Кино в пикселях: когда игры стали кино, а кино — играми

24 июля 2015, 10:37

Впечатлившись последним фильмом Криса Коламбуса «Пиксели», «365» решил провести небольшое исследование на тему использования атрибутики видеоигр в киноиндустрии.

«Пиксели» — далеко не единственный фильм, в котором компьютерная реальность пересекается с привычным миром. Сразу же вспоминается недавняя короткометражка «Kung Fury» Дэвида Сандберга, весь мир которой напоминает видеоигру 80-х: главный герой, супер-ниндзя, с легкостью перемещается по разным вселенным под 8-мибитную музыку.

В фильме «Трон» 1982 года, персонаж Джеффа Бриджеса («Большой Лебовски», «Железная хватка») оказывается «оцифрованным» и попадает в виртуальный мир, взломав компьютерную систему. Также на ум приходит фильм «Дети шпионов: игра окончена» 2003 года, в котором Джуди и Кармен путешествуют в пространстве видеоигр, проходя различные испытания и зарабатывая очки. Как видно, тенденция помещать героев в виртуальный игровой мир, где действуют особые игровые законы, не нова.

Кадр из фильма "Дети шпионов 3: Игра окончена"

Кадр из фильма «Дети шпионов 3: Игра окончена»

Кино представляет собой синтетическое искусство, в котором в единый образ соединяются цвет, звук, движение и пространство. Богатый инструментарий кинематографа позволяет режиссеру воплотить практически любые спецэффекты на экране. Задействование видеоигр – это, с одной стороны, один из способов применения в фильмах новейших технологий, а с другой – своеобразный «отклик» индустрии на запросы аудитории. Чего стоят многочисленные попытки представить захватывающую историю какой-нибудь игры в виде фильма: «Mortal Combat», «Resident Evil», «Hitman», «Doom» и т.д. Несмотря на то, что большинство экранизаций были признаны неудачными и расстраивали фанатов несовпадениями с сюжетом игр, такое направление можно расценить как попытку одной индустрии «понять» другую и приспособить ее к иным, кинематографическим, законам.

Кадр из фильма "Хитмэн" 2007 года - экранизации одноименной компьютерной игры

Кадр из фильма «Хитмэн» 2007 года — экранизации одноименной компьютерной игры

В свою очередь, игровая индустрия также не отстает в данном стремлении. Сейчас одним из самых любопытных проектов является так называемое «интерактивное кино». Оно представляет собой жанр, в котором продумано множество сюжетных вариаций, каждую из которых игрок может пройти, делая выбор в пользу того или иного сюжетного поворота. Любопытным примером являются проекты геймдизайнера Девида Кейджа, создателя интерактивных киноигр «Heavy Rain» и «Beyond: Two Souls», в создании которых приняли участие настоящие актеры (в последнем проекте – Эллен Пейдж и Уиллем Дефо).

Уиллем Дефо в игре "Beyond: Two Souls"

Уиллем Дефо в игре «Beyond: Two Souls»

"Съемки" игры "Beyond: Two Souls": Эллен Пейдж и Уиллем Дефо в главных ролях

«Съемки» игры «Beyond: Two Souls»: Эллен Пейдж и Уиллем Дефо в главных ролях

Если говорить о кино, сочетание реальности с ирреальностью, где герой обладает N-ым количеством жизней и особой силой, дает крайне необычный эффект, еще больше вовлекая зрителя в происходящее на экране и предоставляя режиссеру шанс рассказать историю в необычном ключе. Привычка к играм вызывает ассоциацию с возможностью участия в совершаемых героями действиями, в то же время рождая ряд ассоциаций с представителями игрового жанра. Обратимся к фильму «Скотт Пилигрим против всех» Эдгара Райта. Сцены схваток главного героя с армией злых «бывших» подруги смотрятся эффектно в первую очередь потому, что драка выполнена в формате игры, а каждый «новый» бывший напоминает нам о повышении уровня Скотта. В «Пикселях» Криса Коламбуса привычное искушенному зрителю нападение инопланетян выглядит оригинально, потому что пришельцы – это персонажи аркадных игр 80-х годов.

Кадр из фильма "Скотт Пилигримм против всех"

Кадр из фильма «Скотт Пилигримм против всех»

В немалой степени технологии влияют на взаимное влияние видеоигр и кино. Современный зритель стремится если не к прямому участию, то к полной погруженности в мир фильма. Испытать эффект дополненной реальности на данный момент помогают специальные 3D-очки или кинотеатры 5D. С другой стороны, в 2012 — 2013 годах инженер Палмер Лакки предложил шлем виртуальной реальности Oculus Rift, позволяющий в полной мере насладиться такими играми, как «Doom» и «Team Fortress».

Шлем-очки

Шлем-очки виртуальной реальности Oculus Rift, используемые для симуляции полета

Взаимопроникновение кинематографа и игровой индустрии демонстрирует не только вездесущий процесс глобализации, но и особый этап их (кино и игр) развития как двух разных видов искусства, которые друг друга дополняют. А это, в свою очередь, обещает нам немало интересных проектов в будущем.

Текст: Татьяна Швалёва

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ