«Кэрол»: рождественская песнь от Тодда Хейнса

11 марта 2016, 17:47

На экраны вышла новая картина Тодда Хейнса «Кэрол», которая прошлась по всем возможным премиям, но только сейчас дошла до проката в России. «365» попытался понять, так ли актуальна будет женская рождественская история весной.

Тодд Хейнс любит говорить на современные темы, стилизуя их под определенные десятилетия прошлого столетия. Это может быть сугубо личная история теплых 50-х годов, как в фильме «Вдали от рая», история глэм-рока в ленте «Бархатная золотая жила» или же авторская биография Боба Дилана в картине «Меня там нет». Режиссер возвращается в середину прошлого века и окружает зрителя теплыми тонами «американской мечты».

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

В центре сюжета история обеспеченной замужней женщины Кэрол и молодой, у которой все еще впереди, Терезы. Они знакомятся в торговом центре, где первая пытается купить подарок для дочери. Было достаточно одного взгляда, чтобы понять, чем обернется эта встреча.

Взгляды, средние и крупные планы, профили, движение рук – все это запечатлевает режиссер и играет наработанным материалом. Делает это пластично и нежно, как в балете, оставляя один танец на волю зрителя.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

У самого Хейнса достаточно серьезные мотивы в повествовании самой картины. Конечно, здесь не будет постмодернистской «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша, которой как раз и не хватает той самой простой тональности, которой пользуется Хейнс. В какой-то степени история запретной любви двух женщин остается в стороне. Режиссер предается ностальгии и пробует все возможные клише голливудского кино, постепенно окрашивая атмосферу Нью-Йорка мягкими солнечными тонами Лос-Анджелеса. Он воссоздает фон, однако оставляет души героев нетронутыми шаблонами классического американского кинематографа прошлого века, они выглядят достаточно по-новаторски, отсюда и исходит заглавная тема.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

Никто не произносит слово «гомосексуализм», никто не показывает пальцем. Хейнс создает собственную утопию для 50-х годов, которая сейчас представляет собой настоящую реальность. Тут и придуманная идиллия гей-пары при встречах Кэрол и Терезы, неловкие взгляды, неизвестность в последующих действиях, влюбленность и страсть. Под чарующим бархатным голосом Кейт Бланшетт теряется сама искренность истории. Здесь нет резкой пошлости, к которой так привыкли за последние двадцать лет, где центром сюжета становятся гомосексуальные отношения. Самым близким по духу фильмом все-таки кажется «Одинокий мужчина» Тома Форда, но при этом стилизация с композицией и заявленной моралью не мешают друг другу у него в картине, при том, что Тодд Хейнс в итоге больше похож «строителя эпохи» внешней, чем внутренней.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

Тем не менее, у Форда личностный кризис, перешедший в депрессию, остается внутренним конфликтом в киноленте. У Хейнса же где-то в подтексте через символизм повествования прослеживается фейковый образ «американской мечты», который он аккуратно все-таки осуждает, но одновременно честно симпатизирует ему. Возможно, отсюда и панорама Нью-Йорка 50-х годов среди бесконечных машин, где трудно найти себя Кэрол и Терезе.

Неожиданная смена от классической драмы к не такому типичному для голливудского кино жанру роад-муви открывает двери к другим вопросам, которые остаются без ответа. Большую часть экранного времени, хотя и порционно, по несколько минут, режиссер отдает теме семьи и воспитания. Главная героиня, Кэрол, сталкивается с серьезными проблемами, которые сулит ей развод с порядочным, но совершенно обманутым, по его мнению, мужем. Как для матери, для нее становится самым ужасным – потерять возможность воспитывать дочь. Муж не только обвиняет жену в измене, но считает, что она находится в неуравновешенном психическом состоянии.

И так личная история становится еще более камерной. Кэрол приходится бороться с собственными «я» и решить, что лучше для нее и ребенка.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

Патриция Хайсметт, автор романа «Цена соли», экранизацией которого и является новый фильм Хейнса, не зря назвала героинь Кэрол и Тереза. Более подходящих имен для середины XX-го века в американском обществе и нельзя придумать. Но именно в сравнении с нынешним временем можно разглядеть ту тонкую грань, насколько главные герои «другие» по сравнению с обществом. Их отличает не только то, что они ради любви готовы пойти на невозможное, а то, что у них иллюзия «американской мечты» давно исчезла, даже у молодой Терезы. Свои надежды они находят друг в друге.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

Будет неправильно сказать, что героиня Руни Мара совершенно отказалась от иллюзий, но само ее восприятие мира остается иным. Желание стать фотографом становится явью, но Хейнс нам дает только намек, что у нее получилось это сделать. Интересна сцена, где Тереза общается с мужским обществом в редакции газеты: там она — одна девушка среди толпы курящих задумчивых мужчин. Она просто плывет по течению.

Кэрол отказывается от иллюзий и практически решается «отшельничать» в своем понимании. Кейт Бланшетт играет самую сильную сцену в фильме, когда ее героине приходится столкнуться с реалиями перед выбором, что лучше для ее дочери: остаться с ней или с отцом. Кэрол со слезами на глазах покидает кабинет.

Кадр из фильма "Кэрол"

Кадр из фильма «Кэрол»

Под конец Хейнс все-таки пробует ввести еще несколько элементов совершенно неподходящего жанра: в личный конфликт он пытается привнести немного саспенса, сделав картину совсем уж вольной экранизацией. Но пикантная оливка в бокале с мартини съедается в конце. Две независимые женщины снова встречаются взглядом, и он становится таким же судьбоносным, каким он был в начале.

Тодд Хейнс любовно демонстрирует классическую голливудскую стилистику, больше уделяя внимание внешнему, чем внутреннему конфликту, поэтому картина больше похожа на дорогой парфюм, которыми дамы пытаются скрыть настоящих самих себя.

 

Текст: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ