С того дня многое в кинематографе изменилось. Технический прогресс не стоит на месте, а с ним шагают в светлое будущее все виды искусств. Давайте вместе вспомним, как появилось кино в жизни человечества и какое оно сейчас.
Сложно сказать, с чего именно все началось, ведь попыток заставить фотографии двигаться было предостаточно. Причем попытки эти одновременно совершали в разных странах, разные изобретатели. Гении мыслят параллельно, скажете вы. А мы попытаемся кратко и не очень нудно перечислить ключевые фигуры и приборы того времени.
Итак, в начале XIX века, а именно с 1829 года в нашем арсенале появилась первая фотокамера Нипса и Даггера. Можно смело сказать, что с этого момента мир захватила идея фикс – заставить фотографии двигаться. Какие только аппараты для этого не придумывали: от банального фоторужья до затейливых «хронофотографов», «плеографов» и «тахископов». Но дело не двигалось с места, пока в 1878 году русским фотографом Иваном Болдыревым не была изобретена первая кинопленка. А вот настоящими прародителями кинематографической техники считаются «кинетоскоп» Эдисона и «синематограф» братьев Люмьер.
Последние, кстати и являются виновниками торжества, т.к. оказались самыми дальновидными и предприимчивыми из всех. Люмьеры решили показать свое открытие публике за деньги: билеты продавались по цене 1 франк, раскуплено было 35 штук. Итак, 28 декабря 1895 года, Франция, Париж, «Гранд-кафе», бульвар Капуцинок – официальная дата и место рождения кино. В тот день люди увидели 10 короткометражных лент, длительностью около 50 секунд каждая, среди которых были «Улица Республики в Лионе», «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Завтрак младенца». Сказать, что люди были удивлены — ничего не сказать. Реакция на движущиеся картинки была просто шокирующей: кто-то смеялся, кто-то плакал, другие же в ужасе сбегали из зала, опасаясь, что поезд сойдет с экрана прямо на них. В общем, для публики эти кадры были истинным чудом — чудом по имени кино.
Этот новый «аттракцион» (так относились к кинематографу первые зрители) привлек коммерческими выгодами владельцев кафе, баров, мюзик-холлов, варьете. И уже в следующем — 1896 -году «синематограф» появляется в репертуаре увеселительных заведений Англии, Италии, Германии, Австрии и других европейских стран.
В ближайшие годы публичные демонстрации первых короткометражных фильмов состоялись и на других континентах, во всех крупных городах. В России первый в истории фильм показывается 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум», 26 мая того же года – в увеселительном саду «Эрмитаж» в Москве и других крупных городах. В этом же году были сняты первые русские любительские кинофильмы.
Конечно, тогда техника не позволяла записывать звук, и еще долго кино оставалось немым. Но это никак не умоляло его ценности и популярности. К тому же, в первых кинофильмах зрителей поражал не сюжет, а сам факт «живой фотографии». Это был «аттракционный» период развития кино. В то время широко снимаются номера цирковых, балетных и эстрадных представлений, кино про экзотические страны и редких представителей животного мира. В жанре «аттракционного» кино запечатлевают и важные политические события: «Коронация Николая II», «Пребывание английской королевской четы в Париже». Такие фильмы расширяли кругозор кинозрителей, давая им наглядное представление о многих неизвестных вещах и явлениях. Так жители России видели на киноэкране улицы Парижа, Лондона, Рима, узнавали, как выглядит быт народов Индии и Китая. Ранний кинематограф играл большую просветительскую, положительную роль в жизни общества.
Однако, уже среди этих первых фильмов попадаются комедийные сюжеты, например «Политый поливальщик». Кроме того, становятся известны и комические кино скетчи: «Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ». Так зарождался новый жанр игрового кино – комедии.
Отсутствие в кино звука стало катализатором поиска новых художественных возможностей. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа передачи эмоций и сложного сюжета средствами монтажа, был выработан совершенно особый стиль «кинематографической» мимики и жестов. В основе актерской игры стал особый для кино вид пантомимы. Красноречивость движений актеров в немом кино вряд ли может быть превзойдена даже в театре.
Первые фильмы показывают с «музыкальной иллюстрацией»: под аккомпанемент пианино (в то время даже возникла новая профессия «тапер», т.е. пианист, работающий в кинотеатре) или саксофона, сопровождая чтением поясняющих текстов. Многие мелодии из репертуара кино показов того времени стали классикой и дошли и до наших дней.
Со временем появляется и другой специфический инструментарий передачи сюжета в немом кино – титры. Первые титры в кино появляются в виде заглавных надписей. С 1905 года начинают вставлять титры в местах, где необходимо пояснять развитие сюжета.
Наивысшего расцвета немое кино достигает в 20-х годах 20 века. Это время, когда кино становится общедоступно и полностью оформляется как самостоятельный вид искусства со своими неповторимыми художественными средствами, жанрами, приемами. Для тех, кому лучше один раз увидеть, чем прочитать — шорт-лист «Классика немого кино»:
Французские фильмы: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (1896), «Путешествие на Луну» (1902), «Менильмонтан» (1924—1925), «Наполеон» (1927), «Страсти Жанны д’Арк» (1928).
Немецкие фильмы: «Голем: как он пришел в мир» (1920), «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату» (1922), «Последний человек» (1924), «Метрополис» (1927), «Ящик Пандоры» (1929).
Фильмы США: «Большое ограбление поезда» (1903), «Нетерпимость» (1916), «Жадность» (1924), «Золотая лихорадка» (1925), «Большой парад» (1925), «Генерал» (1926), «Восход солнца» (1927), «Толпа» (1928), «Огни большого города» (1931).
Российские фильмы (СССР): «Аэлита» (1924), «Броненосец Потемкин» (1925), «Человек с киноаппаратом» (1929).
До 1927 года практически все фильмы были «немыми. И это не смотря на то, что уже в начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино. Но кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов и снимают «по старинке». Первой на эксперимент решается американская фирма Warner Bros. которая кстати, тогда была на грани банкротства. В 1927 году она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает – «Певец джаза».
Приход в кино звука несколько уменьшает роль приемов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего четкий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссеры и актеры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Кстати, в этот же период стали формироваться различные награды и премии для деятелей киноискусства. Самая популярная и престижная до сих пор была основана в США в 1929 году. Конечно же, это Премия «Оскар».
Кинематограф признан отдельным видом искусства, имеет свои премии и награды, а фильмы оставались черно-белыми. Пытались раскрашивать пленку в ручную, но, как говорится, все не то. Однако с появлением системы «Technicolor» цветное кино стало медленно, но верно вытеснять черно-белое. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм назывался «La Cucaracha» и вышел в 1934 году. Чуть позже Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин.) мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Но настоящая популярность к цветному кинематографу пришла с фильмом «Унесенные ветром» лишь в 1939 году.
К сожалению, развитие цветного кинематографа надолго остановила война. И только в 1950-х годах технический прогресс пошел дальше. Освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя.
Но, чем популярнее становились фильмы, тем больше развивалось «поп-корн» кино. В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишенными каких-либо примет авторского стиля. И если в США власть над кино захватили собственники, в СССР кинематограф служил пропаганде режима вплоть до периода «оттепели».
Последняя революция в кинематографе связана в появлением компьютерных технологий. И если в 80-ых все начиналось скромно, например Роберт Земекис в фильме «Кто подставил кролика Роджера» объединил реальных актеров и мультипликационных персонажей, то в конце 90-ых годов спецэффекты и анимация вышли на приоритетные места, и использовались повсеместно. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм «Матрица», и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. И еще один, уже культовый фильм Д. Кэмерона «Аватар», был сделан с использованием 3D-технологий, и положил начало широкому применению их в кинематографе. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране «смешивание» снятого с натуры и привнесенного при помощи компьютера изображения, задает новые стандарты зрелищности и реалистичности фантастических сцен в кино.
Текст: Валерия Павликова