Кен Лоуч: «Задача режиссера — максимально сосредоточиться на душе зрителя»

17 июня 2016, 15:10

Сегодня исполняется 80 лет мэтру британского кино режиссеру Кену Лоучу, который на протяжении всей своей долгой карьеры остается верным стилю социального реализма. Ни с кем не соревнуясь, Лоуч рассказывает истории «простых» людей, которые для самого режиссера становятся уникальными.

Будучи сторонником «левых» взглядов, Лоуч, хотя и не скрывает, что его фильмы достаточно политизированы, вряд ли считает, что его картины – это какое-то политическое высказывание. Он отдает все лавры именно зрителю, который после просмотра может подпевать «Интернационалу». Но все это было в 90-е, в посттэтчеровское время, в эпоху надежд, а больше разочарований или практических «выживаний» — как у героев фильма Питера Каттанео «Мужской стриптиз».

Для Лоуча политика неотделима от социальных вопросов. Однако все-таки в его фильмах больше мелодраматики, чем каких-то нудных политических заявлений. Социальные проблемы исходят не от политических «помех», а от самих людей. Поэтому в первую очередь мэтра британского кино интересует человеческий фактор, по-своему формирующийся и развивающийся в разных явлениях жизни.

Кен Лоуч

Кен Лоуч

Новый век – новые вопросы, а с ними и сложности. Разнообразные проблемы, с которыми люди встречаются каждый день, настолько монотонны, что люди пытаются от них сбежать в кинотеатр, посмотреть романтическую комедию или боевик про отважных полицейских. Кен Лоуч же призывает пойти посмотреть футбол, и будет вам счастливый конец – такую мысль он высказал в киноальманахе «У каждого свое кино» в своей короткометражке «Happy ending». Ирония остается в самом названии: привыкшие к «чернухе» социальных драм не ожидают положительного финала в картине, однако, несмотря на свою серьезность, Лоуч больше других сторонник happy end’а, хоть в это и верится с трудом.

Среди блокбастеров и арт-мейнстрима реализм Лоуча долгое время оставался в стороне, вернувшись на мировую культурную арену с фильмом «Зал Джимми» (2014). Так же и в этом году драма (а точнее даже мелодрама) «Я, Дэниел Блэйк» британского режиссера появилась в Каннах и увезла с собой главный приз, причем та же ситуация случилась и десять лет назад с картиной «Ветер, который качает вереск» (2006). Но тогда, по мнению многих, награда была «итоговой», врученной Лоучу за его огромный вклад в кинематограф. Однако сейчас он доказывает обратное: на пенсию ему еще рано.

В честь юбилея Кена Лоуча «365» выбрал несколько фильмов, которые показывают заинтересованность Лоуча в настоящем, а тем более в будущем — не страны, а именно людей и быстро растущего или же затухающего человеческого фактора. Несмотря на почтенный возраст и огромный стаж в киноиндустрии, универсальные проблемы героев не перестают волновать Лоуча, как волнуют они и любое поколение зрителей, все больше разрастаясь до неуравновешенного конфликта, о котором и подумать было сложно в какие-нибудь 80-е.

«Милые шестнадцать лет» (2002)

Кадр из фильма "Милые шестнадцать лет"

Кадр из фильма «Милые шестнадцать лет»

Лиаму совсем скоро исполнится 16 лет, мать его в тюрьме из-за проделок отчима. Подросток мечтает о хорошей жизни вместе со своем матерью и сестрой, которая старше всего на несколько лет, но уже воспитывает маленького сына. Лиам не хочет все время жить на пособие сестры. Чтобы освободить мать от зависимости от отчима, он решает заработать денег. О школе он давно забыл, поэтому единственным заработком для него становится незаконное распространение сигарет и наркотиков. Суждено ли его мечтам сбыться?

Лиам не по возрасту мудр и смекалист. Сами дети не живут по правилам взрослых, они как будто не чувствуют границ между жизнью и смертью. Лиам хочет полноценную семью, уберечь мать и наладить отношения с сестрой, но все это похоже на сказку. Подросток начинает играть во взрослую жизнь ради своих с одной стороны зрелых, но в одно и то же время детских желаний. По мнению Лоуча, детей совершенно не готовят к взрослой суматохе, и познают они этот мир только через работу. Режиссер не знает, стоило ли это придумать раньше, или не надо было вообще. Но Лиам начинает чувствовать жизнь только в свой день рождения, когда все, к чему он стремился, рушится за несколько минут, а сестра только может тоненьким голосом сказать: «What a waste». И эта фраза будет преследовать всю его жизнь.

Это больше не мир Билли из «Кеса» (1969) — невозможно быть юным мальчиком из шахтерского городка и приручить дикую птицу. Вот и Лиам не смог.

«Нежный поцелуй» (2004)

Кадр из фильма "Нежный поцелуй"

Кадр из фильма «Нежный поцелуй»

Ройзин приехала в Глазго, чтобы стать учителем музыки в обычной школе. Периодически пара людей любит пошутить над ее ирландским акцентом и светлой-светлой кожей. Касим же живет в традиционной пакистанской семье, результат постколониальной эпохи. С ребятами он планирует открыть пару клубов и начать свой бизнес. Ройзин и Касим находят друг друга и влюбляются. Но на их любовь у остальных другие планы.

Строгая мелодрама о свободной любви имеет в себе всевозможный спектр любимых направлений самого Лоуча. Тут и до политического контекста совсем не далеко. Однако его больше интересует разница двух людей по национальности и религиозным предпочтением. Режиссер буквально напрямую говорит в самом названии картины, если переводить с шотландского, то получается «Прощальный» или же «Последний поцелуй». Он показывает молодых людей, которые на самом деле не готовы бросить все ради второй половинки. Ни Касим, ни Ройзлин не собираются менять вероисповедание ради другого, главную ценность в их жизни.

Касим предстает настоящей жертвой традиций своей семьи и пытается убежать от них, в то время как Ройзлин становится пленницей, исторически сформировавшейся католической ирландской церкви. Лоуч симпатизирует им обоим, но оставляет их без финала, но с последним поцелуем.

«В поисках Эрика» (2009)

Кадр из фильма "В поисках Эрика"

Кадр из фильма «В поисках Эрика»

Эрик давно не молод, работает почтальоном, болеет за «Манчестер Юнайтед», воспитывает двух подростков, свалившихся на его голову и мечтает о прошлом. Выйти из депрессии ему ничего не помогает, даже постоянные шутки своих коллег и по совместительству друзей. Но когда после выкуренного косячка начинаешь разговаривать с легендарным футболистом Эриком Кантоной, то невольно прислушиваешься к его философии…

Нечасто можно увидеть, как один жанр сменяется другим в фильмах Кена Лоуча. Обычно начальный настрой сразу же задает ритм фильму. Драма сменяется комедией с ирреалистичными элементами, а под конец мелодрама выходит на первый план, тем самым утверждая лоучевский стиль повествования. Режиссер здесь на самом деле впервые за свою карьеру решает разнообразить свою работу постмодернистской тематикой, получая от этого абсолютное удовольствие. Главный герой разрешает реальный конфликт с помощью призраков прошлого, а режиссер оставляет зрителям придумать финал.

Кто бы мог подумать, что сам Эрик Кантона способен помочь выйти из депрессии мужчине средних лет? Может, из-за этого у него возникло желание баллотироваться в президенты Франции в 2012 году?

«Доля ангелов» (2012)

Кадр из фильма "Доля ангелов"

Кадр из фильма «Доля ангелов»

После очередной драки и унижения в суде молодой парень Робби решает завязать со своей криминальной жизнью, тем более он вот-вот станет отцом. По решению суда его приговаривают к нескольким часам общественных работ. Так он знакомится с совершенно разными молодыми преступниками, которые так же мечтают начать новую жизнь. Их начальник Гарри сближается со всей группой и втайне обучает их дегустации виски. В Робби просыпается новый талант, с помощью которого может различить самые дорогие и редкие сорта шотландского напитка. Поможет ли это Робби в начинании новой жизни?

«Доля ангелов» — 2% спирта, которые исчезают при открывании новой бочки с виски. Лоуч снимает комедию с мелодраматичным повествованием, а цифровая съемка так и бросается в глаза при виде длинных ресниц главного героя и невинного взгляда, несмотря на всем видный шрам на его щеке, из-за которого его не берут ни на какую работу.

Режиссер здесь предстает романтиком и буквально дает шанс главному герою — настолько безумный и нереальный, что фильм становится не больше, чем фикцией. Робби получает эти 2% не от ангелов, а от простых людей, повстречавшихся ему на пути, были ли они в шотландских юбках или нет, уже неважно. Но если в картине «Милые шестнадцать лет» у героев Лоуча жизненных шансов не было, то теперь все возможно.

Получив, по мнению большинства критиков, незначительную награду «Приз жюри» на Каннском кинофестивале в 2012 году, Кен Лоуч отказался от комедии и начинал снимать кино больше на документальную тематику, закончив этот период премьерой уже художественного фильма «Зал Джимми» о трудных временах в Ирландии начала XX-го века. Он объявил о своем уходе из кино, но потом вернулся с картиной «Я, Дэниел Блэйк» все на тот же Каннский кинофестиваль и унес главный приз.

Кен Лоуч с "Золотой пальмовой ветвью", Каннский кинофестиваль, 22 мая 2016 года

Кен Лоуч с «Золотой пальмовой ветвью», Каннский кинофестиваль, 22 мая 2016 года

Кен Лоуч в своих фильмах напоминает о давно забытом старом, доказывая, что оно также актуально, а в большей степени делает акцент именно на будущем, чем на настоящем. Отсюда и открытые финалы, а также односложные названия фильмов, нехватка метафор, обилие гиперреализма, резко меняющегося на другой любой жанр.

У Лоуча своя Великобритания, все с теми же трудными отношениями с Ирландией, шотландским виски, постколлониальными и иммиграционными проблемами, как в фильме «Это свободный мир» (2007), поэтому и Лондон теперь многонациональный город, где становится все меньше и меньше британцев, и с молодыми люди, которые теперь выбирают комфорт и семейное счастье.

ттт

«Почему мне обычно говорят, что я ненавижу свою страну? И что это вообще значит? Я должен ненавидеть свой город или же всех англичан,  а может, свое правительство? И если я ненавижу свое правительство, значит ли это, что я ненавижу свою страну? Это наш демократический долг —  критиковать правительство» — Кен Лоуч.

/“Why do they say I hate my country? And what does that even mean? Am I supposed to hate my town, am I supposed to hate all English people, or my government? And if I do hate my government, does that mean I hate my country? It’s a democratic duty to criticize the government” — Ken Loach.

 

Текст: Ася Заболоцкая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ