Каннский кинофестиваль: о юности, войне и лобстерах

11 мая 2015, 11:00

Всего пара недель — и весь мир узнает, какой фильм братья Коэны, Софи Марсо, Ксавье Долан и другие члены жюри 68-го Каннского кинофестиваля посчитали достойным главного приза — «Золотой пальмовой ветви». Пока же предлагаем вам вспомнить все кинокартины, участвующие в основном конкурсе, и разобраться, кто из режиссеров сможет увезти с собой одну из самых престижных наград мира кино и почему.

«Дипан», Жак Одиар
(Франция)

«Дипан», Жак Одиар

У Одиара что ни фильм, то новое направление. Дебютом стал мрачный роуд-муви «Смотри, как падают люди», следующий фильм — «Читай по губам» — история любви двух образцовых неудачников, а последние «Пророк» и «Ржавчина и кость», — криминальная драма и душещипательная мелодрама соответственно. А Дипан — «человек, который не любит войны», тамильский повстанец из армии «Тигров освобождения», бежавший во Францию из Шри-Ланки. Предварительно поразмыслив и решив, что семейному человеку устроиться на новом месте будет проще, он вывозит с собой женщину и девочку, которых выдает за жену и дочь, нанимается охранником куда-то в пригород и надеется, что «семья» из фальшивой превратится в настоящую. Да будет так — ведь, столкнувшись с местными преступниками, он и впрямь защищает женщину и ребенка как родных.

«Простой человек», Стефан Бризе
(Франция)

«Простой человек», Стефан Бризе

Первое, на что обращаешь внимание, — у фильма как бы два названия, и это тот самый случай, когда они и правда одинаково подходят, даже несмотря на то, что про фильм, как и про его режиссера, толком ничего не известно. Оригинальное «La Loi du Marché» («Закон рынка») отражает суть сюжета: в центре повествования — ставший охранником после 20 месяцев безработицы мужчина, которому для сохранения должности придется поступиться моральными принципами и начать «стучать» на остальных сотрудников, докладывая о самых незначительных нарушениях. И вроде бы все просто,  —  откажись да найди новую работу, но учти, что вероятность снова надолго вернуться к статусу безработного выше. Закон рынка. Сам Бризе часто повторяет, что главный герой на деле не плохой, он «простой человек, который попал в непростую ситуацию», и вот, пожалуйста, — второй вариант названия картины. Этим простым человеком стал обзаведшийся усами Венсан Линдон, знакомый зрителям по предыдущим работам Бризе, «За несколько часов до весны» и «Мадемуазель Шамбон».

«Маргарита и Жюльен», Валери Данзелли
(Франция)

«Маргарита и Жюльен», Валери Данзелли

Первые фильмы мадам Данзелли — скорее воссоздание собственной жизни на экране, как, например, в случае с «Я объявляю войну», снятым четыре года назад и ставшим своеобразным гимном всем сильным родителям. И вот, прошло несколько лет, и Данзелли становится претендентом на «Золотую пальмовую ветвь» с экранизацией романа Жана Грюо «История Жюльена и Маргариты». Главные герои — брат и сестра, чья любовь друг к другу со временем перерастает в романтические отношения, что вынуждает пару скрываться от возмущенного общества.

«Юность», Паоло Соррентино
(Италия)

«Юность», Паоло Соррентино

Градус ожидания новой картины итальянского режиссера априори поднялся на несколько пунктов, когда мир узнал, что в ней задействованы Рейчел Вайс, Харви Кейтель и сэр Майкл Кейн, но на этот раз актерский состав — далеко не самое главное. Для Соррентино «Юность» — вторая попытка снять «английское» кино при не самой успешной первой (его «Где бы ты ни был» приняли не то чтобы очень радушно). И «реабилитироваться» он решил, рассказав историю пожилого директора оркестра, наслаждающегося жизнью высоко в Альпах, и его друга-кинорежиссера. Понимая, что время все неумолимее движется вперед, они хотят просто немного отдохнуть, и вроде бы все идет по плану, пока королева Елизавета II внезапно не приглашает Фреда, дирижера, выступить на дне рождения принца Филиппа. Фильм не о страхе смерти или чем-то подобном: уже в трейлере мы видим не просто двух стариков, понимающих, что жизнь подходит к концу. От названия картины прямо-таки веет свободой с легкой ноткой бунтарства, и отказывающий самой королеве Майкл Кейн подтверждает, что выбрано оно не напрасно.

«Сказка сказок», Маттео Гарроне
(Италия-Франция-Великобритания)

«Сказка сказок», Маттео Гарроне

Дважды лауреат Каннского фестиваля (за «Гоморру» и «Реальность») Гарроне имеет все шансы стать им и в третий раз: в этом году режиссер является одним из фаворитов. Его фильм, как и у Соррентино, — попытка снять «по-английски», будучи при этом неангличанином. А в основу сюжета легла одноименная книга итальянского поэта и писателя XVI века Джамбаттисты Базиле, чьи сказки стали хрестоматийными, выйдя из-под пера братьев Гримм и Шарля Перро. В фильме три сегмента, и будет одинаково интересно посмотреть на Сальму Хайек в «Королеве», Венсана Касселя в «Двух старухах» и Тоби Джонса в «Блохе».

«Кэрол», Тодд Хейнс
(США)

«Кэрол», Тодд Хейнс

Сняв в 2011 году «Милдред Пирс», Хейнс вошел во вкус и взялся за следующую экранизацию, выбрав скандально известный роман Патриции Хайсмит «Цена соли». С ее стороны это был довольно смелый ход, — написать о людях нетрадиционной сексуальной ориентации в 1953 году. И теперь, спустя 60 лет, эта история появляется на экранах, — история настоящего эмоционального урагана, царившего в отношениях двух абсолютно разных женщин, живущих в Нью-Йорке 50-х. Одна из них — молоденькая девушка, работающая в магазине и живущая мечтами о великом светлом будущем; другая же, наоборот, поглощена проблемами настоящего: она замужняя, но несчастная в браке дама, которая и рада была бы давно уже избавиться от мужа, но страх потерять в судебных тяжбах дочь оказывается сильнее. Кейт Бланшетт — та самая леди, которой все осточертело, а Руни Мара стала двадцатилетней продавщицей. Читавшие книгу уже нетерпеливо потирают руки, предвкушая выход картины и говоря, что с таким актерским составом и Хейнсом в кресле режиссера все должно быть просто идеально. Но и советов дают море: не забыть тот момент, еще тот и вот тот обязательно, и уделить особое внимание цветовой гамме! Впрочем, мы и так знаем, что Хейнс — не тот человек, которого этому надо учить, и «Вдали от рая», к примеру, — лучшее тому доказательство.

«Убийца», Хоу Сяосянь
(Тайвань)

«Убийца», Хоу Сяосянь

Крупнейший представитель «новой волны тайваньского кино», тот, кого многие режиссеры последних десятилетий называют учителем, всегда отличался своим собственным стилем. Его фильмы — строгие минималистские драмы о переворотах тайваньцев и их влиянии. Его повествование эллиптично, движения камеры минимальны, а актеры часто импровизируют. В последние же годы классика сменилась экспериментами: сначала «Полет красного шара», теперь вот «Убийца» — боевик времен династии Тан. Главную героиню угораздило влюбиться в человека, которого ей приказано убить, а исполняет ее роль красавица-модель Шу Ци.

«Горы могут ходить», Цзя Чжанкэ
(Китай)

«Горы могут ходить», Цзя Чжанкэ

Для Чжанкэ «Пальмовая ветвь» могла бы стать неплохим подарком на 45-летие, и кто знает, может так оно и случится? Вообще в планах китайского режиссера, получившего в 2013 году в Каннах приз за лучший сценарий к «Прикосновению греха» стояли съемки исторической драмы, но… не сложилось. Слишком уж высокобюджетным оказался проект, который, возможно, еще и на экранах не появится, как это случилось с не прошедшим цензуру «Прикосновением». Так что Чжанкэ взялся за «Горы могут ходить». Три части фильма соответствуют трем временным промежуткам — это 1990-е, наши дни и 2025. И, разумеется, мы снова увидим жену и музу режиссера, Чжао Тао, в главной роли.

«Наша маленькая сестра», Хирокадзу Корээда
(Япония)

«Наша маленькая сестра», Хирокадзу Корээда

Японское название, транслитерированное как «Umimachi Diary» («Дневник Умимати»), означает «дневник прибрежного городка» и, возможно, несколько точнее передает суть фильма. В центре сюжета новой картины Корээды снова дети, – в «дневнике» ведется история трех сестер, к которым после загадочной смерти отца присоединяется еще одна, сводная, девочка 14 лет. Рейтинги ожидания картины достаточно высоки, и, будучи одним из фаворитов фестиваля, японский режиссер вполне может в третий раз увезти с собой каннский приз, — предыдущие два он получил за фильм «Сын в отца», участвовавший в конкурсе в 2013 году.

«Макбет», Джастин Курцел
(Великобритания)

«Макбет», Джастин Курцел

Никто уже не считает, какой по счету является эта экранизация знаменитой шекспировской трагедии. Никто уже не придает особого внимания тому, что съемки проходили в Англии и Шотландии — в таких невероятно красивых местах, как, например, остров Скай, от видов которого буквально захватывает дух, или Элстед, на котором и впрямь могли бы жить лорды и короли. Все это меркнет и бледнеет в сравнении с актерским составом картины. Смотрите сами: гламисским и тавдорским таном Макбетом станет Майкл Фассбендер, его женой — Марион Котийяр. Такому тандему просто суждено стать королевской четой, но на их пути — Дэвид Тьюлис (король Дункан). И, как будто этого мало, роль Банко досталась Пэдди Консидайну. Глядя на эти имена, хочется просто отвернуться и скромно так помолчать, ведь позиции вашей предыдущей любимой экранизации «Макбета» в скором времени могут серьезно пошатнуться, а если таковой еще нет — у версии 2015 года есть серьезные шансы занять вакантное место.

«Лобстер», Йоргос Лантимос
(Греция)

«Лобстер», Йоргос Лантимос

Вот представьте: живете вы себе спокойно, работаете, ходите в кино, гуляете вечером в парке, — в общем, ничего противозаконного не делаете, а вас вдруг берут, арестовывают и увозят в неизвестном направлении. А все потому, что вы одиноки. Более того! Если у вас не получится за ближайшие 45 дней найти себе девушку/молодого человека, вы будете превращены в животное и изгнаны в лес. Скорее всего, раз это в принципе возможно, у вас явно не получится просто подойти к случайному человеку, схватить его за руку и закричать: «Любовь с первого взгляда, я выбираю тебя!» И нет, это не сон и не дурацкое воображение, это адская смесь триллера, фантастики, комедии и мелодрамы, снятая греческим режиссером и номинированная на главный приз Каннского кинофестиваля. «Мне 33 года, я одинока и, вероятно, должна бы вроде как быть оскорблена подобным сюжетом, но когда уже фильм выйдет?» — этот однажды услышанный мной комментарий в общем-то суммирует все отношение зрителей к фильму, а Колин Фаррелл, Леа Сейду, Бен Уишоу и Рейчел Вайс в главных ролях лишь усиливают любопытство.

«Мой король», Майвенн Ле Беско
(Франция)

«Мой король», Майвенн Ле Беско

И снова знакомые имена — Венсан Кассель, засветившийся еще и в «Сказке сказок», Луи Гаррель, Эмманюэль Берко (чей фильм открывает фестиваль этого года, но не претендует на главный приз). Предыдущая картина Майвенн, «Полисс», повествующая о работе полицейского отдела по защите несовершеннолетних, получила Приз жюри в Каннах в 2011 года. Сможет ли драма о любви превзойти успех четырехлетней давности и принести одной из муз Люка Бессона «Пальмовую ветвь»?

«Моя мать», Нанни Моретти
(Италия)

«Моя мать», Нанни Моретти

Моретти все так же верен себе и все так же невероятно скрупулезен в описании итальянского общества последних десятилетий. Фактически можно взять все пятнадцать фильмов, снятых им за сорок лет творческой деятельности, — и вот он, экскурс в историю страны. Как всегда (почти), его новый фильм основан на личном опыте: ранее уже появились картины о взрослении и старении («Дорогой дневник»), о проблемах, связанных с рождением детей («Апрель»), а теперь он делится с аудиторией своими эмоциями по поводу кончины самого близкого человека. Так, центральный персонаж «Моей матери» — Маргарита, успешный режиссер, которая работает над важным для нее фильмом, но не может сконцентрироваться на нем. Разного рода проблемы наваливаются со всех сторон: она разошлась с мужем, у дочери переходный возраст, а мать неизлечимо больна. Между основной историей (смертью Ады), которая тянется прямо-таки мучительно медленно, и «историей в истории» (сценарием фильма Маргариты) с его шаблонными и буквально граничащими с глупостью репликами — большая разница. И в реальной жизни все так же: потеря матери — нечто, с чем рано или поздно столкнется каждый, но это не значит, что к этому можно быть готовым; а на фоне этого события абсолютно все кажется мелким, глупым и нелепым.

«Сын Сола», Ласло Немеш
(Венгрия)

«Сын Сола», Ласло Немеш

Два дня жизни Сола, одного из узников Освенцима, показаны меньше, чем за два часа. Являющийся членом зондеркоманды и работающий в одном из крематориев лагеря еврей находит однажды тело мальчика, которого принимает за своего сына — и вместо того, чтобы сжечь его со всеми остальными, Сол пытается спасти его из огня и похоронить как следует, согласно всем обрядам и традициям. И его не волнует то, что сам отряд могут ликвидировать в любую секунду, что все остальные ее члены продумывают план восстания — нет, он не принимает в этом никакого участия. Главное для него — позаботиться о сыне, что ему не особенно удавалось, когда тот был еще жив. Можете представить, какой сенсацией стала картина, особенно принимая во внимание тот факт, что она является дебютной для режиссера, снявшего до нее лишь две короткометражки, которые собрали, однако, в свое время невероятное количество наград по всему миру. Можно ли уже сказать, что Немеш встал в один ряд с Белой Тарром и Корнелем Мундруцо? По крайней мере, сдавать свои позиции венгерское артхаусное кино явно не собирается.

«Громче, чем бомбы», Йоаким Триер
(Норвегия)

«Громче, чем бомбы», Йоаким Триер

Йоаким Триер, чей фильм про Осло участвовал в «Особом взгляде» в 2011-м, вернулся в Канны со своим англоязычным дебютом и попал в основной конкурс, чего с норвежскими картинами не было аж с 1979 года. Главные роли при этом принадлежат отнюдь не соотечественникам режиссера, а американцу Айзенбергу, ирландцу Бирну и француженке Юппер. Героиня последней — знаменитый военный фотограф, на момент повествования уже три года как скончавшаяся, и речь пойдет о ее муже и двух сыновьях, вернувшихся в старый дом и внезапно открывших некую тайну из ее жизни. Роль Юппер, однако, остается одной из ключевых: ранее сообщалось, что одно и то же событие в сценарии подается с разных точек зрения, так что, каким бы ни оказался секрет умершей, ее версия будет представлена наравне с версией членов семьи.

«Море деревьев», Гас Ван Сент
(США)

«Море деревьев», Гас Ван Сент

Излюбленные темы режиссера — крайняя изоляция, рок и смерть. Мы видели это на примере трилогии «Джерри»-«Слон»-«Последние дни», причем за второй фильм Ван Сент стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» в 2003. Мы видели это в картине «Не сдавайся», где абсолютно все в судьбах главных героев было так или иначе связано с этой тематикой. И «Море деревьев» — очередной кивок в эту сторону. Главный герой — американец (Мэттью Макконахи), который, решив покончить с собой, хочет сделать это не где-нибудь, а в знаменитом японском Лесу самоубийц у подножия Фудзи, и встречает японца, пришедшего туда за тем же (Кен Ватанабе). Знакомство буквально становится спасительным для обоих: вместо того, чтобы разойтись и наложить на себя руки, мужчины идут вместе по этому самому лесу, уже сомневаясь в правильности избранного ими обоими решения.

«Наемница», Дени Вильнев
(США)

«Наемница», Дени Вильнев

Криминальная драма от соавтора сериалов «CSI» и «Сыны анархии» Тейлора Шеридана, в операторах которой — двенадцать раз номинированный на Оскар Роджер Дикинс, а режиссером является включенный несколько лет назад в список 10 самых многообещающих канадец Дени Вильнев. Такое начало звучит еще круче, когда узнаешь, что фильм — об Эмили Блант, преследующей наркобарона на американо-мексиканской границе. Все это в совокупности с саундтреком от Йоханна Йоханнсона означает, что зрителей ждет по-настоящему эпичное двухчасовое действо. Не зря ведь у Вильнева это уже пятый фильм (при этом третий полнометражный), показываемый в Каннах.

«Долина любви», Гийом Никлу
(Франция)

«Долина любви», Гийом Никлу

Обретя возможность доставать из широких штанин российский паспорт с собственными именем и фамилией, Жерар Депардье получил еще и уникальный шанс сняться в паре исключительно бездарных и искренне ерундовых фильмов типа «Виктор» или «Sex, кофе, сигареты». Но, похоже, «Долине любви» суждено было стать лучом света в царстве проектов, в которых плохо исключительно все, и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» — яркое тому доказательство. Это история двух известных актеров, некогда бывших парой и воссоединившихся после смерти сына. У них есть шанс вернуть его — по крайней мере, так говорится в полученном ими письме, но для этого надо найти пять определенных мест в Долине Смерти. Партнершей месье Депардье по фильму стала Изабель Юппер, и, если в этом году целых две картины с ее участием претендуют на главную награду Каннского фестиваля, хочется верить, что французский актер ей соответствует.

«Chronic», Мишель Франко
(США)

Вполне понятное и на английском название — чуть ли не единственное, что известно о картине талантливого мексиканского режиссера. Ну и еще четверка актеров, исполняющих главные роли — Тим Рот, Битси Таллок, Майкл Кристофер и Давид Дастмалчян. Все детали сюжета и подробности съемок — тайна, покрытая мраком, что только разжигает интерес. Главный герой — то ли медбрат в больнице, то ли кто-то вроде работника социальной службы, и параллельно с заботой о неизлечимо больных пациентах он пытается наладить контакт с семьей, которую когда-то бросил, — это, пожалуй, все, что надо знать зрителю. Но нам и этого достаточно: есть тут что-то, раз сам Тим Рот снялся в картине режиссёра, которому три года назад вручил главную награду альтернативного Каннского конкурса «Особый взгляд».

Текст: Наталья Ивкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ