Искусство быть тупым

24 января 2015, 21:00

Рецензия на кинофильм «Тупой и ещё тупее 2».

Не верится, что они это сделали: Питер и Бобби Фаррелли, Джим Керри и Джефф Дэниелс. Создали и довели до проката вторую часть одной из любимых комедий редакторов сетки вещания развлекательных каналов – «Тупой и еще тупее». Кажется, что режиссерско-продюсерский дуэт Фаррелли уже опустошил свой фантазийный кладезь, но так сталось, что двадцатилетняя разлука с любимыми героями – болванами Гарри Данном и Ллойдом Кристмасом – вызвала сильную ностальгию по космическим кассовым сборам и обязала к написанию новой серии безумных приключений. В сиквеле есть все – живые легенды Голливуда, на шестом десятке изображающие наивную непосредственность, приправленную горчицей для хот-догов; сложный сценарий с не тесно связанными друг с другом сюжетными линиями; вводящие в умственный ступор визуальные приколы. Но хорошо бы еще, чтобы это все работало как один цельный фильм, а не как набор смонтированных сцен, удачных и не очень (с преобладанием вторых). Есть такой тип комедий, в которых доминирует «неудобный» юмор: аморальный, аполитичный, расистский, черный в конце концов. В «Тупой и еще тупее 2» юмор, скорее, темный, как канализационное отверстие.

p_666806

Впрочем, синопсис новой ленты обещает насыщенное действие, если не сказать – перенасыщенное. Гарри Данн (в исполнении 59-летнего обладателя престижных телевизионных наград Дэниелса) забирает своего давнего друга Ллойда (Д. Керри) из сумасшедшего дома, в котором тот пребывал понарошку. Оба заметно поизносились за прошедшие годы, и это особенно отразилось на Гарри, у которого отказала почка, а затем и слуховой орган. Пока приятели искали, у кого попросить альтернативную почку, попутно узнали о наличии у Данна незаконнорожденной дочери, живущей с приемными родителями. Этот неожиданный факт ведет к встрече с чередой подозрительных персонажей, отсылающих своими характеристиками к дешевым криминальным комедиям. Добрый и мудрый профессор, его хитрая молодая жена, ее жадный до казенных денег любовник и т.д. Потом пистолеты, поезда, подарочная коробка с загадочным содержимым. Каким-то удивительным образом Фаррелли уместили в кадре слепого орнитолога, похотливую старушку и пародию на Стивена Хокинга. Хронометраж «Тупого…» позволил вдоволь насладиться грустной татуировкой на спине у заслуженной актрисы Кэтлин Тернер, понаблюдать последствия принятия радиоактивного душа и залезть в голову к самому настоящему тупому человеку.

При большом количестве ненавистников первая часть дилогии всё же втиснулась в категорию «Классика VHS». А все потому, что там чувствовался сильный энергетический посыл и даже, надо признать, человеческая теплота. В кинопродолжении намеренная пошлость и раблезианская физиологическая избыточность только обостряются за счёт инертности игрового процесса. Иногда становится заметно, что задействованные в съемках актёры не ориентируются в происходящем и машинально произносят свои реплики. Грустные ухмылки Керри и Дэниелса изощренно контрастируют с воскрешенными ими образами кретинов. В сценарной тупизне Ллойда и Гарри больше нет очаровательности, зато есть жестокость и однополярность. В самих по себе героях нет и намека на просветление.

D

Что поразительно, на фоне абсолютно несмотрибельных эпизодов выделяются те, в которых применяются оригинальные художественные решения: кровати в форме крабов,  инопланетное звуковое оформление при появлении поезда и т.п. Однако поиск сильных сторон представляется делом неблагодарным, когда так мучительно воспринимается весь остальной материал. Перед нами не расслабляюще-дурацкий юмор, а дикая смесь продуктов мышления способных к формализованному писательству сценаристов и бесцеремонных клише американского «туалетного кино».

Неизвестно, правда, как разнородность вкусовых предпочтений отразится  на оценке картины Фаррелли. Может быть,  видимая непоследовательность идейного воплощения и разнящийся уровень профессиональной самодостаточности заставят хотя бы частично полюбить или, для начала, толерантно принять неуместный на первый взгляд сиквел качественной комедии 90-х.

Текст: Анастасия Меншутина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ