Программу «Спектр» открыл полнометражный игровой дебют американца Гейба Клингера «Порту».
Португальский город Порту стал местом встречи американца Джейка и француженки Мати. Ему – 26, ей – 32. Он перебивается с одной работы на другую, она учится на археологическом факультете. Несколько случайных совпадений, пара взглядов в кафе и одна страстная ночь. Дальше их пути разойдутся, но мысленно они продолжат возвращаться к этой истории. К жестам, взглядам и словам друг друга.
Кадр из фильма «Порту»
Казалось бы, стандартная и даже банальная история встречи мужчины и женщины в красивом европейском городе. Но режиссер Гейб Клингер постарался оживить этот привычный шаблон как мог. Фильм разбит на три главы и небольшое предисловие. Каждая глава – это взгляд героя на произошедшую историю. Сначала мы видим, что значило знакомство с красоткой Мати для Джейка, потом как события развивались с точки зрения Мати, и завершает фильм будто бы объективная точка зрения со стороны.
Чем больше мы вглядываемся в героев, раз за разом проживаем вместе с ними один и тот же день встречи, тем больше становится понятно, что это совсем не романтическая история. «Порту» — это фильм об одиночестве двух потерянных в маленьком португальском городе иностранцев. Сам гороод – еще один действующий герой ленты. Он светлый и гостеприимный. В нем можно найти уютное кафе с домашней едой даже в два часа ночи. Он располагает к новым знакомствам. В нем нет суеты больших мегаполисов. Он располагает к погружению в свои мысли и воспоминания.
Кадр из фильма «Порту»
Главную мужскую роль в фильме сыграл безвременно ушедший год назад Антон Ельчин. Большой соблазн назвать его роль финальным аккордом в его актерской карьере, хотя фильмы, где он успел сняться, будут продолжать выходить. Абстрагироваться от трагического подтекста не получится – Ельчин в образе болезненно изможденного Джейка будет раз за разом говорить об предопределенности событий. Выбора фактически не существует, если события должны случиться – они случатся. Эта философия героя предает дополнительную болезненную и зловещую интонацию картине. Режиссер решил по касательной затронуть темы одержимости и психологической нестабильности, но ощущение болезненности будет преследовать почти на протяжении всего просмотра «Порту».
Еще фоном будет казаться, что Клингер то ли копирует, то ли отдает дань уважения Ричарду Линклейтеру. В его предрассветной трилогии тоже случайно встречались американец и француженка, гуляли по европейским городкам и болтали обо всем на свете. Созвучие авторов не случайно. Дебютная документальная лента Клингера «Двойная игра: Джеймс Беннинг и Ричард Линклейтер» была посвящена сравнению творческого стиля двух именитых коллег. Но не стоит бояться, Клингера – это не копия Линклейтера, а молодой и талантиливый режиссер, за которым будет интересно следить. Не зря Джим Джармуш выступил исполнительным продюсером его первого игрового фильма.
Текст: Валерия Свиридова
Сохранить