Откровенно говоря, заключение трилогии не предвещало ничего интересного, кроме новых визуальных кульбитов. Основания к такому выводу давали первые два фильма, переполненные слишком откровенной анимацией и какой-то детскостью, которая, возможно, соответствует духу книги, но не соответствует ожиданиям. «Нежданное путешествие» и «Пустошь Смауга» задали определенный тон и ритм повествования, и «Битва пяти воинств» должна была либо им соответствовать, либо опровергнуть их визуальные решения и привнести что-то свое, тем самым внеся разлад в общее восприятие. Формально, то, что отличает книгу «Хоббит, или туда и обратно» от «Властелина колец», отличает и одну кинотрилогию от другой. Именно из «Хоббита» вырос «Властелин колец» в творчестве Толкиена, однако киномиру сперва была явлена масштабная история о войне кольца, а лишь затем – небольшой приквел, которым «Хоббит», несмотря на весь свой размах, бюджет и сборы, и является. Если опустить все хронологические подробности и даты написания, то «Хоббит» должен быть неким введением в мир «Властелина колец», знакомством с народами, нравами и силами, в демонстрации которых проявлялись бы первые сюжетные наброски следующей за его событиями эпопеи. «Хоббит» решил не идти по этому пути и стать полноценным и самостоятельным произведением, по размаху и накалу как минимум не уступающим своему «большому брату».
На «Битву пяти воинств» возлагалась надежда стать связующим звеном между двумя трилогиями, близким по духу и идеям как предшествующим двум фильмам, так и хронологически последующим. Однако для этого было необходимо сделать из Бильбо и товарищей не прыгающих по горам и рекам веселых ребятишек, а вполне себе человеческих персонажей без всех этих мультяшно скачущих тарелок и бочек. Вся интрига фильма кроется в степени той серьезности и реализма, которые и должны были сделать «битву пяти воинств» качественным завершением не только трилогии, но и всех экранизаций Толкиена, ведь в экранизацию «Сильмариллиона» верится с трудом. Питер Джексон многократно еще перед выходом первого фильма повторял, что «Хоббит» должен стать «Взрослым» и серьезным, и потому моменты этой стилистической серьезности (читай «соответствия духу «Властелина колец») вызывали куда большей интерес, чем способ убийства Смауга.
Повзрослел ли «Хоббит» к последнему фильму? Не настолько, чтобы стать полноценным и качественным мостом между двумя мирами, и разница между «Битвой пяти воинств» и «Братством кольца» слишком ярко бросается в глаза, и перестаешь верить, что из первого действительно вышло второе. Конечно, время не стоит на месте, актеры и технологии меняются, но после просмотра «Хоббита» можно сделать вывод, что фильм, возможно, сняли слишком рано, и зрители все равно воспринимают две трилогии как одно целое, разные подходы к реализации в которых режут по глазам. Поклонники, к примеру, «Звездных войн» не критикуют вторую трилогию 2000-ых годов за то, что стилистически она отличается от фильмов 70-ых: прошло слишком много времени, чтобы воспринимать все фильмы как единое целое. Прежде всего, в «Битве пяти воинств» бросается в глаза хронометраж: 2 часа 20 минут. Наблюдательный зритель знает, что Джексон любит делать монструозные титры минут на 15, а также слышал, что финальное сражение будет длиться 45 минут. Резонный вопрос: что же будет в остальное время? То же, что и в предыдущих фильмах в моменты минимального накала действа: хождение туда-сюда, нравственные дилеммы Торина и демонстрация Барда Лучника, который несмотря на все старания и экранное время так и остается второстепенным и достаточно блеклым персонажем. Однако на этот раз путешествие уже закончилось, идти больше некуда, и все события разворачиваются в одной локации: у подножия Эребора.
Внимание! Спойлер: все закончится хорошо, союз гномов, эльфов и людей победит, а Бильбо вернется в Шир. Разумеется, весь фильм закручен вокруг финальной битвы, к которой все идет и ради усиления мощности которой и показаны все предшествующие события. Битва действительно длится больше 40 минут, но тех эмоций, что вызывало, к примеру, появление войск Рохана у стен осажденного Гондора нет и в помине. Разумеется, «Хоббит» и должен быть меньше, но финальное сражение ощутимо малоформатно, а орки и тролли все такие же смешные, пузатые, игрушечные, чистые и умирающие от всякого физического воздействия, как и в первых двух фильмах; но от фразы «Битва пяти воинств» ожидается ощутимо больше.
Джексон обещал «великое прощание с миром Средиземья». Его нет. Ожидался некий мостик между сюжетами и мирами двух трилогий – он слишком маленький и хлипкий, хотя поводы для отсылки к последующей истории буквально рвутся наружу, а в итоге фильмы «Хоббит» и «Властелина колец» связывают лишь Бильбо, Гендальф и Леголас. И мелькнувший где-то на минуту Элронд с Галадриэль.
На выходе из кинотеатра в сознании борются два ощущения: неприязнь от холодного прощания со столь полюбившимся миром и осознание того факта, что времена уже сменились, размаха «Властелина колец» уже нет и не будет, и какой-то реализм, в ключе которого можно показывать даже фэнтази, утрачен окончательно. Также из мелких недочетов стоит отметить тот факт, что Питер Джексон так и не смог уйти от самокопирования, пусть и осмысленного: если фильм идет по самобытному пути, ему не стоит копировать художественные решения «старшего брата». Если повтор сцены с Гэндальфом и бабочкой в «Пустоше Смауга» смотрится как интересная отсылка, то последнее сражение Торина настолько похоже на одну примечательную схватку из «Возвращения короля», что мотивы этого решения вызывают большой интерес. На что именно похожа финальная схватка, российский зритель сможет узнать уже завтра, а также сделать свои выводы и оценить, такого ли прощания с миром Средиземья он хотел? В конце концов, Джексон уже доказал, что красивую картинку он снимать умеет, а от последнего фильма хотелось бы чего-то большего.
Бонус-задачка для тех, кто не боится сложностей. Когда будете смотреть фильм, обратите внимание на одну сцену в середине фильма. Там будет Гэндальф, Элронд, Галадриэль и еще один колоритный персонаж. Попробуйте ответить для себя на вопрос: «Что тут происходит?»