В заключительный день кинофестиваля были показаны два фильма о борьбе за свои права — «Слава» и «120 ударов в минуту».
«Слава»

Кадр из фильма «Слава»
Болгарский фильм с красноречивым названием «Слава» был показан в программе «Эйфория окраины», в которой были собраны картины из разных стран Центральной Европы – Польши, Румынии, Венгрии. Болгарию, конечно, тоже можно назвать «окраиной» Евросоюза (в фильме и об этом речь зайдет), но главным для режиссеров Кристины Грозевой и Петара Вылчанова было поговорить об окраинах их собственной родины, о проблемах, которые там существуют. И сделали они это блестяще – энергично, увлекательно и остроумно.
Сюжет «Славы» во многом перекликается с немецким фестивальным хитом прошлого года — лентой «Тони Эрдманн» Марен Аде. Судите сами. Юлия Стайкова — пиарщица в Министерстве транспорта. Она умело балансирует между работой и личной жизнью — в 40 лет она решила начать готовиться к рождению ребенка. В жизни Стайковой нет ни минуты покоя – даже на кресле у гинеколога она продолжает отвечать на телефонные звонки с работы. Старательно налаженную жизнь женщины подрывает нелепый трогательный дед Цанко Петров – обходчик путей, обнаруживший на дороге кучу денег, которую поспешил передать в полицию. Стайкова сначала использует Петрова как удачный инфоповод, чтобы отвлечь общественность от скандала вокруг воровства топлива, а потом не знает, как от него отделаться — все потому, что потеряла памятные для Цанко часы «Слава». Игнорирование деда оборачивается катастрофой для Стайковой, ведь не сумев достучаться до нее, он идет на телевидение и рассказывает там и о ворованном топливе, и о пропавших часах.
Исчезнувшие часы «Слава» — это очень точно найденный образ: и как сюжетообразующий элемент, и как неприкрытая метафора потери связи с прошлым, отсутствие контакта между поколениями. Эти темы громко звучали в «Тони Эрдманне», не менее громко они слышны и в болгарском фильме. Так же, как и Аде, Вылчанов и Грозева сталкивают представителей старой и новой формации, прошлое и настоящее страны — Стайкову и Петрова. Лицемерное замалчивание проблем со стороны государства и немота угнетенных рабочих, которым платят гроши, да и те не регулярно. Петров из-за сильного заикания даже не может внятно высказываться, что усугубляет глухоту сильных мира сего — ничего не слышим, ничего не видим.
Режиссеры для разговора на эти непростые и, мягко говоря, нерадостные темы выбрали подкупающую трагикомедийную интонацию. Они не ставят себя выше других и не показывают выход из сложившейся ситуации, а вместе с героями смеются над тем абсурдом, в котором они вынуждены жить, над особенностями болгарского менталитета.
«120 ударов в минуту»

Кадр из фильма «120 ударов в минуту»
Фильм Робена Кампийо – это детальный пересказ событий, происходивших во время эпидемии СПИДа во Франции 90-х годов. Мастерски сделанная работа завоевала «Гран-при» на Каннском кинофестивале этого года и заострила тему злейшего врага многих бед современного человека – непросвещенность.
Активисты из группы Act Up Paris уже больше двух лет занимаются информированием парижан о способах защититься от СПИДа. В основном к организации присоединяются ВИЧ-положительные, но бывают и просто неравнодушные члены ЛГБТ-сообщества или их родители. Члены группы врываются на уроки, бегло разбрасывают брошюры и скороговоркой просвещают старшеклассников о путях предохранения от инфекции. На дворе начало 90-х, и французское общество предпочитает изображать страуса с головой в песке, игнорируя очевидную эпидемию болезни. Помимо набегов на школы, Act Up Paris терроризирует фармацевтическую кампанию, заставляя ее опубликовать данные о токсичности единственного доступного для больных СПИДом лекарства. Активисты бомбардируют офис фальшивой кровью, а врачей, которые, кстати, охотно идут на диалог, — статистикой (во Франции больше зараженных СПИДом, чем в Англии и Германии) и медицинскими терминами. К концу фильма можно почувствовать себя настоящим профи, понимая, о чем говорит количество клеток Т-4 и наличие саркомы Капоши — с задачей просвещения лента справляется на ура. Однако не обилие фактов и настроение «вперед на баррикады» делает этот фильм ярким и запоминающимся, а невероятная энергия, которая фонтанирует во всех героях ленты. Робен Компийо сделал фильм о смертельно опасной болезни, в котором на удивление много жизни, льющейся через край.
Ярких героев будет много — особенно хочется выделить героиню, сыгранную Адель Энель, запомнившуюся по фильму «Неизвестная» братьев Дарденн. Но все-таки женщины в фильме будут вытеснены на второй план, ведь «120 ударов в минуту» — это еще и гей-мелодрама. Благодаря этому будут проговорены очень грустные и личные истории: как кто узнал о существовании СПИДа, как заразился, как проходила жизнь после. Этот личный взгляд героев очеловечивает ленту, не позволяет ей быть безыскусной подделкой на актуальную тему дня. Пусть мелодраматичность и делает «120 ударов» местами излишне сентиментальным и предсказуемым фильмом, зато помогает удержать внимание все два с лишним часа, что длится лента.
Французам всегда убедительно удавалось отображать бунт молодежи и эстетику протеста. Даже смерть одного из главных героев будет использована на благо протестного движения — жизнь закончится, а борьба продолжится.
Текст: Валерия Свиридова