Сейчас, во времена безраздельной власти Интернета, лучшее время как для киноделов, так и для кинозрителей. Первые имеют возможность транслировать свою работу на огромную аудиторию через интернет и набирать популярность больше и быстрее, чем те, кто работает над блокбастерами по пять лет. Особенно, если вирусная работа привлекает внимание таких людей, как Питер Джексон и Гильермо Дель Торо: одними из первых углядев творческий потенциал в режиссерах «короткометражек мечты», они дали полнометражную жизнь «Району №9» и «Маме». Дальнейшая карьера Нила Бломкампа нынче вызывает сомнения, но это не важно: главное то, что данный источник по-настоящему талантливых решений вновь нашел свое применение в жанре, который сейчас больше всего нуждается в новой крови – хоррор.
«И гаснет свет» снят по мотивам одноименной короткометражки, которой удалось покорить миллионы любителей страшилок благодаря, казалось бы, невероятно простому и одновременно изобретательному гиммику: при свете нечисти не видно, но стоит ему погаснуть – из самого темного угла к вам неестественным образом ковыляет темная фигура. Штука, которая отлично срабатывает в короткометражке – в ней необходимо нагнать жути быстро и эффективно, и нет времени на экспозицию или нагнетание саспенса. В полном метре был огромен риск свалиться на слепую эксплуатацию приема, что очень типично для хорроров последних лет. Но рискованный, почти что авторский проект в руках продюсера Джеймса Вана, чье имя уже давно высечено ржавым гробовым гвоздем на доске почета мастеров ужаса, растягивая пятиминутную историю на полтора часа, обзаводится самым необходимым для успешной реализации – живыми персонажами.
Как и в блистательных «Заклятиях», в центре повествования «И гаснет свет…» семья, которую терроризирует злая сущность. И в этой семье выстроена уникальная и очень живая динамика отношений, которая не только активно подвергается изменениям в ходе событий фильма, но и имеет ярко выраженную предысторию и возможное будущее при условии, если все останутся живы.
Спасутся ли герои? – над этим вопросом бьется запуганное сердце зрителя. Исполнители главных ролей, Тереза Палмер и Мария Бэлло, выкладываются по полной, играю сумасшедших мать и дочь, которые соперничают в заботе над сыном в исполнении великолепного Гэбриэла Бэйтмана, одного из самых талантливых юных актеров в индустрии. Отдельного упоминания заслуживает Александр Диперсия, который сумел превратить трафаретную на первый взгляд роль «бойфренда дочери, которого непременно и нелицеприятно замочат» в нечто особенное и запоминающееся. Люди, которых играют упомянутые актеры, не настолько глупы, чтобы совершать типичные ошибки жертв в фильмах ужасов, что чрезвычайно положительно сказывается на связи зрителя с их судьбами, жизнями и проблемами.
Если история и персонажи фильма являются его двигателем, то режиссура Дэвида Сандберга демонстрирует, что пресловутый световой гиммик может (и смог) превратиться в термоядерное топливо: с увеличением хронометража в прямой зависимости увеличилось количество интересных, а порой даже безумных творческих решений с использованием света как для одоления чудовища, так и для создания жуткой атмосферы – самую сложную субстанцию в (вымирающем) контексте оригинальности. И если в нем, в этом контакте, сейчас появился фильм о чудовище, способном навредить вам только в темноте, и фильм этот сделан настолько реалистично, что после просмотра решаешь все-таки оставить на ночь свет на кухне, то эту ленту можно смело отнести к лучшим из лучших в своем жанре.