Клинт Иствуд — Где-то на давно уже не диком Западе

31 мая 2015, 11:00

Однажды где-то на Диком Западе… от одного этого сочетания слов у большинства читателей в голове непроизвольно выстроится образ высокого статного мужчины в ковбойской шляпе, пыльном пончо, с сигарой в зубах и пистолетами наперевес. Этот мужчина уверенно восседает на коне. Знакомый прищур не оставляет сомнения в том, что образ этот навеян персонажами Клинта Иствуда. Сегодня, 31 мая, ему исполняется 85 лет! По такому случаю предлагаем вам узнать или же освежить в памяти наиболее интересные роли и режиссерские работы одного из самых влиятельных людей в мире кино.

Клинтон Иствуд-младший родился в жарком городе Сан-Франциско, штат Калифорния 31 мая 1930 года. Великая депрессия только началась, поэтому и без того небогатой семье Иствудов приходилось нелегко. Семья Клинта буквально исколесила западное побережье США, перебираясь из одного города в другой. Поэтому мальчику часто приходилось менять школы и в каждой из них заново зарабатывать себе авторитет. После окончания Оклендской технической школы Иствуд-младший начал активно искать подработку, чтобы помочь родителям и подкопить на реализацию своей мечты – получение музыкального образования. Но в 1950 году, когда началась война между Северной и Южной Кореей, его планы нарушил призыв в армию. В зону боевых действий Иствуда не отправили. Проходя подготовку на летчика, во время тренировочного полета он упал на своем штурмовике в 5 километрах от берега, но сумел доплыть до суши, после чего до 1953 года прослужил военным инструктором по плаванию.

Именно в армии, где вместе с Иствудом служили несколько актеров, Клинт решил перевести свое внимание на актерство. И хоть после возвращения из армии он поступил на экономический факультет Лос-Анджелесского университета, тяга к кино захватила его окончательно. Тогда и начались всевозможные кастинги, участие в роли автора и актера в постановках спектаклей в вузе. А уже в 1955 году Иствуд подписывает свой первый профессиональный контракт с крупной студией. Universal заключает с Клинтом соглашение на 7 лет. По его условиям молодой актер обязан исполнять абсолютно все предложенные ему роли. Как оказалось, к подобному Иствуд готов не был. Через год этот контракт расторгнут.

«Хороший, плохой, злой»

«Хороший, плохой, злой»

Далее последовали годы второстепенных ролей в многочисленных сериалах и довольно посредственных фильмах, пока Клинта не замечает малоизвестный на тот момент режиссер Серджио Леоне. В 1964 году выходит первый фильм «долларовой трилогии» итальянца «За пригоршню долларов», ставший ремейком «Телохранителя» Акиры Куросавы. В нем Иствуд впервые исполняет «Человека без имени», персонажа, на роль которого пробовался сам Генри Фонда. Персонаж Иствуда позже станет олицетворением героя вестернов. Он довольно эгоистичен, циничен, немногословен, скуп на проявление чувств и великолепно обращается с оружием. Фильм, снятый на довольно небольшой бюджет, с легкостью отбил затраты. И уже в 1966 дуплетом друг за другом выходят «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой», которые по всем статьям превосходят первую часть трилогии. Все три фильма «Человека без имени» сопровождают пронзительные композиции Эннио Морриконе… и пончо, которое на протяжении съемок всей трилогии ни разу не стирали для пущей реалистичности.

«У него было всего два выражения лица: в шляпе и без шляпы»

Серджио Леоне об Иствуде

Если 60-ые годы прошли для Иствуда под знаменем «долларовой трилогии» Леоне, то 70-ые показали Клинта с самых разных сторон. В 1971 году в прокат выходит «Грязный Гарри» режиссера Дона Сигела, с которым актеру не раз приходилось работать ранее. В этом фильме Иствуд впервые перевоплотился в Гарри Каллахана, жесткого и неуступчивого полицейского, единственным предметом веры которого является его револьвер «Smith & Wesson» 29-ой модели. Образ Грязного Гарри полюбился зрителям своей бескомпромиссностью и готовностью пойти на крайние меры ради пресечения преступления.

В 70-ых случился и полноценный режиссерский дебют Иствуда. За это десятилетие в основанной им кинокомпании Malpaso Company Клинт снял 7 картин, но особого внимания среди них заслуживает «Веселушка», вышедшая в 1973 году. После нашумевших ролей в вестернах и триллерах трудно было предсказать, что одним из первых успешных фильмов Иствуда в амплуа режиссера станет такая искренняя, трогательная история любви между девушкой-хиппи и возрастным агентом по продаже недвижимости. Музыку к картине написал знаменитый композитор Мишель Легран. «Веселушка» стала первой ласточкой, пропевшей о потенциале и разносторонне развитом таланте Иствуда.

Через три года Клинт вновь проявляет себя в более привычном жанре вестерна. Но в фильме «Джоси Уэйлс – человек вне закона» в амплуа одновременно режиссера и актера он ставит историю не «Человека без имени», стремящегося обогатиться, а отца и мужа, который обязан отомстить жестоким мерзавцам за смерть близких. В этой картине персонаж Иствуда не боится проявлять свои эмоции: он плачет, сострадает окружающим и влюбляется.

80-ые годы остаются самыми сложными и неоднозначными в режиссерско-актерской карьере Иствуда. Он принял участие в создании более 10 фильмов, многие из которых совершенно ни чем непримечательны. Но в 1988 году вышла картина «Птица». В ней большой ценитель джаза Клинт Иствуд поведал яркую и насыщенную предельно драматичными событиями, но короткую историю американского саксофониста и композитора Чарли Паркера, которого мастерски исполнил Форест Уитакер. Историю гениального таланта, которого постигла учесть саморазрушения. Фильм довольно ожидаемо получил премию «Оскар» за лучший звук, а сам Иствуд удостоился «Золотого глобуса» за победу в категории «лучший режиссер».

«Непрощенный»

«Непрощенный»

В 1992 году выходит «Непрощенный», в котором Иствуд выступил режиссером и исполнителем главной роли. Сценарий фильма хранился у Клинта более 10 лет, так как все это время он считал, что по целому ряду причин не готов браться за съемки. В 1992 году момент настал. Отснятую менее чем за 40 дней картину Иствуд посвятил режиссерам Серджио Леоне и Дону Сигелу, которые, по словам Клинта, оказали на него наибольшее влияние. Фильм рассказывает о бывшем наемном убийце Уильяме Манни, когда-то завязавшем с грязными делами, но нуждающемся в финансах на воспитание детей и поэтому вынужденном принять предложение о сотрудничестве от молодого наемника. Вместе с ним и своим бывшим сообщником Нэдом Логаном (Морган Фримен) Уильям отправляется за двумя парнями, жестоко обошедшимися с проституткой в борделе. В «Непрощенном» Иствуд-режиссер достиг нового уровня. Это, безусловно, лучший вестерн и один из лучших фильмов под его режиссурой. Картина принесла Иствуду множество наград («Оскар» за лучший фильм и режиссуру, «Золотой глобус» за режиссуру), и лишь «Оскар» за лучшую мужскую роль обошел его стороной.

Уже через год выходит еще одна великолепная картина под режиссурой Иствуда. Только сам Клинт на этот раз ушел в тень, сыграв второстепенную роль. Все карты были отданы Кевину Костнеру, который исполнил в «Совершенном мире» один из лучших своих перформансов в карьере. Под трогательные мотивы композитора Ленни Нихауса, множество раз сотрудничавшего с Иствудом, герой Костнера, сбежавший из тюрьмы заключенный, отправляется с взятым в заложники мальчиком в дорожное путешествие (бегством эту пронзительную историю называть совершенно не хочется) по Техасу. В этой поездке они обретают связь, которая дана далеко не каждым родственникам.

«Мосты округа Мэдисон»

«Мосты округа Мэдисон»

Романтические драмы Иствуд снимает редко, но метко. Так в 1995 году выходит картина «Мосты округа Мэдисон», основанная на одноименном романе Роберта Уоллера. В фильме Иствуд исполняет роль фотографа Роберта Кинкейда. Главную героиню, обычную замужнюю домохозяйку Франческу, сыграла Мерил Стрип. Именно между ними в «Мостах округа Мэдисон» и возникает душевная и физическая близость, которой противостоит чувство долга Франчески перед семьей. В этом же году Иствуд получает от американской киноакадемии награду имени Ирвинга Тальберга за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства.

«Не надо стремиться к совершенству. После множества дублей сцена может получиться технически идеальной, актеры и их произношение будут безупречными, тени, освещение – все. Но она будет стерильной, так как вы ее вымучили. Она потеряет свой ритм и естественность. Что насчет меня, то я люблю ошибки!»

Новый век начинается для Иствуда получением «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. А спустя три года выходит экранизация романа Дэнниса Лихэйна «Таинственная река». Бесспорно, это один из лучших фильмов Иствуда с великолепным актерским составом, ключевые роли в котором исполнили Шон Пенн, Тим Роббинс и Кевин Бейкон (Пенн получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, Роббинс – за лучшую мужскую роль второго плана). Трио исполнило друзей детства, отношения между которыми после ужасного события изменились. Но новые трагические происшествия заставляют их снова вспомнить друг о друге. В этой картине Иствуд впервые выступил в роли композитора, в который раз подтвердив свой разносторонне развитый талант.

«Малышка на миллион»

«Малышка на миллион»

Всего через год Клинт создает еще одну великолепную картину. В «Малышке на миллион», в которой он еще и играет в главной роли, Иствуд рассказывает о 31-летней девушке Мэгги Фицджеральд (Хилари Суонк). Мэгги упорно и самоотверженно стремится к заветной цели – стать профессиональным боксером. Для этого ей необходимо завоевать расположение героя Иствуда, многоопытного тренера Фрэнки Данна, который «девчонок не тренирует». В этой картине режиссер по свойственной себе традиции поднимает множество тем. Среди них и моральная проблема эвтаназии, так осуждаемая официальной церковью, которую Клинт считает лицемерной. О чем, кстати, не раз давал понять в своих фильмах. Блистательная спортивная драма Иствуда получила 4 премии «Оскар». Американская киноакадемия отметила режиссуру, великолепную игру Хилари Суонк и Моргана Фримена, а также вручила Иствуду главную статуэтку за лучший фильм.

В 2006 году следом друг за другом выходят «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» – дилогия о событиях Второй мировой войны, а, если быть точнее, о битве при Иводзиме между США и Японией. Каждая из частей уникальной и потрясающе атмосферной дилогии повествует о судьбах и мыслях представителей одной из сторон конфликта. «Письма с Иводзимы», рассказывающие про японскую сторону истории, Иствуд назвал самым любимым фильмом о войне из тех, в которых принимал участие.

«Фильм «Письма с Иводзимы» рассказывает о семье, о людях, которых фактически вырвали из нее и отправили куда-то далеко. Люди, возвращавшиеся домой в период Второй мировой войны, должны были самостоятельно переживать последствия боевых действий. Сейчас же есть те, кто может помочь военным пройти через этот кошмар»

Выпускать по два сильных фильма за год – для Иствуда явление вполне себе стандартное. В 2008 выходит «Подмена» с Анджелиной Джоли в главной роли. Иствуд не раз восхищался Джоли, отмечая, что своей индивидуальностью она напоминаем ему Кэтрин Хепберн или Ингрид Бергман. «Подмена», основанная на реальных событиях, рассказывает о серии похищений и убийств, произошедших в Калифорнии 1920-ых годов и имевших название «Вайнвилльские убийства в курятнике». Одной из жертв стала героиня Анджелины Джоли Кристиан Коллинз, у которой украли ребенка. Полицейские же вместо собственного сына подсовывают Кристиан неизвестного ей мальчика. Возмутившуюся женщину пытаются выставить за сумасшедшую всеми недопустимыми способами. Трагический образ героически храброй Кристиан Коллинз – одна из лучших ролей Джоли в карьере.

В том же 2008 гремит и картина «Гран Торино». В этом фильме Иствуд вновь выступил в амплуа режиссера-актера. В «Гран Торино» Клинт, которого нередко незаслуженно обвиняли в недостойном поведении в отношении представителей других рас или в излишнем консерватизме, рассказывает о ветеране Корейской войны, бывшем автомеханике Уолте Ковальски, которого он и исполнил. Внешне жесткий и консервативный во многих отношениях Ковальски окружен иммигрантами, которых он, мягко говоря, недолюбливает. Но в «Гран Торино» Иствуд доказывает, что неправильно судить о человеке, будь то прожженный республиканец или новоприбывший иммигрант, по его оболочке.

«Гран Торино»

«Гран Торино»

В фильмографии Иствуда есть картины не только о людях и событиях, имеющих прямое отношение к родным Соединенным Штатам. Так фильм «Непокоренный», вышедший в 2009 году, рассказывает о начале правления Нельсона Манделы на посту президента ЮАР. Кинолента основана на книге Джона Карлина «Изображая врага: Нельсон Мандела и игра, создавшая нацию». Стоит отметить, что далеко не многие способны так чутко прочувствовать и понять проблемы чужого народа и государства, как это удалось Иствуду. Морган Фримен и Мэтт Дэймон, мастерски исполнившие Манделу и капитана сборной ЮАР по рэгби Франсуа Пиенара, получили по номинации на «Оскар» каждый в своей категории.

Последней картиной Иствуда на данный момент является еще один байопик «Снайпер». В нем рассказана история культового стрелка Криса Кайла (Брэдли Купер), служившего в Ираке. На его счету 255 убитых, 160 из которых официально подтверждены. За поразительную точность и смертоносность иракцы прозвали Кайла «Дьяволом из Рамади». Как признался сам Кайл, он доверил бы съемки о себе исключительно Клинту Иствуду. Так и произошло. Многие за эту картину обвиняли Иствуда в излишней агрессии, но сам режиссер отметил следующее: «Самое главное антивоенное заявление любого подобного фильма – показать, что происходит с людьми, которые возвращаются к мирной жизни после участия в военных кампаниях».

Иствуду 85, но он предельно трезв умом, а его талант и мастерство со временем не угасают, обретая все новые очертания и грани. Завершить хотелось бы словами самого мэтра:

«Свои лучшие работы я сделал, когда мне было за шестьдесят и даже за семьдесят. Немногие могут сказать о себе подобное. Думаю, причина в том, что я все время учусь. И пока я не впал в маразм, я на этом не остановлюсь. Не будь я мечтателем, я бы ничего не добился и не стал бы заниматься такими пустяками, как играть в кино»

Текст: Давид Абабеков

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ