Хроники ММКФ-40: «Гаспар едет на свадьбу», «Заблудшие» и «Воспоминания солдата»

23 апреля 2018, 15:28

Рассказываем о втором дне Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) и премьерах конкурсной программы.

«Гаспар едет на свадьбу»

Кадр из фильма «Гаспар едет на свадьбу», реж. Антони Кордье, Бельгия, Франция

Гаспар долгое время отказывался поддерживать связь с семьей, но после нескольких уговоров брата и грядущей очередной свадьбы отца он решается приехать в отчий дом. В поезде он встречает безбашенную Лору и предлагает ей за деньги притвориться его девушкой, потому что ему совершенно не хочется появляться на свадьбе в одиночестве. Лора еще не знает, в какой «зоопарк» она попала, а Гаспар не уверен, чем все это семейное воссоединение обернется…

ММКФ стал первой иностранной остановкой для новой картины французского режиссера Антони Кордье. Его мелодрама с комедийными и иногда абсурдными элементами – пока что самая зрительская кинолента всего смотра, однако она совершенно не сбивается с ритма всей конкурсной программы. Арт-мейнстрим, которым режиссер подкупает обе аудитории, является необходимым разрядом среди разножанровых работ благодаря посмодернистской прямолинейности и звездам французского современного кино (Феликс Моати, Криста Тире и Летиция Дош).

Во французском кино последних лет все больше внимания уделяют арт-мейнстриму, который работает почти на всех зрителей, но при этом тематику кинематографисты выбирают самую социальную: снимают про мигрантов, религию, социализм, другие всевозможные «измы» (в «Завуалируй это» Су Абади) и про простое желание жить (в «Молодой женщине» Леоноры Серрай). В «Гаспаре…» также предстает «попурри» из тем: от самых вечных до самых современных. Так, тема семьи, взросления и коммуникации между людьми переплетается с вопросами сохранения окружающей среды и свободы диких животных.

По словам режиссера, он вдохновлялся пьесой «Вишневый сад» А.П. Чехова при написании сценария и последующей работы с актерами. Несмотря на синтез из многочисленных тем, которые обильны своими собственными глубокими конфликтами, Кордье фокусируется больше не на драматургии, а на визуальном и звуковом сопровождении. Периодически из-за элементов клипмейкерства, повествование останавливается для «театрального перфоманса», где все пространство заполняется музыкой и танцами света. В итоге Антони Кордье создает комедийную мелодраму с инфантильными главными героями, которые общаются со своими близкими через комичность чеховской пьесы.

«Заблудшие»

Кадр из фильма «Заблудшие», реж. Дастин Финили, Новая Зеландия

В центре сюжета бывший заключенный, который только-только вышел из тюрьмы, отсидевший там пару лет за попытку убийства, и пациентки психиатрической клиники. Судьба сталкивает их вместе, намекая, что у них есть шанс все начать сначала.

Режиссер Дастин Финили переносит восточно-европейскую ритмику на территорию Новой Зеландии. Его герои не просто сломленные и заблудшие, но они еще и мечтатели, которые хотят начать жить с чистого листа, не поминая прошлого. Через минималистичность и холодность горных пейзажей режиссер отправляет героев через нетронутые городской суматохой места в поисках реабилитации собственной души. Режиссеру чужды диалоги и слова, поэтому за их персонажей говорит именно построение кадра. Четкая симметричность и статичность камеры дает ту свободу, которой они были лишены все это время в стенах тюрьмы и клиники, поэтому даже в фильме они живут вне кинематографических рамок.

Неторопливо режиссер повествует о потерянных душах, причем тема для него не первая: его предыдущие короткометражные работы («Снег») также рассказывали о людях, которые были вынуждены бороться с социальными и моральными несправедливостями. Несмотря на недосказанность и нелинейность повествования, дебют Финили выглядит достаточно сбалансированным, где драматизм в финале остается только фоном. Режиссер – такой же мечтатель, как и главные герои, поэтому их ждет happy-end, только в немного монохромных тонах.

«Воспоминания солдата»

Кадр из фильма «Воспоминания солдата», реж. Ким Джэхан, Республика Корея

Сюжетная линия повествует историю молодого корейского солдата, которому пришлось расстаться со своей деревней, любимой мамой и молодой женой. На войну призывали всех, но больше внимания уделяли молодежи, поэтому юному Чонгану невозможно было этого избежать. Он решил стать настоящим солдатом, но что делать, если мысли всегда только о родной земле?

Режиссер Ким Джэхан снимает «Иваново детство», но в своей азиатской колористике. Чонган постоянно вспоминает свою прошлую жизнь: маму, жену и корову, в любую свободную минутку он разговаривает с ними, проектируя их образы из памяти. Бессознательные путешествия к своим близким становятся единственным проводником среди алогичности войны. Режиссер играет с цветом, омрачая военные действия и насыщенно окрашивая воспоминания молодого солдата, чтобы поделить повествование на разные настроения.

Здесь нет философии Тарковского и того смертельного страха войны, который она за собой несет. Сама Корейская война здесь совершенно не обсуждается, потому что режиссер интересуется камерной историей этого одного молодого провинциального парня, живущего все еще где-то в своих грезах. Не понимая смысла борьбы между Востоком и Западом, он постоянно задает вопросы начальникам, сослуживцам, и, конечно же, маме, жене и той самой корове, но так и не находит ответов.

«Воспоминания солдата» — это повесть о невинности реальности, которую способны придумать люди только сами себе, но иногда эта самая «реальность» — единственное, что позволяет, возможно, не выжить, но терпеть и ждать своего финала.

Текст: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ