Кино сквозь время №5

9 июня 2015, 15:53

Вспоминаем знаковые фильмы, отметившие на прошлой неделе дату выхода в прокат.

Уже больше полугода назад (страшно подумать!) была в нашем журнале замечательная ностальгическая рубрика «Кино сквозь время«. В ней мы предлагали вам вместе вспомнить старые добрые (и не очень) фильмы, отмечающие даты своего выхода в прокат. Но время оказалось беспощадно и к самой рубрике, а потому она взяла перерыв, который — мы рады вам сообщить — заканчивается сегодня. Возрожденная, свежая, совсем летняя и как будто бы новая еженедельная рубрика «Кино сквозь время» снова с вами!

«Три истории»

18 лет со дня выхода в прокат (3 июня 1997)

3 истории

О чем история

Перед нами три новеллы, объединенные темой убийства. «Котельная №6» – история обычного служащего, который тащит через весь город подозрительный громоздкий ящик в котельную к своему другу. «Офелия» — о немногословной и загадочной медсестре Офе, вся жизнь которой состоит из приставаний коллеги-врача и мечты однажды добраться до архива, где хранятся данные всех женщин, когда-либо отказавшихся от своих детей. «Девочка и смерть» – рассказ о том, как пожилой мужчина в инвалидном кресле приглядывает за маленькой соседской девочкой. Девочка не слушается старика и, хоть она еще не знает, как писать и читать, но уже понимает, как им с мамой заполучить еще одну комнату.

Чем фильм примечателен

Любой фильм Киры Муратовой – это большое событие в киномире, и картина «Три истории» не стала исключением. Именно в этом проекте режиссера мы видим более-менее классический сюжет, но от этого поэтичность, которая свойственна фильмам Муратовой, становится только выразительней. Сначала кажется, что актеры переигрывают, а реальность, которая окружает героев, выглядит картонной, ненастоящей, но чем дальше идет повествование, тем больше зритель привыкает к создаваемым образам и сам становится частью этой Вселенной. Муратова создает на экране картину ада с детским лицом, показывает обыденную жизнь в дьявольских тонах. Во многом, из-за такого особенного взгляда на мир, на жизнь и смерть, на старость и юность, фильм удостоился права участия в основной конкурсной программе Берлинале и был одним из главных претендентов на главный приз Берлинского кинофестиваля.

три истории_2
О создании

Кира Муратова говорила в интервью, что после фильмов, где её интересовал исключительно «поток сознания», ей захотелось снять простое остросюжетное кино. Она заказала сценарии своим друзьям, и выбрала из них три, которые понравились ей больше всего. Муратову интересовала история одного убийства без детективных вкраплений.
Первоначально по замыслу режиссера, новелла про девочку должна была открывать картину, Муратовой казалось, что такой простой сюжет создаст нужную атмосферу для зрителя, а дальше фильм будет постепенно усложняться. Но из-за отсутствия финансирования съемки «Трех историй» пришлось отложить на год, когда оставалась неснятой только новелла «Девочка и смерть».  Время шло, съемки не возобновлялись, поменялись главные герои (изначально вместо старика в новелле должна была быть пожилая женщина), проблема из социальной трансформировалась в философскую. В итоге, когда финансирование все-таки было найдено, а новелла доснята, то пред зрителем «Три истории» предстали именно в том порядке, в котором мы их знаем.

О создателях

Кира Муратова – режиссер, которого многие кинокритики называют гением современности. Её талант отмечен множеством наград, среди которых ярче всех выделяется «Серебряный медведь» Берлинале 1990-го года. Актерский состав «Трех историй» тоже впечатляет: тут и давняя подруга Муратовой –  Рената Литвинова, и, в ту пору еще не так широко известный, Иван Охлобыстин, и неподражаемый актер Олег Табаков. Рената Литвинова также придумала историю и написала сценарий для новеллы «Офелия», в которой исполнила главную роль.

Кому смотреть

Всем, кто любит стильное, философское, ни на что не похожее авторское кино.

«Великая иллюзия»

78 лет со дня выхода в прокат (4 июня 1937)

La Grande Illusion

О чем история

Во время Первой мировой войны два французских летчика Морешаль и Больде попадают в немецкий лагерь для военнопленных. Там они, объединившись с другими французскими заключенными, в тайне роют тоннель, чтобы выбраться на свободу. Они еще не знают, что вскоре их отправят в другой лагерь, где начальствует Фон Рауффенштайт – комендант одной из лучших немецких тюрем, сбежать из которой невозможно.

Чем фильм примечателен

«Великая иллюзия» считается одним из самых выдающихся антивоенных фильмов. Этот общепризнанный шедевр Ренуара шел вразрез с официальными представлениями о войне, он отрицал «варварство» солдат по отношению к противнику, показывал чувства долга,  уважения, любви между людьми конфликтующих сторон, говорил о первостепенности человечности перед служебным долгом. Тогда воспоминания людей о Первой мировой еще были свежими и неостывшими, поэтому картина сразу была принята и понята повсеместно. Фильм настолько впечатлял зрителей, что министр пропаганды нацисткой Германии Йозеф Геббельс назвал его «кинематографическим врагом №1» и запретил к показу в стране, то же самое через несколько месяцев сделал и Муссолини. Однако до этого фильм уже был показан на Венецианском кинофестивале и стал одним из соискателей «Кубка Муссолини», но жюри, побоявшись отдать эту награду «Великой иллюзии», изобрело утешительный приз в виде награды за «Лучший актерский состав». Фильм так же был представлен на «Оскар» в номинации «Лучший фильм года», несмотря на то, что в этой номинации участвовали только картины на английском языке, в то время как «Великая иллюзия» снята на французском.

Кадр из фильма "Великая иллюзия"

Кадр из фильма «Великая иллюзия»

О создании

Жан Ренуар во время Первой мировой войны был военным лётчиком. Он, как и многие представители своего поколения, верил, что другой такой войны больше не может быть. Но уже к середине 30-х годов стало ясно, что нацистское руководство Германии и итальянский фашистский режим Муссолини все более и более приближают новую войну, из-за которой вспыхнет весь мир. Ренуар три года искал финансирование для своего проекта, который должен был служить ответом на все вопросы людей о необходимости войны. Только после того, как режиссер представил «Великую иллюзию» как приключенческий фильм о побеге двух солдат из немецкого плена, его картина получила хоть какое-то финансирование.

О создателях

До создания «Великой иллюзии» за плечами у Жана Ренуара было два десятка звуковых и немых картин. Хотя он считался одним из ярчайших представителей «поэтического реализма», его фильмы не имели успеха ни у зрителей, ни у критиков. После выхода «Великой иллюзии» Жан Ренуар стал одним из самых известных режиссеров Европы, а его фильмы и по сей день входят в самые разнообразные рейтинги «рекомендованных к просмотру». На успех ленты во многом повлиял её актерский состав: прославленный Жан Габен в роли французского солдата Марешаля и Эрих фон Штрогейм в роли капитана фон Рауффенштайна. Благодаря блистательной актерской игре и мастерски созданным образам фильм и сейчас смотрится на одном дыхании, не давая зрителю заскучать ни на миг.

Кому смотреть

Всем, кто относится к кино, в первую очередь, как к искусству, а не развлекательному продукту. «Великая иллюзия» – абсолютный шедевр мирового кинематографа. Картина, прославляющая общечеловеческие ценности и отвергающая войну, подойдет к просмотру не только заядлым киноманам, но также и людям, интересующимся историей и психологией людей, оказавшихся свидетелями начала двух самых страшных войн в истории человечества.

«Шоу Трумана»

17 лет со дня выхода в прокат (1 июня 1998)

show

О чем история

Вся жизнь 30-летнего страхового агента Трумана Бербэнка – это телесериал, за которым наблюдают миллионы зрителей. 24 часа в сутки камеры фиксируют его жизнь и передают её на телевизоры по всему миру. Всю его судьбу пишет команда сценаристов и продюсеров телешоу; реальность вокруг Трумана – это выдумка. Но в один момент герой начинает подмечать странные несостыковки, которые однажды приведут его к правде о себе, и вытекающему из неё выбору: оставить ли свою судьбу в руках продюсеров и жить в своем безопасном мире, или же выйти в реальную жизнь и стать хозяином своей судьбы.

Чем фильм примечателен

3 номинации на «Оскар», 6 – на «Золотой глобус»,  7 – на премию «BAFTA» – это далеко не полный список всех номинаций и наград, присужденных «Шоу Трумана». Фильм, выйдя в эпоху повсеместного распространения телевидения и его маниакального просмотра людьми по всей планете, послужил «разрывом шаблона». Поднимая вопросы о призрачности жизни  и предрешенности судьбы, картина как будто напоминает зрителю о том, что весь мир – театр.  В таком контексте телевидение выступает как еще одна театральная сцена, еще одна иллюзия. Спустя 17 лет после выхода в прокат фильм не потерял своей актуальности, его до сих пор любят и смотрят люди по всему миру, о чем говорит, например, количество оценок (564 947) на IMBD.

О создании

Изначально планировалось, что режиссером картины станет Эндрю Никкол, который и написал сценарий для «Шоу Трумана». Но из-за того, что он запросил слишком большой гонорар, студии пришлось искать других кандидатов, среди возможных имен тех, кто мог возглавить проект встречались Тим Бёртон и Стивен Спилберг.  В конце концов, режиссерское кресло занял Питер Уир, ему и принадлежит идея снимать фильм в формате 1,66:1, чтобы максимально приблизить картинку к телевизионной. Однако это не было последней идеей Уира, для воплощения всех режиссерских замыслов Эндрю Никколу пришлось переписывать сценарий 16 раз.

Кадр из фильма "Шоу Трумана"

Кадр из фильма «Шоу Трумана»

О создателях:

Изначально роль Кристофа отдали Денису Хопперу,  но после первого съемочного дня он был вынужден покинуть проект. Ему срочно на замену был вызван Эд Харрис, который своей игрой в этом проекте заслужил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана и номинацию на «Оскар» в той же категории.

Что же касается главного актера, то Джим Керри хотел показать в этой картине, что умеет играть не только комических «дурачков», и надо сказать, справился он со своей задачей отлично.

Кому смотреть:

Тем, кто считает, что запутался в своей жизни и не знает, где настоящее, а где подделка. Тем, кто любит фильмы про борьбу личности против системы. Тем, кому нравятся драматические роли Джима Керри. И, наконец, тем, кто просто хочет приятно провести время в компании замечательного фильма.

Текст: Александр Макаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ