Кино сквозь время №11

25 августа 2015, 13:42

Вспоминаем знаковые фильмы, отмечающие на этой неделе дату выхода в прокат.

«Карты, деньги, два ствола»

17 лет со дня выхода в прокат (28 августа 1998)

Кадр из фильма "Карты, деньги, два ствола"

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»

О чем история:
Четверо молодых авантюристов накапливают достаточную сумму денег, чтобы сразиться в карты с опытным шулером и преступником по кличке Гарри Топор. Однако их план проваливается, и они оказываются должны 500 тысяч, которые им нужно где-то добыть всего за неделю, в противном случае за каждый день просрочки им будут отрубать по пальцу. Молодые люди в страхе решаются на ограбление, которое запускает невероятную череду криминальных и сумасшедших событий, в которую оказываются впутанными герои.

Чем фильм примечателен:
«Карты, деньги, два ствола» — это первый полнометражный фильм выдающегося британского режиссера Гая Ричи. Именно эта картина прославила его на весь мир. Черный юмор, закрученный сюжет, колоритные персонажи, перестрелки и состояние полуабсурда — все эти фирменные составляющие фильмов Ричи впервые были показаны именно в этой картине. Зрителям сразу же пришелся по вкусу стиль нового британского режиссера, и до сих пор картина «Карты, деньги, два ствола» стоит на высоких позициях в разных зрительских рейтингах кинофильмов. Критикам же картина показалась вторичной, они окрестили ее вторым «Криминальным чтивом», а Ричи называли «неизвестным братом Тарантино». Однако это не помешало фильму быть номинированным на огромное количество премий. Что касается режиссера, то он уже своим вторым проектом («Большой куш») доказал, насколько сильно ошиблись критики.

Кадр из фильма "Карты, деньги, два ствола"

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»

О создании:
«Карты, деньги, два ствола» является полной версией короткометражной работы Ричи «Трудное дело», режиссер больше двух лет не мог найти финансирование полнометражной версии проекта. Однако опасения продюсеров были напрасны: фильм заработал в прокате в несколько раз больше своего бюджета. Гай Ричи долго не мог определиться с концовкой, поэтому финальную сцену пришлось переснимать несколько раз. Также история создания фильма тесно связана с женой Стинга — Труди Стайлер. Именно она, увидев короткометражку, решила вложить деньги в этот проект.

О создателях:
Картина «Карты, деньги, два ствола» стала отправной точкой не только для молодого режиссера, работавшего клипмейкером до её создания, но и для многих других людей. Например, именно этот фильм стал дебютной работой в кино Джэйсона Стэтхема, который до знакомства с Ричи торговал на улице. Занимательно, что в первой сцене, в которой мы видим Стэтхема, он выступает в роли уличного продавца. В этом же фильме впервые на экране появляется футболист Винни Джонс, который приехал на первый съемочный день прямиком из полицейского участка, где был задержан за избиение соседа.

Кому смотреть:
Всем, кому нравится творчество Гая Ричи. Всем, кто любит закрученные сценарии. Всем, кто любит криминальные экшн-боевики, щедро приправленные черным юмором.

«Аккатоне»

54 года со дня выхода на экраны (31 августа 1961)

Кадр из фильма "Аккатоне"

Кадр из фильма «Аккатоне»

О чем история:
Витторио по прозвищу «Аккатоне» – бездельник и лентяй, коротающий свою жизнь среди римских трущоб. Единственным источником «дохода» Аккатоне является проститутка Маддалена. Однажды Маддалену арестовывает полиция, и в жизни героя наступают черные дни. Он не умеет зарабатывать деньги честным способом и трудом, поэтому постепенно продает все свое имущество, становясь настоящим бродягой. Казалось бы, жизнь Аккатоне загублена до конца, но тут он знакомится с невинной и искренней девушкой по имени Стелла…

Чем фильм примечателен
«Аккатоне» — первый фильм прославленного итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини. Созданная в эпоху расцвета неореализма в кино картина совместила в себе ужас падения человека в бездну пороков и, одновременно, счастье от надежды в преображение людей. Пазолини стер границы предубеждений: зритель испытывает сострадание и жалость к Аккатоне, хотя эти чувства казались невозможными к человеку низкому и бесконечно греховному. Может за эту попытку показать свет среди коридоров римских трущоб и их обитателей картина сразу же полюбилась зрителю и кинокритикам, принеся своим создателям не только известность, но и номинацию на премию BAFTA.

Кадр из фильма "Аккатоне"

Кадр из фильма «Аккатоне»

О создании:
Как и большинство последующих картин, «Аккатоне» основан на собственном литературном произведении Пазолини – романе «Жестокая жизнь». Чтобы пройти цензурные запреты, режиссеру пришлось убрать бисексуальные наклонности главного героя фильма, которыми обладал его литературный прототип. Изначально в съемках должен был принять участие Федерико Феллини, но, увидев уже отснятый материал, он отказался – ему не понравились стилистика и место действия картины.

О создателях:
Пьер Паоло Пазолини – это большое событие в мировой истории кино. Человек с удивительной судьбой, он, имея за спиной опыт писателя, попал в кино, начав писать сценарии для других режиссеров. Одним из таких режиссеров оказался Федерико Феллини, а сценарий к фильму «Ночи Кабирии», написанный Пазолини, помог своей успешностью подтолкнуть своего создателя однажды занять режиссерское кресло. Картины Пазолини ошеломляют и шокируют, в них всегда можно найти гармоничное сочетание, казалось бы, самых несовместимых вещей, как, например, самолюбие и самоотверженность в картине «Аккатоне». Этот фильм дал толчок в карьере не только режиссеру: Франко Читти, актер, сыгравший свою дебютную роль Аккатоне, после выхода фильма стал настоящей звездой. Впоследствии он еще 6 раз принимал участие в фильмах Пазолини.

Кому смотреть:
Всем, кто любит творчество итальянских режиссеров. Всем, кто любит реализм в кино. Всем, кому интересна дебютная работа одного из самых загадочных режиссеров прошлого века.

«Цвет граната»

45 лет со дня выхода на экраны (29 августа 1970)

Кадр из фильма "Цвет граната"

Кадр из фильма «Цвет граната»

О чем история:
Перед нами история жизни средневекового армянского поэта Саят-Новы, в котором показаны история его любви, отношение к власти, народу и религии. Вся эта история предстает перед зрителем в форме поэтических миниатюр, воплощающих духовный мир поэта.

Чем фильм примечателен:
Этот фильм правильней называть картиной, ведь здесь отсутствуют все эпические элементы кино, к которым привык зритель. В «Цвете граната» нет последовательного сюжета и диалогов между героями, но в нем есть попытка показать особенный духовный мир поэта через визуальные образы. Рождающиеся на экране метафоры, так или иначе затрагивающие личность и творчество Саят-Новы, провожают зрителя в увлекательный и загадочный путь по средневековой Армении. Вся картина построена на долгих статичных кадрах — как застывшее полотно, внутри которого действиями передаются образы, созданные поэтом и поставленные режиссером. Одно из лучших воплощений поэзии в кино.

Кадр из фильма "Цвет граната"

Кадр из фильма «Цвет граната»

О создании:
После выхода фильма «Тени забытых предков» все украинские студии отказывали Параджанову в его проектах, а уже начатые съемки «Киевских фресок» были свернуты. По совету писателя и киносценариста Виктора Шкловского Параджанов написал сценарий про армянского поэта Саят-Нова, а студия «Арменфильм» с радостью запустила его производство. Первоначальная версия фильма не прошла цензуру. Параджанов был вынужден перемонтировать фильм, но и в новом «обличии» картине присвоили низшую прокатную категорию и показали крохотным количеством копий только в Армении. Уже позже Сергей Юткевич перемонтировал картину еще раз, урезав фильм на 10 минут и вставив перед сценами поясняющие комментарии. Именно версия Юткевича вышла во всесоюзный прокат и показала нам фильм таким, каким мы его знаем до сих пор.

О создателях:
Сергей Параджанов, несомненно, выдающийся режиссер, чьи картины повлияли не только на мировой кинематограф, но и на мировую культуру в целом. Постоянно преследуемый советской властью и гонимый советской цензурой, он создавал на экране настоящую поэзию кино. Он был далек от стереотипов, ведь каждая его картина – это еще одно открытие в мире визуального искусства. Фильм «Цвет граната» не стал исключением, прославив и увековечив имя своего создателя. Эта картина стала частью истории мировой культуры, одним из доказательств может служить клип Мадонны «Bedtime story», где содержатся прямые отсылки к фильму Параджанова. Среди актерского состава «Цвета граната» можно заметить будущую икону грузинского кино юную Софико Чиаурели, которая сыграла в этой картине сразу 6 разных ролей.

Кому смотреть:
Всем, кто любит творчество Сергея Параджанова. Всем, кто любит поэзию кино. Всем, кто хочет приобщиться к мировой легенде культуры.

 

Текст: Александр Макаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ