История кино: от синематографа до 3D-анимации

28 декабря 2015, 10:30

28 декабря, в преддверии нового года, тихо — а где-то и с размахом — в мире празднуют День рождения кино. Ровно 120 лет назад, в Париже, на бульваре Капуцинок прошел первый кинопоказ…

С того дня многое в кинематографе изменилось. Технический прогресс не стоит на месте, а с ним шагают в светлое будущее все виды искусств. Давайте вместе вспомним, как появилось кино в жизни человечества и какое оно сейчас.

Сложно сказать, с чего именно все началось, ведь попыток заставить фотографии двигаться было предостаточно. Причем попытки эти одновременно совершали в разных странах, разные изобретатели. Гении мыслят параллельно, скажете вы. А мы попытаемся кратко и не очень нудно перечислить ключевые фигуры и приборы того времени.

Заставить фотографии двигаться!

Кинетоскоп и его устройство

Кинетоскоп и его устройство

Итак, в начале XIX века, а именно с 1829 года в нашем арсенале появилась первая фотокамера Нипса и Даггера. Можно смело сказать, что с этого момента мир захватила идея фикс – заставить фотографии двигаться. Какие только аппараты для этого не придумывали: от банального фоторужья до затейливых «хронофотографов», «плеографов» и «тахископов». Но дело не двигалось с места, пока в 1878 году русским фотографом Иваном Болдыревым не была изобретена первая кинопленка. А вот настоящими прародителями кинематографической техники считаются «кинетоскоп» Эдисона и «синематограф» братьев Люмьер.

Последние, кстати и являются виновниками торжества, т.к. оказались самыми дальновидными и предприимчивыми из всех. Люмьеры решили показать свое открытие публике за деньги: билеты продавались по цене 1 франк, раскуплено было 35 штук. Итак, 28 декабря 1895 года, Франция, Париж, «Гранд-кафе», бульвар Капуцинок – официальная дата и место рождения кино. В тот день люди увидели 10 короткометражных лент, длительностью около 50 секунд каждая, среди которых были «Улица Республики в Лионе», «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Завтрак младенца». Сказать, что люди были удивлены — ничего не сказать. Реакция на движущиеся картинки была просто шокирующей: кто-то смеялся, кто-то плакал, другие же в ужасе сбегали из зала, опасаясь, что поезд сойдет с экрана прямо на них. В общем, для публики эти кадры были истинным чудом — чудом по имени кино.

Аттракцион под названием «кино»

Афиша фильма "Политый поливальщик"

Афиша фильма «Политый поливальщик»

Этот новый «аттракцион» (так относились к кинематографу первые зрители) привлек коммерческими выгодами владельцев кафе, баров, мюзик-холлов, варьете. И уже в следующем — 1896 -году «синематограф» появляется в репертуаре увеселительных заведений Англии, Италии, Германии, Австрии и других европейских стран.

В ближайшие годы публичные демонстрации первых короткометражных фильмов состоялись и на других континентах, во всех крупных городах. В России первый в истории фильм показывается 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум», 26 мая того же года – в увеселительном саду «Эрмитаж» в Москве и других крупных городах. В этом же году были сняты первые русские любительские кинофильмы.

Конечно, тогда техника не позволяла записывать звук, и еще долго кино оставалось немым. Но это никак не умоляло его ценности и популярности. К тому же, в первых кинофильмах зрителей поражал не сюжет, а сам факт «живой фотографии». Это был «аттракционный» период развития кино. В то время широко снимаются номера цирковых, балетных и эстрадных представлений, кино про экзотические страны и редких представителей животного мира. В жанре «аттракционного» кино запечатлевают и важные политические события: «Коронация Николая II», «Пребывание английской королевской четы в Париже». Такие фильмы расширяли кругозор кинозрителей, давая им наглядное представление о многих неизвестных вещах и явлениях. Так жители России видели на киноэкране улицы Парижа, Лондона, Рима, узнавали, как выглядит быт народов Индии и Китая. Ранний кинематограф играл большую просветительскую, положительную роль в жизни общества.

Однако, уже среди этих первых фильмов попадаются комедийные сюжеты, например «Политый поливальщик». Кроме того, становятся известны и комические кино скетчи: «Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ». Так зарождался новый жанр игрового кино – комедии.

Эволюция художественной выразительности

Отсутствие в кино звука стало катализатором поиска новых художественных возможностей. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа передачи эмоций и сложного сюжета средствами монтажа, был выработан совершенно особый стиль «кинематографической» мимики и жестов. В основе актерской игры стал особый для кино вид пантомимы. Красноречивость движений актеров в немом кино вряд ли может быть превзойдена даже в театре.

Первые фильмы показывают с «музыкальной иллюстрацией»: под аккомпанемент пианино (в то время даже возникла новая профессия «тапер», т.е. пианист, работающий в кинотеатре) или саксофона, сопровождая чтением поясняющих текстов. Многие мелодии из репертуара кино показов того времени стали классикой и дошли и до наших дней.

Со временем появляется и другой специфический инструментарий передачи сюжета в немом кино – титры. Первые титры в кино появляются в виде заглавных надписей. С 1905 года начинают вставлять титры в местах, где необходимо пояснять развитие сюжета.

Наивысшего расцвета немое кино достигает в 20-х годах 20 века. Это время, когда кино становится общедоступно и полностью оформляется как самостоятельный вид искусства со своими неповторимыми художественными средствами, жанрами, приемами. Для тех, кому лучше один раз увидеть, чем прочитать — шорт-лист «Классика немого кино»:

Французские фильмы: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (1896), «Путешествие на Луну» (1902), «Менильмонтан» (1924—1925), «Наполеон» (1927), «Страсти Жанны д’Арк» (1928).

Немецкие фильмы: «Голем: как он пришел в мир» (1920), «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату» (1922), «Последний человек» (1924), «Метрополис» (1927), «Ящик Пандоры» (1929).

Фильмы США: «Большое ограбление поезда» (1903), «Нетерпимость» (1916), «Жадность» (1924), «Золотая лихорадка» (1925), «Большой парад» (1925), «Генерал» (1926), «Восход солнца» (1927), «Толпа» (1928), «Огни большого города» (1931).

Российские фильмы (СССР): «Аэлита» (1924), «Броненосец Потемкин» (1925), «Человек с киноаппаратом» (1929).

«Певец джаза», или кино запело

Премьера фильма "Певец джаза", 1927 год

Премьера фильма «Певец джаза», 1927 год

До 1927 года практически все фильмы были «немыми. И это не смотря на то, что уже в начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино. Но кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов и снимают «по старинке». Первой на эксперимент решается американская фирма Warner Bros. которая кстати, тогда была на грани банкротства. В 1927 году она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает – «Певец джаза».

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приемов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего четкий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссеры и актеры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Кстати, в этот же период стали формироваться различные награды и премии для деятелей киноискусства. Самая популярная и престижная до сих пор была основана в США в 1929 году. Конечно же, это Премия «Оскар».

Кадр из первого цветного фильма "La Cucaracha", 1934 год

Кадр из первого цветного фильма «La Cucaracha», 1934 год

Кинематограф признан отдельным видом искусства, имеет свои премии и награды, а фильмы оставались черно-белыми. Пытались раскрашивать пленку в ручную, но, как говорится, все не то. Однако с появлением системы «Technicolor» цветное кино стало медленно, но верно вытеснять черно-белое. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм назывался «La Cucaracha» и вышел в 1934 году. Чуть позже Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин.) мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Но настоящая популярность к цветному кинематографу пришла с фильмом «Унесенные ветром» лишь в 1939 году.

К сожалению, развитие цветного кинематографа надолго остановила война. И только в 1950-х годах технический прогресс пошел дальше. Освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя.

Но, чем популярнее становились фильмы, тем больше развивалось «поп-корн» кино. В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишенными каких-либо примет авторского стиля. И если в США власть над кино захватили собственники, в СССР кинематограф служил пропаганде режима вплоть до периода «оттепели».

Последняя (на сегодня) революция

Кадр из фильма "Кто подставил Кролика Роджера"

Кадр из фильма «Кто подставил Кролика Роджера»

Последняя революция в кинематографе связана в появлением компьютерных технологий. И если в 80-ых все начиналось скромно, например Роберт Земекис в фильме «Кто подставил кролика Роджера» объединил реальных актеров и мультипликационных персонажей, то в конце 90-ых годов спецэффекты и анимация вышли на приоритетные места, и использовались повсеместно. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм «Матрица», и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. И еще один, уже культовый фильм Д. Кэмерона «Аватар», был сделан с использованием 3D-технологий, и положил начало широкому применению их в кинематографе. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране «смешивание» снятого с натуры и привнесенного при помощи компьютера изображения, задает новые стандарты зрелищности и реалистичности фантастических сцен в кино.

 

Текст: Валерия Павликова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ