Хроники 39 ММКФ: «Молчание Адрианы» Лиссетт Ороско и «Почти что здесь» Жаклин Цюнд

29 июня 2017, 18:20

Рассказываем о двух картинах из конкурсной программы документального кино – «Молчание Ариадны» и «Почти что здесь».

 

«Молчание Адрианы»

Кадр из фильма «Молчание Адрианы»

Представьте, что вы узнаете о самом близком родственнике страшную тайну из его прошлого. Например, что ваш любимый дедушка в юности был чекистом, мучил и убивал сотни людей. Сможете ли вы, зная это, продолжать с ним общаться и смотреть ему в глаза? В похожей ситуации оказалась Лиссетт Ороско, режиссер документального фильма «Молчание Адрианы», когда ее любимую тетю обвинили в работе на тайную полицию во время правления кровавого чилийского диктатора Пиночета.

Адриана Ривас, или тетя Чани, как ее ласково называют внутри семьи, обаятельная и улыбчивая женщина с энергичным характером. Невозможно поверить, что она могла не просто присутствовать при пытках неугодных режиму людей, а непосредственно участвовать в них. Не сразу в это верит и ее племянница Лисетт, решившая сделать документальный фильм в защиту Чани, которая до последнего будет отрицать свою вину. На экране один за другим будут появляться люди (бывшие коллеги, знакомые, журналисты), от которых режиссер надеялась получить аргументы в защиту своей героини, но раз за разом она будет слышать только шокирующие факты «против».

Скупые выразительные средства (большая часть фильма – это беседы по Skype, семейный фотоархив и снятые простенькой камерой интервью) поначалу создают атмосферу учебного проекта на условно заданную тему «рассказ о человеке, которым я восхищаюсь». Но чем больше информации удается узнать о прошлом героини этого проекта, тем быстрее исчезает ощущение камерности истории. Фильм стремительно превращается в политический триллер. Скелеты из шкафа (в прямом и переносном смысле слова) один за другим сыплются на головы зрителей, будто стремясь повторить гору черепов из картины Василия Верещагина «Апофеоз войны».

Как и в другой ленте про кровавый латиноамериканский террор из программы 39 ММКФ, «Симфорния для Аны», в центре сюжета оказывается история про женщину. С одной стороны, правда о том, что во времена правления военной хунты в Чили руками женщин-агентов совершались кровавые пытки просто для устрашения общества, шокирует. Но тут на память приходит печальный опыт Второй мировой войны и истории надзирательниц в концлагерях (одна из них рассказана в фильме «Чтец»). С другой стороны, еще больше шокируют мотивы Адрианы. Она согласилась работать в DINA (Управление национальной разведки) из-за того, что это открывало перед ней двери в закрытый мир политической элиты! Будучи девочкой из скромной многодетной семьи, она и не мечтала, что может оказаться на вершине социальной пирамиды и не важно, что дорога наверх оказалась вымощена трупами.

Лиссетт Ороско удалось разглядеть правду, несмотря на все бесстыжие попытки Чани манипулировать и давить на племянницу. Отважиться взглянуть в кровавую бездну чилийского и семейного прошлого – это не только личный, но и гражданский подвиг.

 

«Почти что здесь»

Кадр из фильма «Почти что здесь»

Картина швейцарского режиссера Жаклин Цюнд, пожалуй, самый стильный и жизнеутверждающий фильм конкурсной программы документального кино. Поэтическое эссе на тему старости, одиночества и поиска счастья. Три зарисовки о немолодых мужчинах, решившихся изменить привычный ход своей жизни, разбавить унылую рутину, выйдя из зоны комфорта.

Американец Боб встречался с девушкой, которая хотела путешествовать в доме на колесах. С девушкой отношения закончились, а трейлер остался. Так Боб начинает свой одинокий бесцельный путь по бескрайним хайвэям.

Японец Ямада после 18 лет работы вышел на пенсию и понял, что совершенно не знает, чем теперь заняться. Чтобы не стать «мокрым листом» (так в Японии называют мужей, которые крутятся вокруг жены), он пробует читать книги дошколятам (в его стране это совсем не самодеятельность, а настоящее искусство).

Наконец, англичанин Стив решает переодеться женщиной и уехать на испанский курорт «Бенидорм» работать стендапером.

Неспешный ритм, безупречно выстроенные кадры, плавные движения камеры, выверенный текст — вот основные элементы картины. Флегматичный, убаюкивающий стиль настраивает на медитативное путешествие по трем не связанным между собой жизням героев.  Кажется, что выбраны они абсолютно случайно, но, если приглядеться, каждый из них – это собирательный образ определенного социального класса, одновременно единица и целое. Рабочий, артист и офисный служащий — все они одинаково потеряны и растеряны, заключены в ограниченной рамками жизни (визуально эта мысль подкрепляется повторяющимися кадрами с героями в ячейках окон).

Неспешно чередуя между собой три сюжетные линии, Цюнд убедительно доказывает на примерах своих героев, что жизнь начинается за пределами зоны комфорты. Эти приделы можно преодолевать радикально, как Стив, а можно осторожно, как Ямада.

Кстати, благодаря Ямаде «Почти что здесь» удивительно складно рифмуется с другим документальным фильмом из конкурсной программы – «Уходом» Ланы Уилсон, в котором японец тоже занимался поиском смысла жизни. Правда, герои этих картин приходят к совершенно разным выводам. Иттэцу из «Ухода» находит смысл жизни в своем сыне, а трио из швейцарского фильма выбирает несерьезное отношение к жизни, умение посмеяться над собой и любовь. Как сказал комик Стив:

«Моя жизнь не огорчает меня, потому что я ей этого не позволяю».

Отличное жизненное кредо, стоит взять на вооружение.

 

Текст: Валерия Свиридова

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ