Кино сквозь время: выпуск 2

23 октября 2014, 22:29

Первый выпуск

«МИСТЕР СМИТ ЕДЕТ В ВАШИНГТОН»

75 лет со дня выхода в прокат (17 октября 1939 года)

 90651-050-92DF39E1

Чем фильм примечателен

Уже в год выхода (1939) Национальный совет кинокритиков США включил ленту в десятку лучших американских фильмов. Спустя полвека (1989) «Мистер Смит едет в Вашингтон» в числе первых картин попал в Национальный реестр, куда заносят фильмы, имеющие наибольшее культурное эстетическое значение. Академия киноискусства удостоила картину премии «Оскар» за лучший оригинальный сюжет, а также десятью ведущими номинациями – и только соперник уровня «Унесенных ветром» был способен обойти этот шедевр Фрэнка Капры. И, наконец, особенно обращаем внимание на то, что Американский институт кино включил «Мистера Смита…» в сотню «самых воодушевляющих фильмов, дарящих надежду на лучшее». Такое определение действительно прекрасно характеризует историю, с которой следует ознакомиться всем киноманам.

О чем история

Перед нами трогательная ода во славу порядочности. Джефферсон Смит – наивный простак из провинции, возглавляющий юношескую организацию рейнджеров. Молодость и безобидный характер обеспечивает ему пост сенатора: продажные политики и бизнесмены уверены, что из этого «дурачка» получится послушная марионетка. Полный энтузиазма и благородных намерений Смит попадает в мир грязной коррупции и цинизма. Остается только два пути – пойти на компромисс со своей совестью или быть раздавленным.

Интересное о создании

Первоначально Фрэнк Капра хотел взяться за проект о Фредерике Шопене, но глава Columbia посчитал, что это обойдется студии слишком дорого. После непрерывных споров с руководством Капра остановился на «Мистере Смите…» как на относительно бюджетном варианте. Сценарий был куплен с прицелом на другую съемочную группу, но когда его отдали Капре, возникла идея превратить это в сиквел успешного «Мистер Дидс переезжает в город» с Гэри Купером в главной роли. Актеру, однако, совершенно не подошел новый образ, поэтому было решено пригласить Джимми Стюарта из Metro-Goldwyn-Mayer. Тот сразу понял, какая бессмертная роль ему досталась, и по воспоминаниям коллег относился к ней сверхсерьезно: вставал в пять утра, сам добирался до студии, а для достижения хрипоты в некоторых сценах полоскал горло сулемой.

В оригинальном варианте конец фильма был более развернутым и показывал дальнейшую судьбу героев, но его оборвали после предварительного показа. Лишь маленькие кусочки вырезанных сцен остались в кинотеатральном ролике.

Пока некоторые политики опасались, что «Мистер Смит…» подорвет репутацию американской демократии в Европе, пока пресса возмущалась тем, как некрасиво ее представили на экране, а фильм запрещали к прокату в фашистской Германии, Италии, Испании и в Советском Союзе, режиссер Фрэнк Капра получал многочисленные письма от разных людей о том, что эта лента вдохновила их на политическую активность.

Mr-Smith-Goes-To-Washington

Съемочная группа

Американский режиссер итальянского происхождения, мастер «человечного кино», Фрэнк Капра не нуждается в представлении. Он подарил миру незабываемые «Эта замечательная жизнь» и «Это случилось однажды ночью», был трижды удостоен премии «Оскар» за лучшую режиссуру. Интересно, что по образованию Капра – инженер-химик с дипломом из престижного Калифорнийского технологического института. Роль мистера Смита исполнил Джимми Стюарт – один из величайших актеров всех времен по версии Американского института киноискусства, звезда фильмов «Головокружение», «Эта замечательная жизнь», «Окно во двор», лауреат «Оскара» («Филадельфийская история»), боевой летчик, бригадный командир, ветеран двух войн (Второй мировой и во Вьетнаме), а также человек с безупречной репутацией.

Кому смотреть

У всех бывают периоды, когда несколько подрывается вера в человечество. В моменты, когда нужно смыть с себя налет цинизма, стоит смотреть именно такие фильмы. Также обязательно для просмотра всем, кто претендует на эрудированность в сфере кино.

 

«ГИБЕЛЬ БОГОВ»

45 лет со дня выхода в прокат (14 октября 1969 года)

Чем фильм примечателен

Одно из лучших антифашистских произведений в кинематографе: причем, портрет фашизма представлен не совсем так, как привык современный зритель, – не на фоне военных действий, концлагерей или захватнического террора. Одна из лучших работ итальянского режиссера-классика Лукино Висконти. Один из тысячи лучших фильмов по версии критиков The New York Times и обобщенного перечня по всевозможным ТОП-спискам «They Shoot Pictures, Don’t They?». Словом, один из тех фильмов, который оставил след в мировой культуре и относится к разряду «смотреть обязательно».

О чем история

Перед нами полотно, где с пышным великолепием и утонченным эстетизмом изображено самоуничтожение душ, гниение семьи, общества и вековых ценностей, предательство, смерть, сексуальная мания, нацизм и просто зло. Действие разворачивается в Германии в 1933 году. Под крышей одного дома собирается несколько поколений богатой и влиятельной династии. Убийство главы семейства становится началом борьбы за власть между родственниками – борьбы не на жизнь, а на смерть. Зрителей ждет отвратительное зрелище отвратительных безумств, в которое вплетаются мотивы из Шекспира, Софокла и античной мифологии.

Интересное о создании

Задумав фильм о корнях фашизма, Лукино Висконти планировал создать своеобразную адаптацию «Макбета». Материал для реализации замысла был найден благодаря журнальной статье о династии финансовых магнатов Круппов, которые отчисляли огромные средства в пользу нацистского движения. Впоследствии в сценарий вплелись сюжетные элементы из «Гамлета» (обида сына-одиночки на мать и ее любовника) и «Царя Эдипа» (вертикальный инцест). «Гибель богов» стала первой лентой из «германской трилогии» Висконти.


Съемочная группа

Режиссер Лукино Висконти хорошо знал ту аристократическую среду, о которой снял фильм: он был сыном герцога, обладавшего древней родословной и собственным замком. Кроме громкого имени и титула, Висконти мог гордиться профессиональными успехами, в частности «Золотой пальмовой ветвью» и «Золотым львом». К фашизму Висконти питал глубокую и деятельную ненависть: за поддержку антинацистского сопротивления он был арестован и приговорен к расстрелу, который, к счастью, не состоялся.

На одной съемочной площадке встретились англичанин (будущий рыцарь-бакалавр) сэр Дерк Богард, уже прославленный благодаря драме «Слуга», шведская актриса Ингрид Тулин (звезда фильмов Бергмана), немец Хельмут Грим, которому предстоит блеснуть в мюзикле «Кабаре», малоопытный австралиец Хельмут Бергер… Удивительно, как талантливо умел Висконти работать с самыми разными актерами, делая из их игры, пожалуй, основной инструмент, обеспечивающий напряжение и мрачную мощь фильма.

Кому смотреть 

Смотреть подготовленному зрителю. Следует настроиться на непростые два с половиной часа: вас ждет тяжеловесное повествование, сцены, которые теперь называют «шок-контентом», почти физиологическое чувство омерзения и настоящий кино-эпик.

 

«КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО»

20 лет со дня выхода в прокат (14 октября 1994 года)

pulp-dance

Чем фильм примечателен

«Криминальное чтиво» называют иконой постмодернизма, новой вехой в кинематографе, изменившей взгляд на его природу, и вдохновителем целого поколения независимых режиссеров. Не можем не вспомнить знаменитое интервью, когда на вопрос журналиста: «А вам не кажется, что вы не сняли ничего лучше «Криминального чтива»?» Тарантино ответил: «А кто снял?». И действительно, много ли режиссеров могут похвастаться прижизненным статусом новатора и классика в одном лице, сравнимого с Орсоном Уэллсом? Что вообще говорить о фильме, название которого громче всяких дифирамбов? Отметим для порядка, что «Криминальное чтиво» завоевало более сорока наград, включая «Оскар» за сценарий, «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус», BAFTA, а в прошлом году вошло в Национальный реестр фильмов США как произведение, имеющее большое значение для национальной культуры.

О чем история

Перед нами несколько перетасованных историй, показанных с нарушением хронологии. Напарники-бандиты в рядовом порядке исполняют приказы: кого-то убить, что-то выжать, ну и вечерком «выгулять» жену босса. В результате у одного из них наступает божественное просветление и переосмысление своей жизни, а у другого – кратковременное сближение с незабываемой женщиной. Параллельно профессиональный боксер Бутч вопреки договоренности выигрывает проплаченный матч и поспешно сбегает. Однако в съемной квартире остаются его фамильные часы, за которыми он не может не вернуться. Словом, у всех свои проблемы и далеко не всегда решаемые. Недаром Тарантино сказал: «Одна из моих задач – это заставить вас смеяться над несмешными вещами».

Интересное о создании

Две новеллы «Криминального чтива» Квентин Тарантино написал еще до работы над «Бешенными псами». Он планировал, что разные истории будут снимать разные режиссеры. Первоначально сценарий имел плачевный вид: многие десятки разрозненных страниц, исписанных неразборчивым почерком с несчетными грамматическими ошибками. Тарантино обратился к своей проверенной помощнице Линде Чен, которая согласилась перепечатать сценарий в обмен на ответную любезность – поухаживать за ее кроликом Сладким Зайчишкой. Тарантино проявил халатность, в результате которой кролик скончался. Режиссер решил загладить вину, назвав подружку героя Тима Рота в честь бедного животного.

8 млн. долларов – маленький бюджет по голливудским меркам, на который особенно не разгуляешься. Однако для Тарантино это не стало препятствием. Он снимал «Криминальное чтиво» на дешевую пленку и был доволен эффектом «ретро-кино». Он умудрился привлечь звездных актеров, которым пришлось осваиваться на территориях огромных складов, забегаловок, раздевалок, мотелей, расположенных в пригородах Лос-Анжелеса. Никаких дальних экспедиций или дорогих интерьеров для проекта не понадобилось. Спецэффекты и бутафория создавались с помощью простых приемов, даже примитивных для 1990-х годов. Слюна и пена от передозировки у героини Умы Турман – это консервированный грибной суп, героин и кокаин – коричневый сахар и пудра, съемки движения – это съемка машины, стоящей на месте, и экран вместо заднего фона, а точный удар Траволты шприцом в сердце Умы Турман – всего лишь обратная перемотка кадра, где актер вынимает заранее воткнутую иглу. Примечательна также неоценимая роль музыки в фильме и отсутствие композитора в съемочной группе. Тарантино самостоятельно отбирал треки, писал некоторые сцены специально под их ритм, задумывался о музыке еще на стадии идеи картины.

Непредвиденной материальной потерей стал угон красного кабриолета, на котором разъезжал герой Винснет и который принадлежал лично режиссеру. Автомобиль нашелся в Калифорнии почти 20 лет спустя, когда полиция расследовала другой угон. Впрочем, и эта потеря, и 8 миллионов производственного бюджета окупили себя с огромным запасом: «Криминальное чтиво» собрало в прокате почти 214 млн. долл.

look.com.ua-2901

Съемочная группа

Каким был Тарантино на момент создания «Криминального чтива»? 30-летним независимым режиссером, за плечами у которого только «Бешенные псы» – работа примечательная, но не принесшая денег и лишь позднее оцененная по достоинству. Зато у Тарантино был неуемный энтузиазм, который не остудили ни ограничения в бюджете, ни прошлые многочисленные отказы от студий. Было на редкость четкое, еще в детстве проявившееся понимание того, что он хочет заниматься именно кино, была смелость, берущая города, были идеи, разрывающие шаблоны. И был талант.

Об актерском составе «Чтива» выходят отдельные объемные статьи: едва ли не за каждой ролью имеется своя история. Некоторые персонажи писались специально под актеров: Джулс для Сэмюэля Л. Джексона, Вик Вега для Майкла Мэдсена, Вульф для Харви Кейтеля и так далее. Однако, разумеется, ничто и никогда в кино не идет как по маслу. В итоге Вик превратился в Винсента и был сыгран Джоном Траволтой, Сэмюэль Л. Джексон едва не потерял роль из-за прекрасных проб Пола Кальдерона, а с некоторыми персонажами пришлось серьезно повозиться. Например, роль Бутча режиссер думал отдать Мэтту Диллону или даже Сильвестру Сталлоне, но в итоге адаптировал ее под Брюса Уиллиса, который сам предпочел бы сыграть Винсента. Немало хлопот доставил режиссеру и женский кастинг – рассмотрев несколько кандидатур, Тарантино «заболел» Умой Турман и уговаривал ее сняться, начитывая сценарий по телефону. В общем и целом, гонорары исполнителям составили более половины совокупного бюджета. И каждый потраченный доллар оправдал себя.

Кому смотреть

А разве кто-то еще не смотрел?

Текст: Светлана Есионова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ