В воскресенье вечером прошло закрытие двенадцатого фестиваля отечественного кино «Московская премьера», где были показаны фильмы с таких фестивалей как «Кинотавр» и «Окно в Европу». Закрывала сам фестиваль картина Веры Сторожевой «9 дней и одно утро», получившая главный приз по мнению зрителей. Помимо социальной драмы, было представлено немало интригующих, но не дотягивающих до прошлого года картин в конкурсной программе. В данном материале — обзор наиболее интересных работ, представленных в рамках фестиваля.
2014, Россия, Илья Демичев
Открывала конкурсную программу «Великолепная семерка МК» кинолента Ильи Демичева «Зимы не будет». Попав на фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, в итоге она была награждена дипломом за лучший актерский ансамбль. Очень символично, так как первое, что бросается в глаза: разносторонность актерского состава и ситуации, в которых оказываются герои. На первый взгляд слегка фантастичная и глупая история не привлекает внимания, однако с помощью жанра трагикомедии, сюжет оснащен обилием эмоциональной палитры: от страха до желания, от ненависти к любви и так далее.
Основное действие киноленты начинается, когда один из главных героев (Александр Самойленко) узнает о близкой гибели человечества: грядет апокалипсис. После этого следует самое безумное и экспрессивное: паренек (Никита Ефремов) признается в любви матери (Ксения Раппопорт) лучшего друга, которой совсем скоро исполнится сорок, отец семейства спит с преподавателем литературы (Ингеборга Дапкунайте) своего сына, а та, тем временем, не прочь поэкспериментировать с наручниками и приковывает себя к кровати, другие из благих намерений воруют деньги, чтобы вернуть самое дорогое любимому человеку.
Каждый герой проходит проверку, обнажая свои чувства, они открывают самые сокровенные желания и действуют так, как бы не удосужились поступить днем раннее.
Однако в картине Демичева присутствует нотка иронии, которая смешивается с абсурдностью, делая не смешное – смешным, не грустное – грустным.
Кинолента получилась такой же безумной и трагикомичной, как последняя работа Геннадия Островского «Пельмени», которая была представлена в прошлом году на фестивале «Окно в Европу», но так и осталась незамеченной. Но «Зимы не будет» — все-таки светлая работа по сравнению с мрачной, наполненной элементами триллера, картиной Островского.
Ироничная картина о современности, человеческих ценностях и жизни – достойнейшее открытие конкурсной программы, но совершенно не новое.
2014, Россия, Евгений Шелякин
Своеобразным открытием первой половины фестиваля стала дебютная картина Евгения Шелякина «Ч/Б».
Российская премьера прошла в июне на фестивале «Кинотавр». Специализированная на массового зрителя кинолента не получила наград, ожидая проката.
Уникальность картине придает именно выбранная тема про расовые взаимоотношения, которая плавно переходит в проблему черно-белого восприятия действительности.
Сюжет фильма крутится вокруг националиста Ярослава (Алексей Чадов), который в заведении своего «врага» (Сергей Маковецкий) убивает кавказца Нурика (Мераб Нинидзе), сам того не желая, и теряет сознание. Находясь на каком-то неизвестном корабле, Ярослав приходит в себя и узнает, что тот «мертвый» кавказец жив и стал его ангелом хранителем. С это начинается их путешествие по маленьким городам России, которое продлится почти пять дней. За такое короткое время каждый переосмыслит свои жизненные ценности и, возможно, изменит их.
Абсурдное описание делает картину комичной, а элементы с ангелом-хранителем добавляет нотку фантастики. Однако именно таким образом Евгению Шелякину удалось рассказать о серьезных вещах через жанр комедии, не делая из названных тем большой проблемы, а наоборот упрощая ее.
Смешны сами и некоторые персонажи. Герой Сергея Маковецкого, один из мафиози, который является общим недругом Ярослава и Нурика, тем не менее, и он обладает своими причудами. Помешанный на антиквариате, для него важнее древний железный ящик, которым якобы пользовался сам Гоголь, чем большой мешок денег. Таким образом, воспитанный образованный фанатик, который в обыденном общении использует литературную речь, напросто «ломает» все стереотипы о мафиози-головорезах. Хотя персонаж Маковецкого достаточно жесток и хладнокровен, но его с легкостью можно вывести из этого состояния, сказав, что он неправильно процитировал «Золотого телёнка». Тот в ответ начнет копаться в себе, икать книгу и не успокоится.
Такими легкими и реалистичными эпизодами богат весь фильм. Простые, обыденные темы, находящиеся у всех на слуху, как раз предают картине реальности сегодняшнего дня, чтобы абсурдность приключения Ярослава и Нурика были более ироничны.
Лучшая массовая комедия, которая не поражает своими «ненормальными» и резкими героями, как в картине «Горько» Жоры Крыжовникова.
2014, Россия, Вера Сторожева
Фаворитом фестиваля стала картина Веры Сторожевой «9 дней и одно утро». Помимо того, что название перекликается с последним фильмом братьев Дарденнов «Два дня, одна ночь», российский режиссер так же обратилась к социальной тематике. Только картина получилась у нее более солнечной.
Топ-модель, Анна (Анна Щербинина), родившаяся в Ростове, приезжает из Парижа к себе на родину в свой детский дом. Роскошная женщина сразу вызывает надежду и доверие среди жителей провинциального городка. Только руки у нее связаны, а вдобавок она узнает, что у нее здесь есть родная сестра (Ольга Попова). В итоге, почти за десять дней героиня ищет способы адаптации в данной ситуации.
Вера Сторожева, не изменяя себе, делает акцент на человеческих чувствах, разбавляя драму легкими естественными намеками на смех: смешное поведение «бойфренда» Анны, взрослое, но наивное восприятие действительности маленькой детдомовской девочки в конце фильма. Режиссера интересует повседневная жизнь и чувства маленького российского города. В нем нет того безумия русской души, как у Таисии Игуменцовой в фильме «Отдать концы». Остается одна искренность, хотя и художественная.
Картину лучшей назвали зрители, проникнувшись трагичной историей и красивыми живописными общими планами Ростова Великого.
2014, Россия, Михаил Сегал
Одной из самых долгожданных картин смотра была новая кинолента Михаила Сегала «Кино про Алексеева». Знакомый многим по «Рассказам», он представил свою новую полнометражную работу на «Московской премьере». Российская премьера фильма прошла в июне на фестивале «Кинотавр» в 2014 году.
Чувственная романтичная ретро-мелодрама, история которой крутится с начала 60-х до наших дней, показывая самые яркие моменты из жизни неизвестного уже сейчас пожилого барда (Александр Збруев).
Музыка, которая исходит из старой гитары, заставляет картинку уходить в медленный танец, и синхронно играючи переливаются цвета от нежно-розового до светло-голубого, имитируя ретро-эффект. В картине просто так не бросаются словами герои, поэтому текста немного: одни эпизоды молчаливые, в других герой разразился монологом, и фоном играет гитарная мелодия.
На этот раз Михаил Сегал открывает самого себя: не скрывает свою ностальгию по культурной жизни СССР, имитируя тем самым съемки «Андрея Рублева», где Андрей Тарковский со своим ведущим актером Анатолием Солоницыным рассуждают о значении любви, чтобы создать в итоге знаменитую сцену. Таким образом, режиссер обнажает свои чувства и открывает свое истинное авторское понимание любви, отправляя главного героя в долгий путь, который только в старости познает правдивость слов, подслушанных на съемках «Андрея Рублева».
Живописная музыкальная картина, затягивающая в свою эпоху.