Нынешний год был чрезвычайно богат на биографии, в особенности на фильмы о людях творческих. Это и «Уильям Тёрнер» – история жизни знаменитого художника, и «Сен-Лоран» – фильм о творце из мира моды, и «20 000 дней на земле» – полудокументальная исповедь музыканта, и «Большие глаза» – биография художницы с удивительной силой духа, и многие другие. Человеческая жизнь, истории, основанные на реальных судьбах – пожалуй, самая благодатная почва для киноискусства. Ведь что может быть интереснее, чем наблюдать за биографией неординарной личности, увидеть этапы её становления, удивиться человеческим, абсолютно земным проблемам известных людей и прожить за время киносеанса вместе с ними ещё одну, совершенно другую жизнь?
Фильм Майкла Ли об одном из самых значительных британских художников, романтике Уильяме Тёрнере, получил в Каннах Vulcain Prize, и благодаря нему Тимоти Сполл там же завоевал награду за лучшую мужскую роль. Возможно, это лучшая роль в карьере актёра. О судьбе и творчестве Уильяма Тёрнера известно ничтожно мало, в его жизни не было ни громких скандалов, ни неоднозначных эпизодов и резких перемен. Но стоит признать, что в живописи ему не было равных. Его картины, истинные шедевры, говорят сами за себя и способны рассказать увлекательную историю жизни человека, который никогда не был в центре внимания, но работы которого знакомы каждому. В этой удивительно трогательной кинокартине Майклу Ли, посвятившему работе над фильмом многие годы, удалось рассказать как из обычных сюжетов, бытовых деталей, незначительных эпизодов рождаются поистине гениальные творения.
Во многом противоположная предыдущему кинофильму картина рассказывает о настоящей легенде XXвека – Грейс Келли, известной актрисе, супруге князя Монако Ренье III и одной из самых красивых женщин мира. Холодно принятая критиками картина, к сожалению, не во всём соответствует фактам из биографии Грейс, и многие издания отмечали, что Николь Кидман, несмотря на весь свой талант, не смогла воплотить на экране подлинный характер и величие княгини. Однако этот фильм стоит того, чтобы его увидели. Невероятно красивые кадры, грамотное построение сюжета, великолепная работа костюмеров – этим могут похвастаться только фильмы-биографии высшего качества. Любители мелодрам о монарших особах вряд ли остались разочарованными.
Амбициозный и неоднозначно принятый как зрителями, так и критиками фильм французского режиссёра Бертрана Бонелло рассказывает о яркой и неординарной, как и сам Ив Сен-Лоран, жизни знаменитого модельера. Кинокартина охватывает не всю жизнь Сен-Лорана, а лишь период с 1965 по 1976 год, время популярности и расцвета его модного дома. Судьбу творца из мира высокой моды едва ли можно назвать трагической – он прожил долгую жизнь, окруженный многочисленными поклонниками. Но невероятно убедительно воплощенный на киноэкране Гаспаром Ульелем образ человека творческого, находящегося в постоянном поиске, испытывающего творческие муки и периоды кризиса, делает эту картину увлекательной и насыщенной событиями. Нелинейный хронотоп, интересные режиссёрские находки – всё играет на пользу повествованию, однако, если вы хотите узнать достоверную биографию Ив Сен-Лорана, а не увидеть обобщённый богемный портрет эпохи, его окружавшей, то не стоит слепо доверять порой обманчивому лоску данной киноленты.
Необычный по многим параметрам биографический проект Ника Кейва о самом себе, воплощенный талантливыми режиссёрами Яном Форсисисом и Джейн Поллард, иначе как исповедью не назовёшь. Однако стоит признать, эта исповедь носит характер изощрённой самопрезентации и музыкант знает, что ожидают и хотят узнать о нём зрители и что он сам готов им рассказать. Динамичный и увлекательный сюжет, юмор и жизненная философия главного героя, оглядывающегося на свой насыщенный жизненный путь, прекрасная музыка группы Nick Cave & The Bad Seeds – всё это делает данную картину одним из лучших фильмов о музыкантах. Прочитать полную рецензию нашего журнала на этот удивительный псевдодокументальный проект вы можете по ссылке.
Новый фильм известного режиссёра Тима Бёртона не похож на последние его работы, которые, стоит признать, стали скорее гротескной пародией на его художественные открытия в кинематографе и успешными коммерческими проектами, чем отражением подлинного таланта узнаваемого режиссёра. «Большие глаза» – первый за многие годы серьёзный фильм Бёртона, однако, это не значит, что он лишён юмора и некоторой гиперболизации повествования. Всё-таки Бёртон есть Бёртон, да и актёрская игра того же Вальца не обходится без преувеличений, такой уж у него стиль. Сюжет фильма закручен вокруг биографии поп-арт художницы Маргарет Кин (Эми Адамс), прославившейся благодаря узнаваемому и новаторскому для 1960х годов стилю рисования. Её полотна – портреты детей и женщин с непропорционально большими глазами. Картины Маргарет мгновенно стали популярными в США, чем и воспользовался её эгоцентричный муж. Фильм Бёртона – интересная история преодоления домашнего психологического давления и насилия через искусство, история сильной и талантливой женщины, борющейся за своё право на свободу творчества.
Совершенно нетипичный фильм о спорте, рассказывающий шокирующую историю, основанную на реальных событиях, картина, раскрывшая актёров Стива Карелла и Ченнинга Татума. Для первого из них, как и для Тимоти Сполла, сыгравшего Уильяма Тёрнера, роль эксцентричного миллионера Джона Дюпона может стать лучшей в карьере. А Беннет Миллер, режиссёр картины, совершенно заслуженно получил в Каннах приз за лучшую режиссуру. Этот фильм мало похож на спортивную драму в традиционном представлении о фильмах подобного рода. На первом плане здесь психологический конфликт между всеми участниками этой запутанной и тёмной во всех отношениях истории: Джоном Дюпоном, одержимым навязчивой идеей во что бы то ни стало собрать все медали на олимпийских играх в Сеуле в 1988 года, Марком Шульцем (Ченнинг Татум), забытым всеми олимпийским чемпионом 1984 года, и его старшим братом Дейвом (Марк Руффало). Фильм держит зрителя в напряжении практически на протяжении всего развития сюжета, неминуемо толкая к оглушительно трагической развязке.
В этом фильме есть всё, что составляет успешную биографическую киноленту – блестящий и многогранный актёрский состав (мегапопулярные Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли, догоняющий их Мэттью Гуд и уверенный в себе Марк Стронг), история жизни непонятого многими гения Алана Тьюринга, разворачивающая на фоне Второй мировой войны… Всё это звучит настолько идеально, что так и хочется найти во всей этой истории подвох. Но подобным желаниям вряд ли суждено быть осуществленными, потому что картина получилась захватывающей, интересной, остроумной и предсказуемо трагичной для тех, кто хоть что-то знает о жизни великого британского криптографа. Ну а для тех, кто не знает, этот фильм – отличный повод просветиться, хотя, опять же, это фильм-биография, а не документальное повествование о Тьюринге, поэтому будьте осторожны, в очередной раз любуясь Камбербетчем или Найтли.
Невероятно драматичная судьба известного на весь мир физика, страдающего от бокового амиотрофического склероза, не раз была экранизирована. Однако данная картина неожиданно предлагает свежий взгляд на жизнь учёного. В центре фильма – отношения Стивена Хокинга и Джейн Уайлд, первой жены учёного, влюбившейся в него ещё будучи студенткой. Сюжет фильма основан на мемуарах Джейн под названием «Travelling to Infinity: My life with Stephen». Так как о личной жизни Хокинга известно не так уж много, данная лента представляет исключительный биографический интерес и позволяет взглянуть на жизнь физика с другой, личной стороны. Кроме того, в фильме сделан акцент на борьбу молодого Хокинга с прогрессирующей болезнью, в которой заметно помогла ему его молодая супруга, а также окружавшие его друзья и коллеги. Это делает историю, рассказанную режиссёром Джеймсом Маршом, ещё более трогательной, запоминающейся и жизнеутверждающей, какой собственно и является судьба этого великого физика-теоретика.