Хроники 39 ММКФ: турецкий реализм «Желтой жары» и «Уход» Ланы Уилсон

24 июня 2017, 12:00

В конкурсном смотре художественных фильмов показали турецкую социальную драму «Желтая жара», а в документальной программе — ленту «Уход».

 «Желтая жара»

Кадр из фильма «Желтая жара»

«Желтая жара» — полнометражный игровой дебют бывшего математика и физика Фикрета Рейхана. Турецкий режиссер вместе со своим братом-продюсером сделали очень личный для их семьи фильм. Рейхан показал жизнь простых людей из восточной части Турции. Они выживают за счет тяжелого физического труда. Такой жизнью жил режиссер и его отец, такой жизнью живут миллионы людей и сейчас, ведь Турция – это не только сплошной all inclusive и распухшее от туристов побережье.

Юный Ибрахим берется за любую доступную работу для того, чтобы заработать денег на водительские права.  Он хочет стать дальнобойщиком и вырваться из родного села. Семья Ибрахима фактически находится в рабстве у местного авторитета. Дом заложен, всю выручку от продажи баклажанов и перца они отдают этому современному феодалу. Они обречены пожизненно выживать, а не жить. Однако эту ношу они принимают смиренно, без жалоб и слез.

Кадр из фильма «Желтая жара»

Подобный упадок окраин можно представить в любой стране мира, да хоть даже в России. Стоит отъехать на несколько десятков километров от мегаполисов – и вот они, суровые работяги и безнадега. Только в реальной жизни все-таки есть шанс вырваться из замкнутого круга, а в фильме Рейхана такой возможности нет. Герои не просто живут тяжело и бедно – они живут еще и безрадостно. Куда ни глянь – везде хмурые лица с острым взглядом. Все хоть сколько-нибудь радостные моменты, за которые можно было бы зацепиться и зрителю, и самому Ибрахиму, безжалостно вырезаны. Даже в самый радостный для героя момент, когда он получает вожделенные права, из радио звучит печальная песня про боль и страдание.

Сквозь турецкие реалии легко проглядывает костяк итальянского неореализма. У Рейхана получилась современная версия ленты «Земля дрожит» Висконти с крестьянами вместо рыбаков. Даже многие актеры – непрофессионалы, проживающие в том же городе, где происходили съемки картины. Подобный подход был более чем положительно оценен на родине режиссера и фильм получил сразу четыре награды на Международном стамбульском кинофестивале, в том числе и за лучший фильм.  Сможет ли покорить турецкий реализм членов жюри 39 Московского международного кинофестиваля? Посмотрим.

 

«Уход»

Кадр из фильма «Уход»

Документальное кино не обязательно должно быть поучающим и просвещающим, но «Уход» — именно такой случай.  Его можно было бы показывать на лекциях по психологии или социальной педагогике, а еще лучше тем, кто отважился быть психотерапевтом. «Уход» — это история о том, куда может завести человека альтруистическое желание постоянно помогать людям, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Фильм наглядно демонстрирует правило: прежде чем помогать другим людям, позаботься о своем психологическом и физическом здоровье.

Японец Иттэцу Нэмото – буддистский священник и ведущий уникального семинара, где помогает людям удержаться от повторной попытки самоубийства. Дома у Иттэцу жена и двухгодовалый малыш, но с ними он проводит едва ли час своего времени в день. Все силы он отдает своим подопечным. Они могут написать ему глубокой ночью SMS с криком о помощи, а могут позвонить ранним утром. Иттэцу всегда готов прийти на помощь, приехать к ним домой или встретиться за ланчем в кафе. Он терпеливый, добрый и понимающий. Правда, есть человек, кто страдает от его чрезмерной отзывчивости – это он сам.

Кадр из фильма «Уход»

Иттэцу на вид еще нет сорока, но у него уже был инфаркт и есть высокая угроза закупорки сосудов. Из-за постоянного стресса и недосыпа его организм не справляется с нагрузками, но священник и не думает менять свой распорядок дня. Вдобавок ко всему, расслабляется Иттэцу весьма интересным способом – на танцах в клубе. Он живет на максимальном пределе своих возможностей.

Восходящая звезда американской документалистики Лана Уилсон узнала историю необычного японского священника из статьи в газете и сразу захотела снять о нем фильм. Ее восхитили человеческие качества Иттэцу и его необычная биография – до принятия буддизма ее герой был настоящим панком и бунтарем! Буддистским проповедником Иттэцу стал после аварии на мотоцикле, но не потому, что ощутил просветление, а потому, что храму требовался священник, даже без опыта работы. Одно за другое, и вот уже десять лет бывший панк помогает тысячам людям найти свой личный повод продолжать жить. Кто-то хочет прожить еще год, чтобы увидеть цветущую сакуру, кто-то нашел поддержку у близких, а кто-то понял, что не может лишить детей родителя.

Находит и сам священник причину позаботиться о себе, дать организму небольшую передышку. С помощью своего же собственного метода Иттэцу находит самую главную причину, почему он должен быть более внимательным к своему здоровью – это его собственный маленький сын. Ради возможности провести с ним больше времени Иттэцу ставит свою работу на паузу. И, о чудо, за это время никто не кончает с собой!

 

Текст: Валерия Свиридова

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ