«Я ранен светлой стрелой, меня не излечат. Я ранен в сердце, чего мне желать еще» — эти строчки Бориса Гребенщикова звучат в самом начале первого фильма Алексея Учителя «Рок». Можно сказать, с этого все и началось. То есть, началось все чуть раньше: в августе 1951 года в Ленинграде в семье режиссёра-документалиста Ефима Учителя родился мальчик Алеша. С самого детства ребенок бывал у отца на работе и смотрел, как делается кино в Советском Союзе. В 7 лет мальчика отдали в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позднее Алексей занялся фотографией и часами пропадал на улице в поисках удачного кадра. После школы он один год работал ассистентом оператора на студии документальных фильмов, а потом поступил во ВГИК в мастерскую Романа Ильина. С 1968 года начал как оператор, а затем стал режиссером Ленинградской студии документальных фильмов. В 1987 году снял документальный фильм «Рок». С этого момента жизнь Алексея поменялась, да и наша тоже. То ли перестройка, то ли новые веяния в кинематографе, то ли знакомство с андеграундом советской музыкальной сцены, но в России появился молодой режиссер с неповторимым авторским почерком и уникальным, по-чеховски интеллигентным виденьем мира.
Фильм «Рок» он снимал с друзьями о друзьях и, уж конечно, для друзей. Оператор Дмитрий Масс ходил по местам работы и отдыха музыкантов. В кадр попали «Камчатка», которая сейчас является местом памяти Виктора Цоя, и ул. Рубинштейна, 13, где находился Ленинградский рок-клуб. Многие критики пишут, что режиссер мало интересовался тогда русским роком и снимал о социальной прослойке. Сомнительное утверждение, учитывая, что съемочную группу допустили к личному и творческому пространству музыкантов, а значит, Учителю удалось стать «своим» среди этих хулиганов, бунтарей и возмутителей покоя. Рефлексия, свойственная текстам рокеров, навсегда засела в подсознании Учителя и не раз проявлялась и в более поздних картинах. Учитывая все художественные ценности фильма, все же стоит признать, что настолько полной и достоверной кино-энциклопедии о русском роке никто еще не снял.
Сценарий фильма «Мания Жизели» написала Авдотья Смирнова, с которой Алексей познакомился на тусовках у Гребенщикова, Гаркуши и Цоя. Помимо яркой внешности и обаяния, которое Авдотья унаследовала у своего отца, актера и режиссера Андрея Смирнова, у девушки обнаружился невероятный литературный талант. Этот творческий тандем продуктивно существует до сих пор.
История знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой, прозванной поклонниками «Красной Жизелью». Именно «Жизель» сделала ее звездой мирового балета в 1924 году, и она же стала причиной помешательства танцовщицы в 1942-ом. Мистическая история опередила на 15 лет триллер Даррена Аронофски «Черный лебедь». Удивительно, насколько сильно перекликаются образ Галины Тюниной у Учителя и образ Натали Портман в «Черном лебеде».
После съемок «Мании» прошло четыре года, и команда Учителя вновь собралась вместе. На этот раз для того, чтобы описать последние 15 лет жизни Ивана Бунина в картине «Дневник его жены». Часть фамилий персонажей в сценарии были изменены, однако основные события и отношения остались биогафически точными. В эмиграции во Франции разворачивается невероятная любовная драма с участием писателя, его жены, литератора, поэтессы и певицы. Такое ощущение, что Дуня Смирнова писала сценарий, ее отец играл главную роль, а Алексей Учитель снимал фильм вовсе не о Бунине. Отсюда столько неточностей и неоправданных параллелей. Это фильм о них самих. Это они никак не могут разобраться, в кого влюблен один, какие чувства испытывает дочь, описывая эротические фантазии, которые переживает ее отец, и почему они так сильно зависят друг от друга. В фильме проявилась та самая чеховская интеллигентность, о которой писалось выше. Вот они маются в своем загородном доме, пьют, сплетничают и невыносимо любят друг друга. Очевидно, что ситуацию можно разрешить множеством способов, но все получают мазохистское наслаждение, что именно так проходит их жизнь, а не как у нормальных советских людей. Элитарная порочность талантливых небожителей не доступна обычным людям.
На смену рефлексирующей и пронизанной страданием драмы пришла легкая, колышущаяся мелодрама «Прогулка». Вся труппа Театра Петра Фоменко весело слоняется по летнему Санкт-Петербургу и совершенно не знает чем заняться. Двое ребят и девушка от безделья начинают флиртовать, влюбляться, ссорится, кокетничать и хулиганить. Все это приводит их к могущественному Евгению Гришковцу и неожиданной развязке. Оператор Юрий Клименко, который снял шесть картин Учителя, в «Прогулке» показывает нам такой Петербург, которого до этого в кино еще не было. Фонтаны, набережные, дворцы и дворы-колодцы на месте, но впервые мы видим европейский город с европейскими жителями. Дух свободы, беззаботности и праздности витает перед камерой весь фильм. Отсутствие четкой сюжетной линии, простроенных диалогов и мизансцен с избытком компенсируется обаянием. Обаянием города, актеров, массовки, сценариста (Все та же Дуня Смирнова) и конечно, режиссера. Фильм ловко перехватил эстафетную палочку у картины Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».
Свой четвертый игровой фильм «Космос как предчувствие» Алексей Учитель снял по сценарию Александра Миндадзе. Картина рассказывает о конкретной эпохе, которая насыщена множеством художественных элементов, создавая неповторимую форму взаимоотношений из подлинных и придуманных фактов. Опыт документалиста пригодился Учителю в работе над этой картиной и скорее придал ироничные нотки, нежели эффект правдоподобности. Самые правдоподобные моменты фильма кажутся самыми нелепыми и неестественными, а вот фантазии и предчувствия составляют основное полотно картины. Можно довольно долго разбирать работу двух исполнителей главных ролей – Евгения Миронова и Евгения Цыганова, однако, в данном случае интересна работа именно режиссера. Дело в том, что в этой картине совершенно четко выкристаллизовывается авторский почерк Учителя. Если от «Мании Жизель» никто и не знал чего ждать, а «Дневники его жены» больше вызвал вопросов по биографическим неточностям, да и «Прогулка» стала настоящим откровением, то «Космос как предчувствие» совсем не напоминал эксперимент. Желание запечатлеть ощущения целого поколения на фоне трагических, и не очень, исторических событий, стало основным лейтмотивом режиссера. Частные переживания не уходят на второй план, но выгодно подчеркивают общий масштаб эпохи.
В основе фильма «Пленный» — рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный». На фоне военного конфликта в Чечне разворачивается внутренняя драма молодого бойца Рубахина. Очевидная ненависть к пленному Джемалу постепенно перерастает в жалость, затем в дружбу, а затем в симпатию. Теперь, когда внутри него воюют два чувства, сложно взять в руки винтовку и пойти воевать по-настоящему. Не внутри, а с пулями, смертями и стертыми ногами. Очередной конфликт внутренних переживаний с жестокой реальностью, которая давит снаружи. Учитель мастерски балансирует между патриотическим кино и чувственной мелодрамой.
Премьера фильма «Восьмерка» прошла в мае 2014 года. Несмотря на значимый послужной список и незаурядную творческую биографию, в данном случае Алексея Учителя можно назвать дебютантом. Впервые режиссер снимает мейнстрим, а не авторское кино. Впервые знакомится с жанром боевика. Сценарий к фильму написал Александр Миндадзе по одноименной повести Захара Прилепина. На переломе веков президент Ельцин уходит в отставку, бандитское прошлое сменяется деловым настоящим, и новое поколение никогда не поймет того, за что было готово убивать предыдущее. В фильме не сказано ничего нового. После «Брата» и «Бумера» сложно что-то добавить. Но, Учитель решил сделать ставку не на социальную составляющую, а снять историю любви. Если бы фильм был о смене поколений, то совершенно очевидно, что главные герои картины остались бы в старом мире и не дожили бы до финальных титров. Однако в получившимся фильме финал раскрывает проблематику любви и умения любить, а вовсе не трагическую «ненужность» героев. Молодая, бесшабашная любовь, когда парень «порвет» самых близких друзей за любимую девушку.
Подводя временный итог фильмографии Учителя, хочется улыбнуться. Он снял фильмы о солдатах, писателях, бандитах, космонавтах, музыкантах и машинистах поездов. Ведь в детстве мы мечтали стать именно ими. Не хватает только картины о капитанах дальнего плавания. Каждый фильм — это реализация детской мечты обычного ребенка. А значит, режиссер совершенно осознано будит в нас это детское мироощущение и делает нас проще, веселей, и добрей. Он ранит нас светлой стрелой, и нас не излечат, чего нам желать еще?