Irish Film Fest: музыка, свобода и любовь

17 марта 2015, 22:02

С 11 по 22 марта в Москве проводится фестиваль ирландского кино. Журнал«365» рассказывает о трёх фильмах, которые вам стоит успеть увидеть.

Как вы представляете себе панков? Грубые, дурно пахнущие, громкие молодые люди с бутылкой пива в руках и ирокезом? Опасные асоциальные элементы, орущие на всю подворотню свои незамысловатые песни? Анархисты, которым чуждо чувство солидарности и собственного достоинства? Может быть сейчас подобных представителей панк-движения, или считающих себя таковыми, и не мало, но фильм «Хорошие вибрации» способен вселить в вас совершенно другое представление об этих ребятах. Главный герой, обладатель наивного детского взгляда и удивительно доброй и убедительной улыбки, Терри Хули (Ричард Дормер), любит музыку. Так любит, что ему не важна её конкретная жанровая специфика. Рокабилли, джаз, фолк, рок-н-ролл, панк – всё это — музыка свободы, которой и поклоняется главный герой. Но свободе может прийти конец. Северная Ирландия 70-х место не то что неспокойное, а поистине страшное. В нашей стране мало что знают о местных событиях того времени, поэтому включенные в киноповествование архивные кадры очень ценны и позволяют почувствовать и понять, какой была та война на самом деле.

"Хорошие вибрации"

«Хорошие вибрации»

Что может противопоставить музыка кровопролитию? В «Хороших вибрациях» всё вроде бы хорошо, все живы… все да не все. Есть там один момент, совсем короткий во всей этой заводной комедии о белфастских мальчишках-панках, который ушатом холодной воды опрокидывает на  вас весь ужас людей, живущих в зоне конфликта. И сейчас эта картина, хоть она далеко и не нова, и показ её в рамках фестиваля не премьера, как это ни грустно, актуальна. Герой «Хороших вибраций» откровенно заявляет:

«Вы думаете, эти ребята проблема? Они – её решение!»

И он прав, ведь как часто власти вместо того, чтобы бороться с по-настоящему страшной угрозой, с настоящими жертвами, уделяют внимание мелочным проблемам, имитируя, таким образом, активные действия на благо страны. И пускай, как сообщается в конце фильма, и как знают поклонники ирландского рока, лейбл «Хорошие вибрации» нельзя назвать однозначно успешным, его значение для Ирландии и свободолюбивого духа всех неравнодушных людей переоценить трудно.

Этот воодушевляющий фильм способен заставить вас поверить в музыку, в то, что она может объединить всех – католиков и протестантов, молодежь и людей старшего поколения, бедных и богатых, хотя бы в отдельно взятом клубе или в городе с населением чуть более полумиллиона человек.

«Зал Джимми»

«Зал Джимми»

Этот же тезис о способности музыки сплотить людей находит своё отражение в фильме открытия фестиваля – «Зал Джимми». Новая картина Кена Лоуча рассказывает о противостоянии свободолюбивого выходца из народа Джеймса Гролтона (Бэрри Уорд) и местных землевладельцев и священнослужителей. Чем занять себя в деревне кроме работы и выпивки? С этим вопросом и по сей день сталкивается каждый житель маленького поселения, начиная от глухого села и заканчивая поселком городского типа. Как следствие – упадок сельского хозяйства, разрушение деревни, глобальная урбанизация и так далее. Казалось бы, причем тут фильм Лоуча? Как ни странно, он идеально вписывается в эту проблему. Главный герой на протяжении практически всего фильма пытается возродить и сохранить местный клуб, который он годами ранее сам и построил. Местные жители, все как один, довольны – кто-то рисует, кто-то занимается боксом, кто-то разучивает народные песни, и все танцуют.  Главный же противник Джимми – пастор Шеридан, причем его мотивы так и остаются до конца неясными и отравленными какой-то слепой и бессмысленной неприязнью к развлечениям любого рода. Как говорит Джимми:

«Святотатство – это когда у вас в сердце больше ненависти, чем любви».

Оно и верно, в своей борьбе с клубом, больше похожей на практику средневековой инквизиции, чем на защиту традиционных ценностей, недовольные переходят все границы. Это сравнение может показаться странным, но есть в этом фильме одна сцена, выстраивающая довольно мощную параллель с другим известным ирландским фильмом – «Голгофой» Джона Майкла МакДоны – который наглядно показывает к чему, почти через сотню лет, привела католическую церковь та слепая борьба, которой она была занята в начале XX века.

"Любовь на века"

«Любовь на века»

Смерть во все времена пугала людей, она не любит тонких рефлексий. Готы, некрофилы, некроманты – не самые популярные персонажи в фильмах о любви. Ирландский режиссер Брендан Малдауни решил развеять эти тенденции и снял прекрасную неординарную историю про «обычного» 26-летнего аутиста-суицидника с некрофильскими наклонностями под названием «Любовь на века». На главную роль режиссер пригласил голландского актера Роберта де Хуга (похожего чем-то на Тома Йорка). Его герой по имени Йен потерял свою мать, которая являлась связующим звеном между сыном и внешним миром. Мать оставила Йену крафтовый блокнот – руководство по тому, как жить в мире на случай если она умрет. Однако рецепты и инструкции в духе «не прячься и найди того, кто тебя любит» не помогают сыну смириться с потерей и он решает покончить жизнь самоубийством. Йен находит в сети друзей, которые так же как и он думают о смерти, и назначает «суицидное свидание» с симпатичной девушкой. Парадоксально, но этого момента начинается его новая жизнь. И хотя процесс социализации происходит крайне неадекватно, в конце концов герой находит смысл жизни, который заключается во фразе:

«Мы есть природа, осознающая свое существование».

Малдауни сделал стильный и ироничный фильм на сложную социальную тематику, требующую аккуратного обращения. В результате по началу пугающие и отталкивающие действия героя постепенно становятся логичными и объяснимыми. Этот фильм дарит надежду людям пережившим утрату и учит нас заново влюбиться в человеческую жизнь.

Текст: Дарья Клубничкина, Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ