«Как вы заметили, у нас здесь одни сплошные романтические комедии», — шутит Джерард МакКарти, директор фестиваля ирландского кино, после трейлера, показанного на большом экране. В этом году нет ни одной картины, которая бы не освещала проблемы внутреннего восприятия мира и как с ними бороться, у любого героя каждого фильма происходит личный конфликт. Возможно, одна лишь драма «Бруклин», которая по истечению своих обстоятельств, была признана лучшим британским фильмом по версии британской киноакадемии, не так сильно омрачена трагическими нотками, хотя сама история исключительно ирландская и достаточно трогательная.
TКадр из фильма «Бруклин»
Одно из самых качественных мероприятий, проводимых в Москве, все-таки является «Неделя Ирландии». Сами уроженцы Ирландии очень заинтересованы в культурном сотрудничестве обех стран (Ирландии и России) и обмене опытом, поэтому приглашают участвовать в организации события как можно больше людей. Так, режиссер Джонни О’Райлли и актерДжерард МакКарти в девятый раз собирают зрителей Москвы увидеть лучшие фильмы ирландского кино, а самих ирландцев почувствовать себя как дома.
Девушка-лепрекон встречала гостей у зала кинотеатра на втором этаже и каждому раздавала зеленую ленточку с трехлистным клевером, традиционным символом Ирландии, а также аналогичную брошь с маленьким камешком. Под звуки классической ирландской музыки, гости вечера дожидались, когда откроют двери в зал для официального открытия и премьеры фильма «Комната» Ленни Абрахамсона.
Сама картина представляет собой не документальный рассказ о каких-нибудь людях, живущих в Ирландии. Кинолента абсолютно фоном является американской, однако холодной и совсем безжизненной.
Кадр из фильма «Комната»
В центре сюжета — история девушки Джой, которую похитили и заперли в гараже. Она провела семь лет, будучи запертой в комнате. Пять лет она воспитывает сына Джека, не видевшего ничего, кроме этого замкнутого пространства. Мир меняется для него и его матери, когда им все-таки удается спастись от похитителя.
Что же в этой картине ирландского, помимо режиссера и сценариста? В документальности личной жизни и урагане чувств и эмоций. Ленни Абрахамсон делает акцент исключительно на частную историю, создавая из нее глобальную, переходящую во внешнюю. Ирландцам знакомо, как один человек может быть одновременно и всем — так же и они чувствуют себя на своем маленьком острове.
«Это не комната, если дверь не закрыта», — говорит маме Джек, уже познавший за несколько месяцев тот мир, о котором он не знал все свои полные пять лет, разглядывая старую «комнату», из которой им удалось спастись. Мама из чувства заботы предлагает закрыть дверь, но мальчик только качает головой.
Каждый человек по-своему является «комнатой» и, если дверь так и не открыть, то мир останется где-то позади. Возможно, Абрахамсон испытывает какие-то наивные и романтические чувства, но открытость человеческих характеров всегда являлось одним из важных момент среди любого взаимодействия в социуме. Иногда, чтобы просто договориться о чем-то, надо всего лишь открыть дверь, а не запирать ее на ключ.
Ирландия, оставшиеся в стороне Атлантического океана, тоже открывает свои двери благодаря ежегодной «Недели Ирландии», возможно, теперь не только раз в год.
Текст: Ася Заболоцкая