Кризис веры Ульриха Зайдля

12 мая 2015, 11:00

Конфликты между верой и религией существуют с тех пор, как человек начал давать имена своим богам. Сами религиозные традиции зачастую подменяют понятие веры. Режиссер Ульрих Зайдль
создал документальный фильм, в котором попробовал заглянуть под покров конфессий и разглядеть суть веры.

Ульрих Зайдль наряду с Михаэлем Ханеке является культовым австрийским режиссером и исследователем устройства человеческой психологии. Но если метод Ханеке — это реконструкция, то Зайдль — наблюдатель. Еще Леонардо да Винчи, великий художник-самоучка, говорил, что нет лучшего способа познать свою науку, чем учиться у самой природы.

Документальная картина Зайдля «Иисус, ты знаешь» является исследованием философии верующего человека. В течение всего фильма герои молятся вслух в церкви, рассказывая Отцу Небесному самое сокровенное. Они предельно откровенны — просят помощи, благодарят, исповедуются. Периодически возникают краткие и бессловесные сцены их бытовой жизни. Иногда части фильма разделают кадры с изображением церковного хора, которые как бы возвещают новую главу. Больше в этом фильме ничего нет, никаких сюжетных поворотов, одни говорящие головы. Но все же картина насыщена драмой в ее первоначальном назначении передавать действия.

Зайдль действует беспристрастно, не вмешиваясь в процесс. Однако его метод отличается художественностью, не так часто свойственной документальному кино. И именно благодаря художественности ему удается создать проникновенную картину, которая прочно владеет вниманием. Выбранная для фильма тема сложна и тонка. Тут очень легко подскользнуться и опошлить всю святыню. Поэтому, дабы не переборщить и не сказать лишнего, автор идет путем минимализма. Лишнее убирает, сам помалкивает. На экране только антураж церквей и откровения людей.

01

Но, несмотря на внешнее отсутствие конкретики, Зайдль строит для зрителя очень четкий коридор, без возможности свернуть куда-нибудь не туда. В момент откровения он располагает своих героев по центру не только физически, но и концептуально. Композиция кадра всегда высокохудожественна, угол камеры всегда драматически насыщен. Благодаря ему зритель понимает внутреннее состояние героев, за которым угадывается личная история каждого из них. Самая первая героиня расположена в левой части кадра, камера расположена фронтально. На языке кино героиня оправляет сигнал влево, будучи сама слева. Это немного неестественно для психологии восприятия зрителя. Зрителю вроде бы и некуда больше смотреть, но в то же время героиня вроде бы не открыта для него. Автор словно не хочет акцентировать на ней внимание.

И это очень характерно для линии данного персонажа. Эта героиня никогда не просит чего-либо для себя. Она предана семье. Просит сил, чтобы поддержать больного мужа, молится за дочь и её молодого человека. Волнуется, что члены семьи смотрят негативно влияющие на них телепередачи, а также благодарит за достаток в семье. Благодаря мастерству Зайдля, зритель не только слышит альтруистичную женщину, но и видит ее внутри драматургической конструкции.

Другой же герой, мужчина, расположен строго по центру и снят с верхней точки. Внимание концентрируется на нем, он хочет говорить о себе. Но благодаря общему плану и углу камеры можно ощутить драматизм его истории. Этот уже немолодой человек бесконечно задает себе вопрос, почему родители так жестоко обращались с ним в детстве. Он этого не знает, но зритель может увидеть, каким чутким человеком вырос этот подвергавшийся насилию ребенок. Он готов на все ради настоящей любви, даже уже в своем немолодом возрасте. Он ищет способы наладить контакт со взрослой дочерью. Он чувствует себя виноватым и ищет в себе изъяны. Впрочем, у этого человека, которого Зайдль буквально изображает как ангела, вряд ли они есть. Разве что сверхчувствительность ко всему происходящему.

02

Каждый из героев проработан индивидуально. Они все говорят негромко, в размеренном темпе, никогда не говорят дольше, чем надо. Кроме их голоса, никакого звукового оформления нет. Вот и весь секрет формулы, как заставить зрителя час с лишним слушать монологи не связанных друг с другом персонажей.

В центре фильма – молитва. Не только как процесс откровения, но и как процесс смирения перед превратностями судьбы. Никто из героев не обвиняет другого в своих горестях, не сдается, даже если в отчаянии. Суть их обращения всегда одна – они ищут в себе сил для преодоления трудных жизненных ситуаций. Они не отчуждаются, не пытаются бежать. Через облегчение души они получают силы жить дальше. Их главный инструмент осознание. Первая героиня не только просит сил суметь пройти вместе с мужем через его болезнь, но и благодарит Господа за достаток в семье. Другой герой – молодой человек понимает, что, несмотря на постоянные ссоры в его семье, никто из ее членов в душе не хочет конфликтов.

Строя диалог с Создателем, все герои знают – Господу лучше известны все тайные уголки их души, их долг перед ним осознать себя в максимальной степени. Именно к этому стремится каждый герой, рассуждая вслух перед алтарем о своей истории. Каждый из них повторяет – «Иисус, ты знаешь то, о чем я хочу тебе поведать».

Что принципиально, фильм посвящен изучению веры, но не религии. Христианская мораль проскальзывает между строк, но никакие религиозные традиции не вовлечены. Герои разговаривают с Богом в его обобщенной форме, и если убрать декорации католических церквей, то картина не изменится. На экране также останутся люди, ищущие поддержки в глубине своей веры. Традиционный метод режиссера — это беспристрастное наблюдение его объектов. Позиция автора остается за кадром, он так и не обозначает никакой подводки. Да и вообще не обременяет зрителя какими-либо выводами. Единственная позиция автора в том, что для режиссера достаточно того, что он кино снял, а уж думать зритель пусть потрудится сам.

Религиозные конфессии и принадлежность к ним — одни из самых главных причин личных и общественных конфликтов. Избегать этой темы невозможно, обсуждать её слишком активно чревато. В современном мире, в котором атеисты выступают против религиозных фанатиков, у человека зачастую просто нет возможности постичь медитацию молитвы. Именно возможность Зайдль и предоставляет.

Текст: Яна Агафонова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ