В этом году на экранах появилось довольно много ремейков: от «Фантастической четверки» и картины «А зори здесь тихие…» до недавно представленной «Тайны в их глазах» и готовящегося к выходу фильма «На гребне волны». К ремейкам чаще всего относятся с подозрением: что еще можно добавить в и без того безупречную картину, неужели нельзя создать нечто новое и свое? Наверняка все дело в кассовых сборах, которые будут большими, ведь люди точно пойдут в кино, чтобы освежить память… Но всегда ли это так?
Ремейк – это новая версия ранее созданного фильма. «Новая версия» может подразумевать под собой переосмысление сюжета оригинала, перенос истории в другую культурно-историческую среду или же просто адаптацию ранней версии под современные реалии. Иными словами, ремейк снимается по мотивам оригинальной картины. Традиция ремейков не нова. Очевидно, первый ремейк появился немного позже того, как появился первый достойный пересмотра фильм.
Кадр из фильма «12» Никиты Михалкова
Коммерческий успех у ремейков всегда стабильный. Даже самые низкие по художественным достоинствам ремейки собирают приличные кассовые сборы. Одной из причин является беспроигрышный маркетинговый ход «все новое-хорошо забытое старое», который действует безотказно. Люди с удовольствием пойдут на нечто, что они уже знают и давно любят. Именно поэтому картина «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, несмотря на обилие скрытой рекламы и однообразных спецэффектов собрала $55 млн. В то же время существуют ремейки, которые, казалось бы, далеки от денежных соображений. Например, фильм Михалкова «Двенадцать» скорее продиктован желанием адаптировать иностранный «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета к нашим реалиям, сделать его более понятным для русского зрителя. Таким образом, мы подходим к совершенно логическому заключению : иногда новые версии фильмов значительно превосходят оригиналы, иногда – уступают им и остаются только «переделкой».
Кадр из фильма «Великолепная семерка»
В качестве примера классического и во всех отношениях достойного ремейка можно назвать фильм «Великолепная семерка» Джона Стерджеса, основанный на картине «Семь самураев» Акиры Куросавы. Режиссеру удалось перенести философскую притчу Куросавы в иную культурно-историческую среду, превратив ее в вестерн и классику американского кинематографа. Примечательно, что в 2013 году фильм вошел в Национальный реестр фильмов США, будучи признанным культурно и эстетически значимым.
Кадр из фильма «Отступники»
Еще есть фильм Мартина Скорсезе «Отступники», который является ремейком гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка» Эндрю Лау и Алана Мака. История бостонского полицейского, который внедрился в ирландскую мафию, и ирландского мафиози, ставшего уважаемым бостонским копом, получила международное признание, выиграв целых четыре «Оскара».
Кадр из фильма «Звонок» (2002)
Судя по всему, адаптация восточного кино Голливуду всегда удавалась хорошо – тот же «Звонок» 2002 года является ремейком одноименного хоррора 1998 года. Однако, иногда стремление к созданию «своей версии» фильмов не оправдывает себя: «Ванильное небо» Кэмерона Кроу кажется слишком приторным по сравнению с оригиналом «Открой глаза» Алехандро Аменабара. При этом рейтинги обеих картин одинаковые (7,9 у каждой на «Кинопоиске», 6,9 и 7,8 на IMDb). Голливудские ремейки получаются на порядок яснее и проще, чем оригинальные картины. Подобная тенденция создает ощущение, что американские режиссеры то ли слишком беспокоятся за аудиторию, считая, что она не поймет оригинальной картины, то ли не могут перенести мысли, что шедевр может относиться к французскому/испанскому/японскому и т.д. кинематографу.
Кадр из фильма «Служебный роман. Наше время»
Затрагивая тему низкокачественных ремейков, на ум сразу приходят отечественные фильмы последних лет. «Служебный роман. Наше время» Сарика Адреасяна, «Джентельмены, удачи!» Александра Баранова и Дмитрия Киселёва, продолжение «Иронии судьбы» Тимура Бекмамбетова, «Человек с бульвара Капуцинок» Анны Суриковой… Критика эти картины воспринимает плохо, и прежде всего потому, что они не идут ни в какое сравнение с классикой советского кино. Но при этом, кассовые сборы эту бездарность оправдывают. Российский зритель советскую классику любит и с удовольствием пересматривает по праздникам, и если вдогонку к этой классике подставить красочное, но пустое продолжение, то оно будет просмотрено с не меньшим удовольствием.
Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!»
Предвзято к ремейку относиться не стоит. В конце концов, каждый сталкивался с ощущением, которое бывает после просмотра хорошего фильма или сериала. Впечатление есть, но картина закончилась и продолжения не будет, а так хочется испытать нечто подобное снова. Во многом критика второго сезона «Настоящего детектива» объясняется именно этим – первый сезон запомнился рефлексирующим Макконахи, а второго такого Макконахи во втором сезоне уже не было. Поэтому и существуют ремейки, которые дают возможность окунуться в прежнюю проблематику и взглянуть на оригинал под другим углом. Ремейки бывают плохими – но низкопробным бывает и кино, это мы с вами прекрасно знаем.
Текст: Татьяна Швалёва