Irish Film Fest: кино под знаком трилистника

25 марта 2015, 15:30

С 11 по 22 марта в Москве в рамках «Недели Ирландии» показали современное документальное и игровое ирландское кино.

На «Irish Film Festival» было заявлено девять игровых кинокартин, большинство из них были показаны впервые: шесть российских и две европейские премьеры. В программе «Irish Doc Film Festival» было представлено десять документальных кинокартин об Ирландии и ирландцах. Кинообозреватели журнала «365» выделили несколько фильмов из двух программ.

«Песня моря» (Song of the sea)

"Песня моря"

Анимационный полнометражный фильм режиссера Томма Мура вызвал небывалый ажиотаж на фестивале. Зрителей было так много, что организаторам пришлось устраивать дополнительные сеансы. Очень искренний и трогательный фильм покоряет своей историей зрителей взрослых и маленьких. Замысловатый сюжет основан на сказаниях ирландского и шотландского фольклора. По старым преданиям существуют люди-тюлени Селки (Selkie), которые могут выходить из воды один раз в 9 ночей, сбрасывать шкуру и принимать человеческое обличье. Главная героиня мультфильма – маленькая девочка Сирша, живет со своим братом Бэном, папой и бабушкой на маяке. Мама Сирши и Бэна погибла в море, это горе не отпускает семью. День рождения Сирши является одновременно днем смерти мамы. В этот день девочку потянула в море неведомая сила, она достала мамину накидку из сундучка, спустилась к воде и поплыла за тюленями. Перепуганная бабушка обнаружила девочку на берегу и на следующий день увезла детей в Дублин, оставив отца на маяке одного. Дети не хотят жить с бабушкой в городе и устраивают побег. По дороге на маяк они встречаются с волшебным миром эльфов, лесных духов, ведьм, великанов и морских созданий. Сирша оказывается последним ребенком Селки, который может спасти мифических персонажей. Подобно средневековым сказкам «Песня моря» имеет два уровня подтекста – для детей и для взрослых. Если дети увидят в сказке увлекательные приключения с участием героев-ровесников и волшебных существ, то старшее поколение обратит большее внимание на семейную драму, в которой брат и сестренка помогают взрослым пережить утрату и обрести новый смысл жизни. Свое главное послание зрителям режиссер картины заключает во фразе матери Сирши, которая является Бэну в магическое пещере: «Мой сын, помни меня, я в твоих сказках и легендах». Глубокая и проникновенная картина «Песня моря» была номинирована в этом году на «Оскар» и «Сезар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм».

«Далеко отсюда» (Out of Here)

«Далеко отсюда»

«Аутентичный портрет современного Дублина и ирландской молодёжи» – так характеризует фильм издание «The Irish Times» в своем отзыве. Однако игровая картина Донала  Формена не имеет национальной принадлежности и в глобальном масштабе является отражением жизни всех современных молодых людей. Потерянное поколение девяностых и нулевых, как любят выражаться социологи, несет на себе бремя сложных внутриличностных конфликтов, завязанных на поиске своего места в мире. Главный герой фильма – Киран – покинул Дублин и отправился в долгое путешествие на Восток в надежде «создать себя заново». Однако попытка убежать от своей прежней, нереализованной жизни в столичном городе не увенчалась успехом. Киран был вынужден вернуться домой к родителям, в нелюбимый дублинский район Клонтарф. Камера великолепного ирландского оператора Пьерса МакГрейла выхватывает живописные пейзажи провинциального Дублина, которые однако не впечатляют двадцатилетнего Кирана. «Чертов город» – резюмирует бомж, расположившийся возле присевшего отдохнуть героя. Киран оказался в родном городе без денег, без девушки и без каких-либо перспектив. Он в тупике, и это состояние режиссер проносит через весь фильм, начиная с первых титров и заканчивая последними (некоторые слова были заключены полурамкой в виде перевернутой на 90 градусов буквы «Г»). Из каждого тупика есть два выхода: первый – самый простой, вернуться назад и найти новую дорогу. Это и есть стратегия Кирана, который на вопрос родителей «Чем думаешь заняться?», отвечает: «Я не собираюсь здесь задерживаться». Второй выход из тупика более сложный – необходимо пробить стену или перелезть через неё. Так поступили друзья Кирана, которые остались в Дублине и нашли себе занятие по душе: организовали выставки или общественные пространства, зарабатывают игрой в клубах и т.д. Главный герой еще не нашел свое дело, он лишь слоняется по ночным улицам Дублина в поисках друзей, любимой и себя самого. Пока, наконец, не перелезает через забор детской площадки, принимает болезненный отказ и взрослеет всего за пару дней.

«Сломанная песня» (Broken Song)

«Сломанная песня»

Еще один фильм на тему подросткового самоопределения был представлен на фестивале, но уже в документальной программе. Картина «Сломанная песня» Клер Дикс посвящена группе молодых рэперов из дублинского района Финглас. Предводитель банды музыкантов – 27-летний рэпер Джеймс Костелло (довольно известный в Дублине) пытается уберечь подростков от негативного влияния улицы, мотивирует их заниматься музыкой и находить самовыражение в рифмах. Ребята, живущие на севере ирландской столицы, каждый день рискуют скатиться на социальное дно:  алкоголь, наркотики, воровство… Какую-то обреченность, отсутствие смысла жизни можно прочитать в их фразах: «Не знаешь ради чего жить – решай ради чего умереть». Рэп является для них тем самым, ради чего можно умереть: «Зачем ты читаешь рэп? – Ради уважухи», – отвечает 14-летний парнишка. Один самых ярких героев – подросток с пронзительным голосом по имени Уилла Ли (Willa Lee). С 15 лет он сидит на таблетках и промышляет воровством. Прошло пару лет, таблетки сменились чуть менее вредной травой, но воровством восходящая звезда занимается до сих пор. Из-за очередной магазинной кражи парень рискует попасть в тюрьму на 5 лет. Костелло подготовил для Уилла рекомендательные письма, в которых он пишет о музыкальных перспективах подростка и о его таланте. Объявление приговора выпадает на день концерта, молодой герой грозится сбежать из зала суда, если его приговорят к реальному сроку.  В перерывах между судебными тяжбами Уилла Ли, наперекор своей матери, делает себе «партак» на шее в виде двух воробьев и надписи «Земля пухом, дед». Документальные зарисовки сняты в черно-белой гамме, выделяя тем самым контрасты хриплого, но мелодичного голоса Уилла Ли, личные рифмованные строчки начинающих рэперов и невзрачную уличную жизнь района Финглас. Периодически фильм прерывают цветные фрагменты, снятые на необычный объектив, у которого будто сбит фокус (как у героев). С помощью монтажа режиссер помещает улицы под воду, над ними плывут персонажи фильма (ныряя под знаком «Купаться запрещено»). В начале документальной ленты камеру затягивало на самое дно мрачной уличной жизни, в конце – она стремится на встречу свету (музыке). Уилла Ли поет песню про мистера Бэдмена (Mr. Badman), который отчалил, и больше не вернется.

Также в рамках недели ирландского кино 20 марта состоялась Q&A сессия с актрисой фильма «Зал Джимми» (реж. Кен Лоуч) Эшлинг Франсуози, которая сыграла героиню Мэри О’Киф.

Эшлинг Франсуози в фильме "Зал Джимми"

Эшлинг Франсуози в фильме «Зал Джимми»

Отвечали на вопросы она и Джонни О’Рейлли, организатор мероприятия и ирландский режиссер, который в последнее время снимает фильм в России. Эшлинг была рада приехать и с улыбкой отвечала, рассказывая, как проводились съемки и что для нее значит этот проект:

«У Кена [режиссер картины] неординарный подход к работе с актерами. Ты приходишь на площадку и совершенно не знаешь, что сейчас надо делать, он собирает нас группой  в кружок и объясняет каждому свои обязанности, он не работает со сценарием. Также он очень любит удивлять — например, сцена, где горит дом. Никто не знал об этом, поэтому реакция актеров настоящая».

Одним из главных персонажей в фильме является музыка и не только ирландская. Франсуози честно отвечала, что она «городская» девочка и ни разу не танцевала ирландские танцы, однако призналась, что ирландская музыка является важной частью культуры. Делясь рассказами об интересных моментах на съемках, Эшлинг рассказала историю о первом съемочном дне, когда она забыла имя своего персонажа. А потом разыграла эту сцену перед зрителями.

Отвечая на наш вопрос: «Правильно ли сравнивать Кена Лоуча с Майком Ли или нет? И почему?», актриса честно призналась, что не смотрела достаточно фильмов Майка Ли для сравнения, но вспомнила время премьеры, когда, находясь на каннском кинофестивале оба фильма Майка Ли и Кена Лоуча были представлен в основной программе.  На помощь к ней пришел Джонни О’Рейлли:

«Наверняка они друг друга ненавидят. Майк Ли известен тем, что проводит расширенные пробы и требует от актеров полной импровизации. Самые подходящие сцены потом Ли записывает в сценарии. Так и Кен Лоуч имеет свой уникальный способ работы с актерами. В общем, они оба известны всему миру, оба имеют почти одинаковое количество наград, оба одного возраста, оба снимают в одном направлении, оба родились в Великобритании, поэтому они точно ненавидят друг друга».

Текст: Анастасия Заболоцкая, Евгений Белов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ