Как Джеймс Дин навсегда изменил актерскую игру

8 февраля 2016, 11:15

После того, как Дин появился на экране, главная мужская роль уже не будет такой, как прежде.

К моменту своей гибели 30 сентября 1955 года Джеймс Дин успел сняться в трех картинах, но только картина «К востоку от рая», снятая по одноименному роману Джона Стейнбека, успела выйти в прокат. В потоке сентиментальных отзывов, критики выделили Дина и его выдающуюся роль экспрессивного злого брата в библейской истории об Авеле и Каине, пересказанной Стейнбеком. Смерть юной звезды всколыхнула заголовки мировых изданий. Гедда Хоппер в своей статье в «Лос-Анджелес Таймс» выразила всеобщее мнение такими словами: «Я все еще не могу оправиться от смерти Джеймса Дина, одного из величайших актеров, которого я когда-либо знала».

Кадр из фильма "К востоку от рая"

Кадр из фильма «К востоку от рая»

Месяц спустя «Бунтарь без причины» вышел на экраны, и зрители выстраивались в огромные очереди, чтобы увидеть драму Николаса Рея о проблемном молодом парне из Америки. Может быть, Дин и скончался недавно, но неожиданно он ожил на всех экранах страны. Никто не предполагал такой неподдельный интерес публики. Вместо того, чтобы с отвращением отказаться от идеи смотреть на погибшего актера, зрителям очень понравился образ Джима Старка, который воплотил Дин. Многие узнали себя в этом юноше, который отчаянно борется с болью и проблемами, которые скрываются за «крутой» внешностью.

Кадр из фильма "Бунтарь без причины"

Кадр из фильма «Бунтарь без причины»

После этого миф окружил жизнь и смерть Дина. Все это только усилилось с выходом его последней картины «Гигант». В киноадаптации новеллы Эдны Фербер о богатых техасцах сыграли Элизабет Тейлор и Рок Хадсон. Дин сыграл Джетта Ринка, «бедного родственника», которого принимают в свой круг богачей лишь тогда, когда он находит нефть и становится миллионером. Его перевоплощение из скромного пастуха в размеренного нефтяного магната со склонностью к спиртному было удостоено номинации на «Оскар». Также его номинировали за картину «К востоку от рая», и таким образом он стал единственным в истории актером, которого дважды номинировали посмертно.

Кадр из фильма "Гигант"

Кадр из фильма «Гигант»

По прошествии лет стало понятно, какой огромной оказалась эта утрата для всего мира кино в тот сентябрьский день, когда Дин погиб в своей машине. И миф неуклонно рос. Через некоторое время он стал международной легендой, наряду с Мэрилин Монро и Элвисом Пресли. Миф, однако, процветал не из-за его трагической гибели, а благодаря бессмертному наследию, которое он оставил своими работами. Джеймс Дин умел по-настоящему перевоплощаться. До Дина актерство было другим, нежели стало после него. В 30-е, 40-е и начале 50-х годов актеры играли в классическом стиле. Кларк Гейбл в «Унесенных ветром», Гэри Купер в «Сержанте Йорке», Спенсер Трейси в «Городе мальчиков» — все они показали сдержанный, беспристрастный стиль игры. Но Дин, как и Марлон Брандо, и Монтгомери Клифф – два актера, повлиявшие на него более всего – смог усовершенствовать их манеру, пойти тем путем, каким шли они. Брандо в «Трамвае «Желание» , Клифф в «Месте под солнцем» и Дин в «К востоку от рая» — все это примеры «вживания в роль», метода по системе Станиславского.

«Все дело во «вживании в роль». Актер начинает задействовать фрагменты из своей жизни и личный опыт, что никогда не делалось ранее. Он вытаскивает реальные ситуации из своей личной жизни и применяет эмоции к своей актерской игре. Прямо и непосредственно. Дин пришел к этому методу интуитивно, используя свое понимание того, что ему нужно делать перед камерой», — говорит Дэвид Гарфилд, автор книги «Актерская студия: место актера».

Кадр из фильма "Бунтарь без причины"

Кадр из фильма «Бунтарь без причины»

Клифф успел сняться в 17 картинах до своей смерти в 1699 году, в Брандо – почти в 40, но именно Дин, со своими тремя полностью законченными проектами, стал символом преобразований в актерской игре в 60-х годах. Именно тогда Харви Кейтель, Роберт Де Ниро и Аль Пачино стали известными, а последний даже назвал Дина «вдохновением»:

«Дин был очень естественным в своей игре, что само по себе редкость. Дин хотел быть честным со своим героем. Я думаю, это то, что привлекло других актеров следовать его примеру», — говорит Антон Корбейн, режиссер фильма «Лайф» о Дине и его дружбе с фотографом Дэннисом Стоком.

Кадр из фильма "К востоку от рая"

Кадр из фильма «К востоку от рая»

Что выделяло Дина среди остальных? В то время, как Гейбл, Купер и Трейси были закрыты в своей игре, Дин открыл себя для зрителей. Для него не существовало понятий «слишком эмоциональный», «слишком откровенный». Дин был очень убедителен, потому что, в отличие от предыдущего поколения, он хотел открыться и показать истинные эмоции на камеру, даже если эта игра причиняла ему боль, а зрителям, в свою очередь, было больно смотреть на него.

Кадр из фильма "Гигант"

Кадр из фильма «Гигант»

Что касается «вживания в роль», когда он был членом Актерской Студии и читал Станиславского, он мог сам контролировать свою работу.

«Очень важно для актера иметь возможность быть самостоятельной личностью. Дин пытался добиться этого в обход правил Студии. Это и тот факт, что Дин пытался найти правдивость в персонажах, и сделало его вдохновением для многих», — добавляет Корбейн.

В частности, Дин сформулировал свои собственные теории, и эти теории вписались в идею о том, что актерская игра должна быть стихийной, эмоциональной, ситуативной. Во времена Дина слово «ситуативность» имело немного другое значение, даже для тех актеров, которые следовали методу. Дин полагал, что момент – самый важный элемент процесса игры, что актер должен работать от момента к моменту, что успешная игра – это цепочка выдающихся моментов, соединенная звеньями, как ожерелье из прекрасных жемчужин.

«Актер должен объяснять жизнь. И чтобы у него это получилось, он должен захотеть взять за основу его личный опыт в жизни. Он должен отыскивать в жизни нечто большее, чем ему готова предложить сама жизнь. За короткий промежуток времени актер должен узнать все, что он должен знать и испытать все, что ему следует испытать, ну или хотя бы как можно ближе подойти к этому. Он должен быть суперчеловеком в своих попытках понять свое подсознание и задействовать все, что ему может пригодиться для выражения характера своего персонажа». [Джеймс Дин]

 

Источник: www.thedailybeast.com

Перевод: Екатерина Мироненко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ