Италия за пять дней

9 марта 2015, 12:00

Обзор фестиваля итальянского кино «Из Венеции в Москву», прошедшего с 3 по 7 марта.

Шестой раз Итальянское посольство совместно с Итальянским институтом культуры в Москве проводят фестиваль «Из Венеции в Москву», на котором показывают самые любопытные кинокартины современных итальянских режиссеров. В этом году программа была составлена из фильмов 71-го Венецианского кинофестиваля, участвующих в основном конкурсе, секции «Горизонты» и внеконкурсных показов.  На пресс-конференции, организованной по случаю открытия фестиваля, киновед Всеволод Коршунов поднял проблему отношения многих людей к современному итальянскому кинематографу, процитировав Квентина Тарантино:

«Я действительно любил итальянские фильмы 60-70-х, но что случилось? Это самая настоящая трагедия! Итальянские фильмы, которые делают несколько последних лет – кажутся одинаковыми, все они говорят о мальчиках, которые взрослеют, о девочках, которые взрослеют, о парах в кризисе, и о каникулах для умственно отсталых».

Давиде Феррарио, специальный гость, а также режиссер документальной картины «Суп дьявола» (La zuppa del demono), представленной в программе фестиваля, объяснил причину подобного отношения:

«Раньше мы были странной эмигрантов, итальянцы уезжали работать за границу. Теперь мы стали странной иммигрантов, и это создает совершенно иные культурные и социальные отношения. Италии, которая осталась в сердцах всех иностранцев – уже не существует. Мы живем в другом мире, и если мы хотим о нем рассказывать, мы не можем пользоваться прежними средствами. Мы должны рассказывать о том мире, в котором живем сейчас, и этот теперешний мир, возможно, не так интересен для иностранцев, потому что он потерял итальянскую специфику».

Однако итальянское кино неспешно, но уверенно покоряет мир, о чем свидетельствуют недавние события. В 2013 году главный приз Венецианского фестиваля впервые за всю историю награды берет документальная картина «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Рози. В 2014 году кинолента Паоло Соррентино «Великая красота» (La grande belleza) стала «Лучшим иностранным фильмом» по мнению жюри Британской академии, «Золотого глобуса» и премии «Оскар». В том же году комедия Дженнаро Нунцианте «Солнце льёт, как из ведра» (Sole a catinelle) стала самым кассовым фильмов в истории итальянского кино. А картина «Чудеса» (Le meraviglie) получила «Большой приз жюри» на Каннском фестивале,  открыв миру нового режиссера – Аличе Рорвахер.

Поэтому, благодаря фестивалю «Из Венеции в Москву», в течение пяти дней москвичи и гости столицы могли увидеть семь итальянских кинокартин (четыре – игровые, три – документальные), которые свидетельствовали о жизнеспособности итальянского кинематографа и открывали «Новую Италию».

«Удивительный юноша»

«Удивительный юноша»

Фильмом открытия стала историческая драма режиссера Марио Мартоне «Удивительный юноша» (Il Giovane favoloso). Это жизнеописание великого итальянского поэта Джакомо Леопарди, которое, однако, не является простым биографическим фильмом. Режиссер вскрывает сущность главного героя изнутри, пытаясь доказать, что не физическое несовершенство, а душевные и нравственные муки являются причиной личной трагедии такого гения, как Леопарди. Герой существует в атмосфере сурового консерватизма и клерикализма, где только книги в огромной библиотеке являются единственными источниками света и надежды. Однако побег из родового гнезда поможет Леопарди обрести славу и признание. Исполнитель главной роли – Элио Джермано, национальное достояние Италии, заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. Сдержанный и в тоже время невероятно эмоциональный фильм удивляет своей трогательной и захватывающей историей, а также смелым сочетанием старинных костюмов XVIII века и современной музыки немецкого музыканта Саши Ринга.

Другой игровой фильм – «Перес» (Perez, реж. Эдоардо Де Анджелис) переносит нас в современную Италию, на беспокойную неаполитанскую землю. Главный герой – Деметрио Перес (его сыграл Лука Дзингаретти), общественный адвокат, которого все считают неудачником. Его единственная дочь, названная Теей в честь «женского имени бога», встречается с молодым неаполитанским мафиози и не считается с мнением отца. В жизни Переса неожиданно появляется известный криминальный авторитет Лука Бульоне, по прозвищу Чентоперченто (100%), который вовлекает героя в опасную авантюру. В результате Перес вынужден преступать закон и делать вещи, которые он никогда не мог бы себе позволить. Это своеобразный фильм-нуар, открывающий Италию не с самой привлекательной стороны, но это знакомство, безусловно, позволяет по новому взглянуть на современные взаимоотношения между правосудием и итальянской мафией.

«Перес»

«Перес»

Документальная программа фестиваля была представлена тремя кинолентами, причем все они были сделаны по одному принципу «монтажного фильма» – авторы работали с архивами или специально снятым для них материалом, то есть не находились на съемочной площадке.  Кинокартина Давиде Феррарио «Суп дьявола» представляет собой монтажное киноэссе, в котором собран уникальный материал из итальянской хроники. Режиссер кропотливо пересматривал пленки, хранящиеся в Архиве промышленного кино в Иврее, которые попали туда из заводских киноотделов в начале 70-х годов. Оказывается в Италии у большинства заводов был личный киноотдел, который вел хронику предприятия, но после кризиса эти структуры пришлось сократить. Весь материал в течение нескольких десятилетий попадал в один архив, где Феррарио и откопал редкие кадры, которые часто кроме оператора и проявщика пленки никто не видел. Таким образом, благодаря режиссеру забытые целлулоиды обрели новое рождение и попали на широкий экран. Промышленная пропаганда через полвека превратилась в художественную поэтику. Используя фрагменты и цитаты из известных или уже позабытых кинокартин, режиссер размышляет на тему индустриализации, но не дает готового рецепта, оставляя зрителю возможность самому сделать выбор между природой и техникой. Кстати, название «Дьявольский суп» Фераррио взял из забытого документального фильма «Планета стали» (Il pianeta acciaio), в котором писатель-фантаст Дино Буццати называл «Дьявольским супом» содержимое доменной печи.

«Суп дьявола»

«Суп дьявола»

Другим документальным фильмом, сделанным на основе уже отснятого материала, является работа известного итальянского режиссера Габриэле Сальватореса «Италия за один день» (Italy in a day).

Используя идею Ридли Скотта, реализованную в фильме «Жизнь за один день», Сальваторес предложил итальянцам поучаствовать в подобном проекте, только в рамках одной страны. 26 октября 2013 года 44 тысячи добровольцев сняли свою жизнь на камеру и отправили черновое видео режиссеру. Отсмотрев материал длиной 2200 часа Сальваторес смонтировал пронзительное документальное кино, в котором зафиксирован портрет современного итальянца. Однако каждый человек, независимо от национальности, увидит в этом портрете самого себя. Все мы рождаемся, любим, мечтаем, верим, плачем, смеемся, целуемся, едим, играем, поем, летаем, плаваем, едем, скучаем или танцуем. 24 часа пролетают за 75 минут экранного времени. За этот короткий промежуток понимаешь, что итальянцы живут везде: в Италии, в Нью-Йорке, на грузовом судне в океане и даже на космической станции. И вне зависимости от того, где они, они будут есть бабушкину лазанью, пить вино, любить жизнь и оставаться верными своей стране. Удивительно, как быстро незнакомые люди становятся такими близкими и обаятельными. В конце кинокартины молодой итальянец, предвкушая эмоциональный эффект от будущего фильма, говорит о том, что не важно кто мы, в первую очередь мы люди, и мы – «это фантастика». Он говорит, что если мы плачем, когда видим всех этих людей на экране, значит это нормально, значит мы живем. И значит в каждом из нас спрятан маленький итальянец, который еще не разучился чувствовать и любить этот огромный мир.

Текст: Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ