«И гаснет свет…»: вымирающая оригинальность

22 июля 2016, 18:10

Полнометражный фильм Дэвида Сандберга «И гаснет свет…», снятый по мотивам жуткой и оригинальной короткометражки Lights out, еще до премьеры поделил любителей кино на два лагеря. Одни считали, что идея появляющейся исключительно во тьме нечисти, при должной проработке сценария и актерском составе, станет лучом света в беспросветном мраке, где сейчас прозябает жанр хоррора. Другие называли фильм заранее обреченным, считая, что ничего нового он жанру не даст, а только усугубит положение. «365» посмотрел фильм «И гаснет свет…» и попытался разобраться, кто же был прав.

Сейчас, во времена безраздельной власти Интернета, лучшее время как для киноделов, так и для кинозрителей. Первые имеют возможность транслировать свою работу на огромную аудиторию через интернет и набирать популярность больше и быстрее, чем те, кто работает над блокбастерами по пять лет. Особенно, если вирусная работа привлекает внимание таких людей, как Питер Джексон и Гильермо Дель Торо: одними из первых углядев творческий потенциал  в режиссерах «короткометражек мечты», они дали полнометражную жизнь «Району №9» и «Маме». Дальнейшая карьера Нила Бломкампа нынче вызывает сомнения, но это не важно: главное то, что данный источник по-настоящему талантливых решений вновь нашел свое применение в жанре, который сейчас больше всего нуждается в новой крови – хоррор.

Кадр из фильма "И гаснет свет..."

Кадр из фильма «И гаснет свет…»

«И гаснет свет» снят по мотивам одноименной короткометражки, которой удалось покорить миллионы любителей страшилок благодаря, казалось бы, невероятно простому и одновременно изобретательному гиммику: при свете нечисти не видно, но стоит ему погаснуть – из самого темного угла к вам неестественным образом ковыляет темная фигура. Штука, которая отлично срабатывает в короткометражке – в ней необходимо нагнать жути быстро и эффективно, и нет времени на экспозицию или нагнетание саспенса. В полном метре был огромен риск свалиться на слепую эксплуатацию приема, что очень типично для хорроров последних лет.  Но рискованный, почти что авторский проект в руках продюсера Джеймса Вана, чье имя уже давно высечено ржавым гробовым гвоздем на доске почета мастеров ужаса, растягивая пятиминутную историю на полтора часа, обзаводится самым необходимым для успешной реализации – живыми персонажами.

Кадр из фильма "И гаснет свет..."

Кадр из фильма «И гаснет свет…»

Как и в блистательных «Заклятиях», в центре повествования «И гаснет свет…» семья, которую терроризирует злая сущность. И в этой семье выстроена уникальная и очень живая динамика отношений, которая не только активно подвергается изменениям в ходе событий фильма, но и имеет ярко выраженную предысторию и возможное будущее при условии, если все останутся живы.

Кадр из фильма "И гаснет свет..."

Кадр из фильма «И гаснет свет…»

Спасутся ли герои? – над этим вопросом бьется запуганное сердце зрителя. Исполнители главных ролей, Тереза Палмер и Мария Бэлло, выкладываются по полной, играю сумасшедших мать и дочь, которые соперничают в заботе над сыном в исполнении великолепного Гэбриэла Бэйтмана, одного из самых талантливых юных актеров в индустрии. Отдельного упоминания заслуживает Александр Диперсия, который сумел превратить трафаретную на первый взгляд роль «бойфренда дочери, которого непременно и нелицеприятно замочат» в нечто особенное и запоминающееся. Люди, которых играют упомянутые актеры, не настолько глупы, чтобы совершать типичные ошибки жертв в фильмах ужасов, что чрезвычайно положительно сказывается на связи зрителя с их судьбами, жизнями и проблемами.

Кадр из фильма "И гаснет свет..."

Кадр из фильма «И гаснет свет…»

Если история и персонажи фильма являются его двигателем, то режиссура Дэвида Сандберга демонстрирует, что пресловутый световой гиммик может (и смог) превратиться в термоядерное топливо: с увеличением хронометража в прямой зависимости увеличилось количество интересных, а порой даже безумных творческих решений с использованием света как для одоления чудовища, так и для создания жуткой атмосферы – самую сложную субстанцию в (вымирающем) контексте оригинальности. И если в нем, в этом контакте, сейчас появился фильм о чудовище, способном навредить вам только в темноте, и фильм этот сделан настолько реалистично, что после просмотра решаешь все-таки оставить на ночь свет на кухне, то эту ленту можно смело отнести к лучшим из лучших в своем жанре.

 

Сохранить

Текст: Антуан Гомкцян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ