальной картинки, не теряя внимание зрителя, а, напротив, растягивая удовольствие. В «Воображаемой любви» также становится ясно, что Долан научился у Годара и игре с музыкой, совмещая Нэнси Синатра и «Fever Ray» с Бахом и составляя при этом интересное и органичное музыкальное оформление фильма.

«И все же Лоранс» (2011)

«И все же Лоранс»

Широкая премьера третьего фильма Ксавье Долана прошла снова в «Особом взгляде» в Каннах и снова заставила аплодировать себе стоя. На этот раз Долан обратился к теме трансгендеров, которая в кино разработана гораздо слабее, чем та же тема гомосексуальной любви. Однако в «Лорансе» Долану, по его же собственным словам, не нашлось места, кроме как режиссерского, так что критикам не удалось обвинить камеру в излишней любви к Долану, как это было с «Воображаемой любовью».

«Лоранс», как и два предыдущих фильма Долана, повествует о невозможной любви. Лоранс любит свою девушку, Фредерик, и все у них вроде бы замечательно, однако однажды Лоранс признается Фред, что хочет сменить пол, потому что внутри всегда чувствовал себя женщиной. Выбор времени действия фильма (1989 — …) неслучаен: именно тогда стали развеиваться предрассудки о гомосексуалистах, эпидемия СПИДа пошла на спад, появились какие-то намеки на большую и возможную свободу человека. На фоне всего этого для Лоранса это время – лучшее для решения сменить пол и тоже стать по-своему свободным. Однако становится ясно, что смена пола – это последнее табу, которое есть в освободившемся от предубеждений обществе. По мнению Долана, тема трансгендеров актуальна даже сейчас, так как современное общество недалеко ушло от общества начала 90-х: предубеждение против трансгендеров по-прежнему сильно, и им сложно найти место в мире.

«И все же Лоранс» интересен как в плане выбора темы и ее широкого раскрытия, так и в плане «долановского» режиссерского стиля: все лучшие приемы и техники, которые Долан развивал в «Я убил свою маму» и «Воображаемой любви», нашли свое место и в «Лорансе» — картинка, звук, сценарий, режиссерская работа в целом. Выбор актеров также удачен, и хотя трудно сказать, какой была бы картина, играй Лоранса Луи Гаррель, однако Мельвиль Пупо, отнюдь не женственный и совсем не хрупкий, смог изобразить своего героя так, что в какой-то момент видишь в нем героиню, и этого момента хватает, чтобы прочувствовать эту «запретную» в обществе тему трансгендерности.

«Том на ферме» (2013)

«Том на ферме»

Адаптация пьесы канадского драматурга Мишеля Марка Бушара «выгоняет» Долана из городского пространства (где происходили три его предыдущих фильма) в провинциальное, искаженное и темное, и заставляет его умерить свою актерскую и режиссерскую энергию, на смену чему приходит сдержанность (которая, тем не менее, готова в любую секунду взорваться). Саспенс в «Томе на ферме» заменен все повышающимся градусом сексуального напряжения, которое Долан направляет не в русло психологической разрядки, а, напротив, заставляя все чувства «перегореть» и превратиться в сумасшествие, в нервный срыв.

«Экзистенциальная бездна» начинается уже в первых кадрах, Долан сразу погружает и цветом, и линиями, и музыкой в совершенно отличный от предыдущих фильмов мир, где разыграется новая гомосексуальная драма. Том (Ксавье Долан), рекламщик по профессии, приезжает в деревню к родственникам своего умершего возлюбленного. Оказывается, что мать умершего не знала о его ориентации. Брат, Франсис (Пьер-Ив Кардиналь), напротив, знал все, в том числе кем на самом деле является Том. Мир деревни в свою очередь погружает Тома в атмосферу родного и чужого, в которую он, как в болото, то ли втягивается сам, то ли его затягивает. Он начинает разыгрывать странные отношения с садистом Франсисом, подчиняется его манипуляциям и получает какое-то удовлетворение от его постоянных побоев. В то же время Том рассказывает матери, что ее умерший сын хотел в ближайшее время жениться и был очень хорошим человеком.

Несмотря на бескрайние поля, «Том на ферме» очень тесный, замкнутый – зритель буквально заперт вместе с героями в ограниченном пространстве все усиливающегося страха, причем Долан все сужает его, и вплоть до «срыва» в конце зритель будет чувствовать эти рамки. Какое-то даже хичкоковское напряжение этой драмы-триллера оставляет после себя сильные впечатления: Долану удалось освоить новый жанр, несмотря на все его подводные камни. Критики, тем не менее, уже по традиции укорили Долана в самолюбовании и сошлись на том, что лучшие работы еще впереди. «Том на ферме» получил приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале и восторженные отзывы зрителей во всем мире.

«Мамочка» (2014)

«Мамочка»

В долгожданной «Мамочке» Долан снова исследует зыбкие нормы современного общества, причем делает это уже в предполагаемом будущем, где разрешено сдавать и забирать детей с нестабильной психикой в/из больницы. Действие в будущем, пусть и ближайшем, позволяет Долану идти на стилистические эксперименты как в плане языковом (речь и «словечки» героев), так и в бытовом (от обустройства дома до одежды), причем здесь эта игра стиля носит двойственный характер, то ли, как уже отмечено, перенося нас в будущее, то ли говоря о «легкой ненормальности» главных героев. Можно провести параллели с фильмом «Я убил свою маму», причем по отношениям и характерам персонажей это кажется вполне логичным, однако с какой-либо однозначной трактовкой «Мамочки» сейчас торопиться нельзя.

В этом фильме Долан также делает ставку на полную «синхронизацию» со зрителем: начатая в «Томе на ферме» сверхчувствительность и сверхпроводимость камеры здесь является тем фактором, который заставляет зрителя проникнуть в суть происходящего. Диалоги здесь вынесены как раз на второстепенную роль, гораздо больше могут сказать паузы и взгляды, выбранные ракурсы и движение камеры. Формат кадра 1:1, о котором так много говорили, то ли «окно» в личный мир главных героев, то ли зажатость чувств героев, то ли «отсечение всего лишнего», то ли все вышеупомянутое вместе. Так или иначе, несколько раз формат кадра все же «раздвигается» — и это совпадает с теми самыми моментами, когда главные герои дышат полной грудью, и зритель, через камеру, экран, через глаза и уши, чувствует эти изменения и тоже свободно «выдыхает», чтобы опять задержать дыхание.

Беспокойный Стив (Антуан-Оливье Пилон) вызывает в зрителях всю палитру чувств, от ужаса и недоумения до восторга и умиления. Он, застрявший в возрасте инфантильного мальчика, сейчас обладающий страшной силой неконтролирующего себя подростка, не думает о будущем и не боится его, но с каждой минутой фильма все явственнее ощущается подкрадывающийся со всех сторон страх. Финал картины можно оценивать по-разному, потому что он одновременно предсказуем и непредсказуем. Сам Долан, характеризуя фильм, в интервью упоминал свою педантичность в отношении к деталям: «Мне всегда больше всех надо». В «Мамочке» же через детали самого разного рода Долан одновременно показывает антиутопию, эдипов комплекс, инфантильность и страх взросления/старения, а за что зацепиться зритель решает сам.

«Мамочка» Ксавье Долана была признана жюри премии «Сезар» лучшим фильмом на иностранном языке, а также разделила «Приз жюри» Каннского фестиваля с фильмом «Прощай, речь» Жан-Люка Годара.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ