Передвинутый на апрель из-за чемпионата мира по футболу ежегодный Московский Международный кинофестиваль во всю начал свою работу. Смотр открыла итальянская драма «Неаполь под пеленой» Ферзана Озпетека.
Конкурсная программа богата разнообразием национальных кинематографий от Аргентины до Новой Зеландии, поэтому жюри придется нелегко при выборе фаворитов в плане тематических, стилистических и культурологических особенностей.
«Неаполь под пеленой»

Кадр из фильма «Неаполь под пеленой», реж. Ферзан Озпетек, Италия
В центре сюжета история женщины Андрианы, которая в один из вечеров встречает в компании своих друзей и знакомых молодого красавца. Они проводят незабываемую, страстную ночь и договариваются о следующем свидании. Однако молодой человек на него не приходит, и на следующий день Адриана узнает, что ее любовник был убит. Женщине не дает покоя такой исход событий, и она пытается провести свое расследование и разобраться в происходящем.
Режиссёр Ферзан Озпетек известен своим особым вниманием к человеческой сексуальности. Его герои пытаются найти себя через призму чувственности, желаний и эротизма. Как конкретный индивид он находит самого себя через призму чувственности, желаний и эротизма. И в фильме Озпетек приглашает зрителя в солнечный, «затуманенный» призраками архитектуры и искусства Неаполь, где главная героиня ведет, с одной стороны, обыденную жизнь, а с другой, очень загадочную.
Полубогемно проводя время с друзьями и родственниками, Адриана по сменам ходит на работу в больницу, встречаясь каждый день с мертвыми людьми. Озпетек рассказывает историю о человеке, который все еще живет прошлым, давно уже покоящимся под землей.
Режиссер начинает ярко и без крайностей с сенсуальной сцены, настраивая свой фильм на определенный ритм. Однако постановщик следом резко фокусируется на жанровой характеристике, вальсируя между драмой, детективом и триллером.
Из-за неровности форм и свойств большая часть фильма лишена «тональности». Осколками он формирует повествование, случайными образами путает зрительское ощущение, пока не доходит до основного твиста – неожиданного момента, после которого следует сбалансированный финал.
«Неаполь под пеленой» — это своеобразные игры разума под итальянскими лучами солнца, где одинокая женщина борется с призраками прошлого, чтобы отыскать прямую тропу к собственной жизни. Секс, семья, дружба, любовь, мистика и архитектура становятся ее проводниками в нелегкой схватке с собственным «Я». Психологизм персонажа становится главной целью режиссера, который для ее достижения жонглирует всеми возможными стилями для деконструкции линейного повествования, схожего с настоящими человеческими мыслями.
«Год без Леона»

Кадр из фильма «Год без Леона», реж. Мерседес Лаборде, Аргентина
Флавия совсем недавно потеряла любимого мужа, и она никак не может снова начать жить. Воспоминания о нем преследуют ее везде в их общей квартире, в разговорах с друзьями с работы и просто в голосовом сообщении на автоответчике. Женщина чувствует себя в замкнутом кругу, да еще бывшая покойного мужа просит приютить их дочь, Люсию, на выходные. Флавия, конечно же, соглашается, но пока не знает, верное ли это было решение…
Режиссёр Мерседес Лаборде спокойно могла бы попасть в программу «Время женщин», где показывают исключительно работы женщин-кинематографистов, но ее дебют по итогам был отобран в основной конкурс. Постановщица начинает свою картину неспешно, линейно и без каких-либо хаотичных поворотов в жанровой специфике. Определяя драматичность основной установкой картины, Лаборде уходит в динамику семейных отношений через образы двух женских персонажей — главную героиню и дочь ее умершего мужа. Два абсолютно разных взгляда на реабилитацию после потери самого дорогого человека. Режиссер показывает противоречивые друг другу восприятия действительности. Флавия желает адаптироваться к жизни в одиночестве, чтобы потом все начать сначала, Люсия же не хочет забывать об отце, беспокоясь о каждой детали, которая была связана с ним. Family dynamic перерастает в конфликт социализации.
Флавия и Люсия не разговаривают о Леоне, как будто он все еще с ними, а неприлично говорить о человеке в его присутствии. Они не замечают, как важна их коммуникация в данной ситуации. Но Люсия первая начинает это понимать, аккуратно подталкивая к такому же выводу и Флавию.
Лаборде выбирает классическое повествование и через элементы реализма исследует женское горе с разных форм привязанности к любимому человеку, и через их восприятия мира. Все героини у нее достаточно сбалансированы и гармоничны, мужские персонажи у нее просто приходящие или же, вовсе, отсутствуют. Некоторые отнюдь лишены каких-либо описательных характеров, имея при себе только имя и род деятельности.
«Год без Леона» — это история о двух индивидуумах, оказавшихся наедине со своими эмоциями и чувствами. Несмотря на разницу в возрасте (Флавии 41, а Люсия школьного возраста) для них прямой диалог со своим восприятием совсем чужден. Социализация становится для них единственным решением, но для такого вывода им предстоит пройти нелегкий путь.
«Спитак»

Кадр со съёмок фильма «Спитак», реж. Александр Котт, Россия
В центре сюжета реальная катастрофа — самое разрушительное землетрясение, случившееся в Армении в 1988 году. Этот день унес жизни 25 000 людей и до сих пор вспоминается с болью в сердце. Гор, узнав о землетрясении по телевизору, возвращается на родину в поисках своих родных, которых бросил ради новой счастливой жизни в Москве. Однако, возможно, уже совсем поздно…
Александр Котт после разного рода участий в съемках таких картин, как «Ёлки новые» и «День до», снова возвращается на киноэкраны со своим полным метром. Известно, что режиссер почти всегда пишет к своим фильмам сценарии сам («Испытание», «Инсайт»), но здесь в качестве драматурга выступила Марина Сочинская. Можно подумать, что картина заказана к 30-летней годовщине трагедии. Тем самым, стилистикой и структурой фильм проигрывает предыдущим работам Котта.
Несколько сюжетных линий начинают выстраивать тон и ритм, однако некоторые из них так и выбиваются из общего плана. Например, два французских работника, которые приехали вытаскивать людей из-под завала. Их конфликт в собственной сюжетной линии не исчерпывается, а для конструктивного или даже деструктивного его решения просто нет ресурсов. Главный герой же Гор всячески лишен бэкграунда «московской жизни», поэтому его резкое и хаотичное стремление вернуться домой к родным еще к неразведенной жене, дочке и родителям затуманено и остается под вопросом.
По большей части, драматургия здесь выигрывает благодаря эмоциональному фону, хроматично вырисовывая реалии трагедии и неповинного ужаса. Режиссер не сжаливается над образностью чрезвычайных происшествий, но и не бросается в гиперреализм. Отсюда и появляются элементы фэнтезийного, сказочного и хтонического в повествовании, резонером которого становится маленькая девочка, дочка Гора. Под музыку Сержа Танкяна (солист System of the Down) ее еще ненарушенный стихией мир, помогает ей спастись и свести своих родителей вместе. Поэтому, скорее всего, главным героем является именно она.
Текст: Ася Заболоцкая