На экраны входит вторая часть трилогии «Дивергент» — «Инсургент» — по мотивам второй книги Вероники Рот про девушку Трис и антиутопичный мир, разделенный на фракции.
Первая часть, вступительная, снятая Нилом Бергером, известного всем по фильму «Иллюзионист» (2006), была встречена критиками совсем холодно: наивность диалогов, непродуманный сценарий, страх и неопытность в глазах актеров, неверие в саму историю. Возможно, у них нет Дженнифер Лоуренс и любимца Голливуда (еще с «Моста в Терабитию») Джоша Хатчерсона, а адаптированный текст суховат из-за простоты изложения, выбранного Вероникой Рот. Зато там напрочь утерян пафос «Голодных игр», поэтому, несмотря на свою исключительную ориентацию только на подростковую аудиторию, так как «Игры» все-таки пошли дальше этого, трилогия «Дивергент» является одной из главных замен нашумевшей франшизе.
В то время как мир читал «Гарри Поттера», никто даже не осмеливался экранизировать что-то в жанре подростковых антиутопий, да и спроса на них не было. Но пришло новое поколение, и нужно было искать способ развлечь публику. Система выбора следующего проекта, скорее всего, выглядела примерно так: продюсер в студии сидит и думает, что бы снять, берет книжку с полки и отдает сценаристу. Конечно, трудно представить, что у продюсера Lionsgate вдруг на полке оказалась первая часть «Голодных игр», однако теперь миллионы ждут новой части про сойку-пересмешницу, «Бегущего в лабиринте» и окончание «Дивергента».
Нил Бергер оставил франшизу и на его пост взяли Роберта Швентке, снимавшего «Иллюзию полета» (2005) и «Жену путешественника во времени» (2008). Из всех изменений, произошедших с фильмом после его прихода, можно выделить только то, что Чикаго вселенной Дивергент снимался теперь в Атланте. Неудобно быть режиссером второй части, когда мир уже создан под руководством другого. Однако к трем сценаристам Марку Бомбэку, Брайану Даффиду был так же приглашен оскароносец Акива Голдсман, который совсем недавно упал в глазах критиков со своим фильмом «Любовь сквозь время» (2014), который провалился в прокате.
В «Дивергент, глава 2: Инсургент» действие происходит спустя три дня после событий первой части. Фор (Тео Джеймс), Трис (Шейлин Вудли) и ее брат Калеб (Энсел Элгорт) попадают к «дружелюбным» и пытаются на время укрыться там от Джанин (Кейт Уинслет). Но им это не удается, и они кочуют из одной фракции в другую, попадая даже к «изгоям», где знакомятся с матерью Фора (Наоми Уоттс). Идёт новая борьба с «эрудицией» и ее предводительницей Джанин.
Зрителям дается уникальная возможность увидеть жизнь других фракций, так как в первой части такого разнообразия не было: вся сосредоточенность была исключительно на «бесстрашных» и «отречении». Начиная с «дружелюбных», предводительницей которых является Джоанна, исполненная оскароносной актрисой Октавией Спенсер. Нельзя не отметить, что кастинг на второстепенные роли прошёл лучше, чем на главные: Джанин – Кейт Уинслет, Эвелин – Наоми Уоттс. Да тот же Майлз Теллер, который стал всем известен по своей роли в фильме «Одержимость» играет намного раскованнее Джеймса и Вудли. При том, что Вудли «вышла из телевидения», у нее есть небольшой багаж из полнометражных картин у таких режиссеров, как Александр Пейн и Грегг Араки. Сама актриса достаточно откровенна в том, что готова жертвовать годами ожидания, чтобы получить хороший сценарий. Такого не скажешь о британце Тео Джеймсе, он так и не воспользовался своей мимикой в эмоциональном плане в полную силу, возможно Джеймс сможет найти что-то для себя в Великобритании, но исполнение роли Фора явно ухудшилось по сравнению с первой частью.
Возвращаясь к фракциям и той удаче, которую могут испытать фанаты, увидев убранство «дружелюбных» и «искренних». Никакого акцента на жизни других фракций вовсе не делается, несмотря на то, что в книге Трис в первую очередь сравнивает свой привычный образ жизни с другими. Всю суть «дружелюбных» сценаристы решили показать только в нескольких словах: «счастья вам» и «быть дружелюбным — значит уметь прощать». Да и то последнему учится Трис только у Джоанны, хотя в книге у нее была возможность поговорить и с другими участниками фракции.
Что касается «искренних», то здесь режиссер и сценарист использовали сцену с сывороткой правды (один из поворотных эпизодов в романе), однако же, опять плохая игра актеров отразилась на самом восприятии сцены, Вудли не выходила из образа drama queen.
Большим упущением, но и одновременно плюсом, является музыкальное сопровождение. Если в первой части так и запоминались самостоятельные синглы, например, Ellie Goulding, то в этот раз роль главных саундтреков взяли на себя Woodkid и даже M83. Однако в данном случае больше времени уделяется фоновой музыке, композитором которой выступил Джозеф Трапаназе, писавший музыку для «Обливиона» (2013). Грубая музыка во время побега или переломных моментов создает иллюзию боевика, только звуковая часть делает картину серьезной, чего не было в самом «Дивергенте».
Не было также серьезности и увлеченности в сценарии, чего вполне хватает в «Инсургенте». Теперь вторая часть выглядит реальной, киновосприятием режиссер не балуется. Герои выглядят сосредоточенными, озабоченными проблемами, свалившимися на них. Однако, как бы глубоки не были изменения в сценарии, они ничто без актерской игры, которая здесь в дефиците.
Новая глава во вселенной «Дивергент» сделана не хуже первой и даже может теперь открыто претендовать на место «Голодных игр», так как создатели уже настроены сделать из франшизы серьезное кино для подростков, только где они были два года назад?