Кино сквозь время №12: Звягинцев, Антониони и Трюффо

1 сентября 2015, 15:46

 Вспоминаем знаковые фильмы, отмечающие на этой неделе дату выхода на экраны.

«Возвращение»

(реж. Андрей Звягинцев)

12 лет со дня выхода в мировой прокат (3 сентября 2002)

Кадр из фильма "Возвращение"

Кадр из фильма «Возвращение»

О чем история:
Двое братьев живут в старом небольшом доме вместе со своей матерью. Однажды жизнь этой семьи круто изменяется: в один день домой возвращается отец мальчишек, которого они видели до этого лишь на фотографиях. Он сообщает им, что собирается взять их с собой в поездку, и братья соглашаются. Никто еще не знает, каким страшным, тяжелым и опасным будет это приключение.

Чем фильм примечателен:
Фильм Андрея Звягинцева, тогда еще неизвестного дебютанта в большом кино, сразу же произвел огромное впечатление на зрителей и критиков. История о превращении мальчишек в мужчин на фоне их тяжелых взаимоотношений с отцом была очень тепло принята во всем мире. Снятый в блекло-серых тонах, с долгими планами и множеством портретных кадров, «Возвращение» вызывает у зрителя чувство одиночества и отчужденности, которые еще долго не оставляют человека после просмотра. Картина Звягинцева чем-то напоминает творчество Бергмана, есть в ней что-то и от Антониони, но при этом она — абсолютно самостоятельный и оригинальный фильм, который заслуживает своей популярности.

Кадр из фильма "Возвращение"

Кадр из фильма «Возвращение»

О создании:
В первом варианте сценария фильм должен был открываться сценой, где братья, которым уже около 40 лет, сидят на своем балконе в Нью-Йорке и вспоминают историю, приключившуюся с ними в детстве.

Изначально приглашение на участие в конкурсной программе прислали организаторы фестиваля в Локарно. Однако картина совершенно случайно попала в руки Морица де Хадельна, который отбирал картины на Венецианский кинофестиваль, и Звягинцев был приглашен к участию в одном из главных кинособытий мира. Именно из-за этого неожиданного приглашения картина привлекла к себе пристальное внимание европейских журналистов.

О создателях:
Андрей Звягинцев – один из известнейших и влиятельнейших русских режиссеров последних лет. Его первая картина «Возвращение» доказала всему миру, что русский кинематограф живет не только на задворках мирового кино, но может быть также интересным и актуальным, при этом не теряя своей самобытности. Фильм принес своим создателям множество наград, в том числе пять венецианских «Львов», создав тем самым мировой прецедент: до Звягинцева одновременно «Золотого льва» и награду «Лучшего дебютанта» не брал ни один человек за всю историю Венецианского фестиваля. Однако фильм также окутан мрачной историей. Так, для Владимира Гарина роль одного из братьев стала судьбоносной: спустя два месяца после премьеры фильма он утонул, купаясь в тех местах, где снималось «Возвращение».

Кому смотреть:
Всем, кто любит русское классическое кино. Всем, кто любит авторское кино. Всем, кому нравится творчество Андрея Звягинцева.

 

«Красная пустыня»

(реж. Микеланджело Антониони)

51 год со дня выхода на экраны (4 сентября 1964)

Кадр из фильма "Красная пустыня"

Кадр из фильма «Красная пустыня»

О чем история:
Джулиана хранит в себе страх, одиночество и тягу к любви. Лишь иногда они чудным образом вырываются из неё в обрывках фраз и необъяснимых всплесках эмоций. Однажды она пережила тяжелую аварию, и после этого весь мир представляется ей неуютным и серым. Её сын – это единственный человек, к которому она питает настоящее чувство любви. Так продолжается, пока она не знакомится с деловым партнером мужа Коррадо. Тогда в сердце Джулианы расцветает надежда.

Чем фильм примечателен:
«Красная пустыня» — это первый цветной фильм признанного гения и классика мирового кинематографа Микеланджело Антониони. Эта картина завершает своеобразную пенталогию «некоммуникабельности чувств» («Крик» — «Приключение» — «Ночь» — «Затмение» — «Красная пустыня»). Исполненная в холодных тонах, плавная и меланхоличная история об одинокой женщине трогает и восхищает одновременно. Будто бы Антониони наконец-то находит ответы на вопросы, которые он задавал в предыдущих картинах из пенталогии. Однако, этот ответ неутешителен: одиноким суждено остаться одинокими, ведь в нашем новом мире найти человека, который дополнит твой мир своими чувствами, почти невозможно. Бесконечно глубокая драма с философским подтекстом открывает нам новый, цветной период творчества великого режиссера, при этом сохраняя все то, что мы так любим в картинах Антониони.

Кадр из фильма "Красная пустыня"

Кадр из фильма «Красная пустыня»

О создании:
Первая идея о создании «Красной пустыни» появилась у режиссера во время прогулок по индустриальным районам Равенны. Он увидел там совершенно преображенный человеком мир, к которому рано или поздно придется адаптироваться всем людям. Антониони не случайно сделал эту картину цветной — он хотел через определенные цвета передать разные душевные состояния и переживания героини, открыть её загадочную душу. Это послужило одной из причин, почему первоначально фильм назывался «Небесно-голубой и зеленый».

О создателях:
Микеланджело Антониони — один из лучших режиссеров за все время существования кино. Он был основоположником неореализма, которому потом последовали многие и многие кинематографисты. За всю свою жизнь он снял множество удивительных и прекрасных картин, которые давно вошли в список шедевров всех времен и народов. Антониони был романтиком, и особенный интерес в этой жизни для него представлял женский мир. Неслучайно в большинстве его фильмов главные герои — это женщины, и фильм «Красная пустыня» в этом плане не стал исключением. В актерском составе зрителю стоит обратить внимание на Монику Витти, которая была одной из любимейших актрис Антониони. Она снималась в 4 фильмах пенталогии «некоммуникабельности чувств».

Кому смотреть:
Всем, кто любит кино.

«451 градус по Фаренгейту»

(реж. Франсуа Трюффо)

49 лет со дня выхода на экраны (6 сентября 1966)

Кадр из фильма "451 градус по Фаренгейту"

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

О чем история:
В будущем законы ужесточаются с каждым днем. Под запретом уже успели оказаться книги. Команды пожарников работают по всей стране, сжигая запрещенную литературу у людей, которые отказались подчиниться закону и хранят у себя дома целые библиотеки. Одним из таких пожарников является Гай Монтэг, который верно служит своему делу и должен скоро пойти на повышение за выдающиеся заслуги. Но однажды в руки к нему попадает книга, которую ему суждено прочитать.

Чем фильм примечателен:
Это работа известного французского режиссера Франсуа Трюффо периода творчества на студиях Великобритании. Также это первая экранизация великого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Несмотря на то, что большинство идей Трюффо отвергались продюсерами, режиссер все же смог привнести частичку своего мира в большей части эпическую картину. Интересный эксперимент, в котором схлестнулись безграничная творческая фантазия Франсуа Трюффо и реалии британского кинопроизводства 60-х годов.

О создании:
Этот фильм стал «первым» во многих смыслах для прославленного французского режиссера. «451 градус по Фаренгейту» — первый проект Трюффо, снятый полностью на английском языке, также это его первая цветная картина. До сих пор остается загадкой, кому пришла мысль снять одну актрису сразу в двух главных женских ролях, режиссеру или продюсеру картины, но этот ход определенно сработал. Также Трюффо считал, что авторам, чьи книги будут сожжены в кадре, такой ход будет за честь, ведь тем самым он отдавал дань их таланту.

Кадр из фильма "451 градус по Фаренгейту"

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

О создателях:
Франсуа Трюффо – самый яркий представитель «новой французской волны». Будучи кинокритиком, однажды взявшись за кинокамеру, он сумел доказать, что знает кино не только в теории, но умеет и создавать его. Неприятная история на съемочной площадке «451 градус по Фаренгейту» произошла между Трюффо и главным актером, Оскаром Вернером, который уже снимался у режиссера в фильме «Жюль и Джим». Вернер, пытаясь отомстить режиссеру, остриг волосы во время съемок финальной сцены, тем самым нарушив целостность сюжета.

Кому смотреть:
Всем, кто любит великий роман Рэя Брэдбери. Всем, кто любит творчество Франсуа Трюффо. Всем, кому интересно посмотреть на то, как французский режиссер снял фильм по американскому роману в Британии.

Текст: Александр Макаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ