Холи посвящается: из Болливуда с любовью

6 марта 2015, 10:00

Индийский праздник Холи – это Новый год. Однако Индия не была бы Индией, если бы все было так просто. Фактически, это – второй Новый год, потому что первый – Дивали – выпадает на осень. По-другому Дивали называется Праздником огней и символизирует победу духов света над тьмой, так что, соответственно, связывается осенний Дивали напрямую с душой человека. А вот Холи – это весенний Новый год, Праздник красок, который связан с человеческим телом и обозначает движение к тьме, которая осенью, в канун Дивали, станет светом, и так далее до бесконечности. К чему весь этот рассказ? К тому, что Холи, раз уж тесно связан с человеком, считается праздником Любви. И празднуют его индусы весело, ярко и красочно – именно так, как умеют снимать свои самые музыкальные и самые смешные фильмы про самое сокровенное – про любовь.

«Господин 420»

(«Shree 420»), 1955

shree-420

Идет по свету бродяга, напевая про себя: «Мои ботинки японские, штаны английские, на голове красная русская шапка, и только душа – индийская!» Эта песенка задает тон фильму и открывает характер главного героя и главные качества: его неутомимый оптимизм и умение взглянуть даже на самую большую неудачу так, что хочется хохотать. Так вот, главный герой, бродяга Ранбир Радж решил стать богатым. Однако куда девать совесть и честность? А если еще и вдобавок влюбился в девушку, что называется, «с принципами»? А если трясина нечестных дел все затягивает и затягивает, и соблазны все больше и больше?

Благодаря яркой игре актеров и одним из лучших песен в индийском кинематографе фильм не кажется таким уж черно-белым – его характеризуют как один из самых ярких эмоционально фильмов. Плюсом ко всему, «Господин 420» — один из классических фильмов Индии, который снял (и в котором снялся в главной роли) классик индийского кино – Радж Капур.

«Хочу жениться на дочери миллионера!»

(«Andaz Apna Apna»), 1991

1994-aaa-25-ak

Два друга, Амар и Прем, ищут себе невест. Но им не нужны простые девушки – им нужны дочери миллионера. Конечно же, умницы и красавицы, и с приданым, и чтобы родители их были тише воды ниже травы и разрешили пустить это приданое в оборот. И тут – какое совпадение! – они узнают, что в Индию приезжает Равина, которая, во-первых, красавица и не замужем, а во-вторых, дочь миллионера. Друзья решают во что бы то ни стало добиться расположения Равины. Только они не знают о том, что накануне прибытия в Индию Равина шутки ради поменялась местами со своей подругой Каришмой. Так что Амару и Прему в процессе завоевания сердца «миллионерши» предстоит узнать не только кто из девушек кто, но и что значит настоящая любовь, ради которой можно отказаться и от несметных богатств.

В свое время «Хочу жениться на дочери миллионера» собирало в Мумбаи полные залы, причем по просьбам зрителей в кинотеатрах фильм крутили целыми днями. Сложно сказать, в чем именно секрет успеха фильма, но вот одну деталь не отметить невозможно: один из самых ярких индийских актерских дуэтов – Аамир Кхан и Салман Кхан – точно полюбился зрителям во всем мире.

«Наступит завтра или нет?»

(«Kal Ho Naa Ho»), 2003

Фильм «Наступит завтра или нет?» относится к той сакральной категории индийских фильмов, что называется «не посмотреть нельзя». О нем спорят и над ним плачут, то называя его сюжет «гимном эгоизму» и попыткой американизации индийского кино, то называя его, напротив, открытием для индийского кинематографа и самым романтическим фильмом Болливуда.

В центре сюжета живущая в Нью-Йорке девушка Нейна, которая в свои двадцать с хвостиком познала все тягости и горести жизни. В семье у нее постоянные конфликты с бабушкой, работа валится под откос. Единственное, что хорошо – есть друг Рохит и курсы МВА, которые она исправно посещает и на которых знакомится с Аманом Матхуром. Последнему (в исполнении Шах Рукх Кхана) предстоит стать первой любовью Нейны, причем любовью взаимной и счастливой. Он всеми силами пытается «вернуть» Нейну к жизни, веселит ее, водит на танцы, все идет к счастливому финалу… Но вдруг он объявляет ей, что давно женат. Нейна находит утешение в объятиях Рохита. И, с легкой руки Амана, жизнь Нейны идеально складывается – только все же непонятно, почему Аман вдруг отрекся от Нейны и оказался «женатым». Ответ дается зрителю только в конце фильма, и этот ответ весьма неоднозначен ввиду морального вопроса допустимости вмешательства в чужую жизнь при определенных условиях.

Философская претензия фильма также выходит на свет в конце, когда и звучит вынесенный в заголовок вопрос: «Наступит завтра, или нет?» Тогда осознаешь призыв фильма жить полной жизнью, чувствовать ее во всех красках, отдаваться любви и счастью полностью, «зажигать» и «заражать» жизнью других, потому что для каждого из нас «завтра» однажды может не наступить.

«Три идиота»

(«3 Idiots»), 2009

Three-Idiots05

Однажды в университетском кампусе появляется парень по имени Ранчо. Он не только удивительно способный студент, но и удивительный человек, который стал лучшим другом для Фархана и Райжи. Ранчо смог изменить своих новых друзей, думавших, что они пришли в университет только ради диплома и карьеры – он доказал им, что они лучше, чем думают о себе, и способны на большее, чем только могут представить. Сам же Ранчо, пока учился, успел влюбиться в девушку Пиа и вести бесконечный конфликт со своим наставником Виру Сахастрабудхе. И вот однажды Ранчо, и без того загадочный тип, исчезает из их жизней и оставляет в них большой пробел. Что остается его друзьям? Только отправиться на его поиски и, как выяснится, на поиски самих себя.

Плюсом этой картины является как интересный, по-индийски мудрый и в то же время увлекательный сюжет, так и различные, оправданные и органичные, ответвления, тщательно продуманный сценарий вкупе с грамотной работой режиссера-постановщика, так что скучать за просмотром просто невозможно. В «Трех идиотах» сошлись любовь, дружба, сложные жизненные ситуации, внезапные радости, смех, слезы, песни и танцы – жизнь во всех ее проявлениях, и, наверное, благодаря его простоте и искренности после просмотра надолго остается хорошее настроение.

«Жизнь не может быть скучной!»

(«Zindagi Na Milegi Dobara»), 2011

Zindagi-Na-Milegi-Dobara

Мальчишник. Хочется добавить «в Вегасе»? А вот и нет: в Испании, по-индийски. Кабир, Арджун и Имран решили в честь свадьбы первого устроить мальчишник и теперь отправляются в Испанию. У каждого из них свой повод сбежать подальше: Кабир решил жениться неожиданно даже для себя, Арджун переживает кризис в личной жизни из-за карьеры, а Имран узнает о том, что он был приемным сыном человеку, которого считал своим отцом. Однако привычных голливудских похождений по испанским юбкам ждать едва ли стоит: у парней впереди плотный график из прыжков с парашютом, ныряния на дно океана и участия в помидорных боях. Параллельно с экстремальными похождениями все трое смогут ответить на вопросы, вынудившие их сорваться с места и прийти в конце к решениям, которые удивят даже их самих – но определенно откроют перед ними счастливую жизнь.

Этот фильм подкупает идеально выверенной картинкой, продуманной работой режиссера и композитора: здесь все органично, сложному сюжету не мешает музыка, не мешают танцы, а шутки направлены исключительно на раскрытие характеров и взаимоотношений между героями; каких-либо слов «ради слов» и действий «ради действий», с целью заполнения пустоты, здесь нет. Кстати, знатоки индийского кино рекомендуют «Жизнь не может быть скучной!» к просмотру тем, у кого словосочетание «индийский кинематограф» связывается только с «Зитой и Гитой» — потому что здесь уж точно не работает формула «Нет времени объяснять, я спою».

«ПиКей»

(«PK»), 2014

В фильме «ПиКей» инопланетянин высаживается на Землю, чтобы изучить Человека и его жизнь на планете. Однако все с самого начала идет наперекосяк – у ПиКея крадут пульт для связи со «своими», и ему нужно отправляться на его поиски в город. Но поиски пульта с первых же шагов ПиКея превращаются в школу выживания: инопланетянин недоумевает, как эти сумасшедшие (люди) вообще умудряются сосуществовать друг с другом – слишком уж много проблем они сами друг другу и создают. Алкаш (как его окрестили за потрепанный внешний вид) странно разговаривает на, казалось бы, понятном всем бходжпури, странно одет, странно себя ведет, да еще и задает землянам простые на первый взгляд, но такие сложные, если вдуматься, вопросы, которые способны перевернуть их мировоззрение – но земляне только отмахиваются, им не до раздумий.

Этот фильм – не просто комедия о хождении инопланетянина по Земле. По сути, на фоне всех приключений ПиКея, режиссеры сделали главным героем ленты религию, это Одиссея искания Бога во Вселенной. Этот фильм в какой-то степени отражает в целом направление восточного (и околовосточного) кинематографа – изучение жизни и искание истины через искусство. «ПиКей», несмотря на списанный с Голливуда сюжет, копает глубже и со зрителем общается на более личном уровне, в то же время оставаясь драмкомом, над которым смеешься, которому сопереживаешь и, куда без этого, подтанцовываешь.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ