Клаус Маек: «Работа над фильмом — это всегда битва»

4 июня 2015, 17:21

Одним из ключевых участников фестиваля Beat Film Festival стала картина «B-Movie: Шум и Ярость в Западном Берлине» о творческой тусовке западного Берлина 80-х. Клаус Маек — один из авторов этого фильма, режиссер и продюсер, автор экспериментального фильма «Декодер» с участием Уильяма Берроуза и основатель продакшн компании Corazón International, которая спродюсировала несколько фильмов Фатиха Акина и других режиссеров.

«B-Movie. Шум и ярость в западном Берлине»  — это огромный коллаж архивных съемок музыкальной сцены Берлина 80-х и всего, что с ней было связано. Три автора Клаус Маек, Йорг Хопп и Хейко Ланж собрали сотни часов хроникальных кадров и создали очень наглядную картину того времени. Основной нарратив ведется закадрово от лица рассказчика. Ныне музыкальный продюсер Марк Ридер делится личным опытом переезда из Манчестера в западный Берлин и погружением в его безумную ночную жизнь. Опробовав свой творческий потенциал в Манчестере, где он играл в составе The Frantic Elevators (вместе с будущим основателем Simply Red. — Прим. автора), Марк решает отправиться в сказочный мир западного Берлина. Там он постепенно проникает в общество музыкантов и художников, наслаждается этим миром и практически готов в нем утонуть. Затем встает вопрос поиска постоянной работы, и Марк, еще не зная того, начинает свою карьеру музыкального продюсера. Будучи большим поклонником экспериментальных жанров восточного и западного Берлина, Марк берется помогать молодым группам во всем, начиная от организации и заканчивая звукозаписью. «Я всем говорила, что Марк — наш менеджер. Так было проще объяснить», — говорит участница проекта Malaria! Гудрун Гут.

Кадр из фильма «B-Movie. Шум и ярость в западном Берлине»

Кадр из фильма «B-Movie. Шум и ярость в западном Берлине»

Преимущество данной картины в её абсолютной правдивости и прямолинейности. Полностью смонтированная из огромного количества хроники она практически достигает уровня ценности музейного экспоната. Несмотря на то что авторы опираются на биографию Марка Ридера, вся визуальная часть фильма отражает только её эмоциональную сторону. Авторы не выдумывают и не подтасовывают факты, пытаясь смонтировать фильм наилучшим образом. B- Movie это именно коллаж из натуральных событий, которые одновременно иллюстрируют рассказ Ридера и являются для него атмосферным фоном. В данному случае, у зрителя нет четко проложенного режиссером коридора. Рассказчик облегчает его путь сквозь бесчиленные факты, но фильм построен таким образом, что одновременно следуя за историей, зритель способен самостоятельно исследовать Берлин 80-х. B-Movie это очень простой и очень наглядный документальный фильм, позволяющий в полной мере заглянуть в прошлое.

«365» встретились с Клаусом Маеком и поговорили о создании B-Movie, Дэвиде Боуи и немного о продвижении фильмов.

Почему вы выбрали Марка Ридера своим героем?

Выбор не сразу пал на него. Эта идея возникла в процессе монтажа. Изначальная идея была показать «дикий запад». Я думаю, что Берлин 80-х был самым особенным местом сосредоточения художников в то время. Музыкальные стили того периода были разнообразны. И помимо панка и техно была и поп-музыка. Но мы не знали, как собрать все вместе и сделать фильм интересным для зрителей. В собранном отснятом материале мы нашли очень много записей с Марком. Иногда он брал интервью для британского телевидения о ночной жизни Берлина 80-х. Мы решили, что показать Берлин глазами иностранца — это очень верный ход. Потому что немец и особенно берлинец будет иметь очень ограниченный взгляд на то, что происходило в городе, а человек из другой страны увидит больше. Марк приехал из Манчестера. На тот момент это был бедный город, но очень музыкальный. Поэтому Марк очень интересовался сценой Берлина и всем, что было с ней связано. Он был знаком со многими группами, со многими работал. Марк даже играл в некоторых андреграундных фильмах. Ему было, что рассказать об этом периоде, потому что он вел очень активную жизнь тогда.

Один из героев в фильме говорит, что невозможно снять фильм про Берлин того времени. Вы считаете, у вас получилось?

Я с ним не согласен. Это картина была вызовом. Мы все же старались захватить ощущение того времени, а не просто упомянуть ту или иную группу. Мы решили отказаться от говорящих голов и их воспоминаниях о прекрасных временах. Это очень скучно, и мы не пытались создать ностальгический фильм. Мы решили позволить картинке самой рассказывать о себе. И при помощи основной линии рассказчика, я думаю, мы сумели создать коллаж того времени. В нашей команде режиссеров очень важным было участие Хейко Ланжа, который только родился в 80-х. Он не видел всего этого своими глазами, как я или Йорг Хопп, но является большим поклонником этого времени. Его взгляд был определяющим. Потому что он мог сказать: «Зачем нам еще один кадр с Девидом Боуви или другой знаменитостью? Вот посмотрите, здесь на заднем плане мелькает кто-то, кто стал популярен только сейчас. Вот это часть истории». Благодаря ему мы могли создать историю интересную зрителю. Мы искали материал на чердаках, в кладовках. Просили всех знакомых посмотреть, что есть у них. Кажется, мы собрали 900 часов, но я не уверен. Дальше нам предстояло смонтировать из этого 90 минут. Нам важно было отобрать те картинки и звуки, которые могли бы передать ощущение времени. Люди в то время жили мгновением. Никто не думал о перспективах. Мы не думали о будущем, хотя сейчас мне самому даже не верится. Но тогда мы были панками. А Берлин был каким-то сюрреалистичным, изолированным от внешнего мира местом. Это был кипящий котел из музыкантов, художников и актеров. Все хотели экспериментировали, хотели создать что-то новое.

_IGP8869++

Марк Ридер соавтор этого фильма?

Над фильмом работало трое режиссеров и продюсеров. В какой-то степени Марк является соавтором. Мы попросили его вспомнить свои впечатления и написать закадровый текст. Он не участвовал в процессе монтажа, но историю мы строили благодаря ему. Нам было важно создать фильм не о нем лично, но о самом городе. Марк был очень важной частью картины, но он был одним из ее элементов.

Ему самому понравился фильм?

О, да. Ему уделено много внимания в этом фильме. (Смеется. — Прим. автора) Он не очень известен, хотя и работает в музыкальной индустрии. Но теперь он знаменитость и особенно в Берлине, так как фильм там имел успех.

А как фильм восприняли в остальной Германии?

В западном Берлине особенно хорошо. Прокат только начался, и пока у нас мало информации. Но так как это картина специфическая, то больших ожиданий у нас нет, кроме как в Берлине или Гамбурге. Но я не думаю, что в Восточной Германии или в небольших городах люди проявят большой интерес. Я удивлен, что уже аудитория настолько разнообразная. Приходят не только люди, которые помнят этот период в истории, но и молодые люди. Я думаю, этот период в истории Берлина имеет важное культурное значение даже сейчас.

На этом фестивале вы представлены как человек, который «знает, как заставить всех полюбить ваш фильм». Стратегия превалирует над страстью к фильму?

Конечно, страсть в первую очередь. Стратегия идет следом. Но хороший фильм вы сможете сделать, только если вы влюблены в него. Стратегия нужна для решения сложных вопросов. В нашем случае это были нюансы авторских прав. Например, мы не могли использовать музыку Девида Боуи и ему самому смогли уделить несколько секунд в фильме. Но еще также и потому, что к моменту начала истории в фильме и Боуи, и Игги Поп уже уехали из Берлина. Сегодня, чтобы заявить о фильме публично интернет предлагает много возможностей. Когда мы снимали, мы даже не думали, как потом продвигать этот фильм. Уже небольшой тизер, в котором Ник Кейв что-то говорит про Берлин, привлекает интерес людей. Но все же без маркетинга не обойтись. Нужно подключать изобретательность и использовать любую возможность. Например, чтобы вызвать больший интерес к нашему фильму, Марк Ридер ездил по Германии с выступлениями. Но молодым авторам могу сказать – никогда не останавливайтесь. Работа над фильмом — это всегда битва.

Ваши впечатления от фестиваля?

Я не имею никакого представления о русской аудитории, но мне приятно видеть, что много молодых людей интересуются нашим фильмом здесь. Я не ожидал, что молодому поколению будет интересно прошлое. О впечатлениях русских зрителей мне еще предстоит узнать. Пока мы ездили только Стамбул и Португалию. Но нас уже приглашают и на другие фестивали. Тоже неожиданный для меня интерес. Сами фестивали — это замечательное явление. Я очень люблю их посещать. Это всегда возможность увидеть редкие фильмы, которые потом можно нигде не найти. Это возможность показать свою работу и пообщаться с другими режиссерами. Это всегда приключение. Я очень благодарен организаторам этого фестиваля за их работу.

Фото: Михаил Фонарев

Текст: Яна Агафонова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ